Цель:
-научиться правильно оформлять цитаты, ссылки, перечисления, таблицы и рисунки, записывать количественные и порядковые числительные и сокращенные слова.
Вопросы:
1. Правила оформления цитат.
2. Правила оформления библиографии.
3. Правила оформления перечисления.
4. Правила написания количественных и порядковых числительных.
5. Правила текстового оформления таблиц и рисунков.
Задания:
1.Прочитайте предложения. Обведите знаки препинания, строчные и прописные буквы. Нарисуйте схемы предложений. Запомните сложные случаи оформления цитат.
| Предложения | Схема |
| 1. Е. А. Евтушенко иронично и восторженно пишет: «…поэзия обладает не только полезностью благонамеренной овсяной каши, но и магией колдовского приворотного зелья [Евтушенко Е.А., 1979, с. 24]. | |
| 2. В конце XIX века Ф. М. Достоевский спросил: «…разве может человек основать свое счастье на несчастье другого?» - и до сих пор мы мучительно ищем ответа на этот вопрос [Достоевский Ф М., 1983, с. 13]. | |
| 3. Ф. М. Достоевский пишет: «…народы Европы и не знают, как они нам дороги!» [Достоевский Ф. М., 1983, с. 95]. | |
| 4. М. В. Исаковский напоминает, что «книга – источник человеческих знаний…» [Исаковский М. В., 1970, с. 10]. | |
| 5. М. Ильин пишет: «Чтобы открыть неведомые страны, нужен был не только учебник навигации…» [Ильин М., 2001, с. 25]. | |
| 6. Неужели современный человек смог «основать свое счастье на несчастье другого»? [Достоевский Ф. М., 1983]. | |
| 7. «Чем успокоить дух, - спрашивает Ф.М. Достоевский, - если позади стоит нечестный, безжалостный, бесчеловечный поступок?» [Достоевский Ф.М., 1983, с. 59]. | |
| 8. «Почему во всякой книге двусмысленность выражения считается главным недостатком?» [Гельвеций, 1995, с. 63]. | |
| 9. А ведь и в самом деле, «…народы Европы и не знают, как они нам дороги!» [Достоевский Ф.М., 1983, с. 95]. | |
| 10. «Книга – источник человеческих знаний…» [Исаковский М. В., 1970, с. 10]. |
2. Познакомьтесь с приведенным ниже списком литературы. Укажите, в каких источниках библиографическое описание оформлено неправильно. Исправьте ошибки, запишите правильный вариант. Затем выпишите номера книг в порядке, соответствующем алфавитному.
1. Д. Э. Розенталь. Культура речи. М.: Наука, 1964 год.
____________________________________________________________
2. Н. М. Шанский. «В мире слов».М.: Русский язык,1971.
____________________________________________________________
3. От телефона к телефаксу. Тимофеева Г. Г. // Русский язык в школе, 1990, № 5, с. 90 – 91.
____________________________________________________________
4. Дано ли нам предугадать?.. (О будущем русского языка) // Русистика.-1990.-№ 2.- С. 70-80.
___________________________________________________________
5. Автореф. …дис. канд. философ. наук. Штельцнер В.А. Логические проблемы дискуссии. М., 1973.- 14 с.
6. Новые слова и словари новых слов: Сб. статей / Под ред. Е.А. Левашова. СПб., 1997.-169 с.
3. Просклоняйте и запишите цифрами словосочетания:
Пятьдесят седьмой образец, двадцатая глава, тридцать первое задание, сорок четвертые сутки.
4. Прочитайте отрывок текста. Выберите фрагмент для цитирования и оформите его а) как цитату, являющуюся самостоятельным предложением, б) как прямую речь, в) как придаточное предложение. Поставьте подстрочные библиографические ссылки.
Увы, мы не знаем родной язык – мы только им пользуемся. Говорим, как птицы поют, - естественно и свободно, как придется. Знать же язык, языком владеть – значит охватить сознанием не одну лишь пользу слов и грамматики, но проникнуть в изначальную суть, в красоту и в высокую правду речи, понять до конца, не ощущением только или чувством, но и разумом, волей. Понять, что именно язык – начало всех начал, что, приступая к делу, и совершая дело, и подводя итог, мы осмысляем все это словом, передавая открытое для себя – другим.
(Колесов В. В. Культура речи – культура
поведения. Л.: Лениздат, 1988. С.4)
Литература
Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий [Текст] / Под ред. Е.В. Ганапольской, А. В. Хохловой.-СПб., 2010.-С.18 – 182.