Материал для справок

Грамматическая трансформация - изменение (упрощение) структуры предложения при сохранении лексического наполнения: Температура повышается, когда увеличивается давление →температура повышается при увеличении давления.

Лексическая трансформация -замена слова при сохранении грамматической структуры фразы: экскурсовод →гид; рентабельный → прибыльный (неадекватная замена с частичным изменением смысла).

Лексико-грамматическая трансформация – изменение структуры предложения и его лексического наполнения при сохранении смыслового содержания: химический состав стали влияет на то, какими будут ее свойства →свойства стали завися от ее химического состава.

Логико-смысловая трансформация – выражение содержания некоторого отрезка текста другими языковыми средствами: новый метод производства в отличие от уже существующих не требует больших материальных затрат, что положительно сказывается на себестоимости продукции → новый метод производства экономически выгоднее традиционных.

4. Напишите подробный интегральный конспект текста.

Что такое - субкультура? И чем она отличается от известных социальных групп?

В любом обществе постоянно происходят процессы стратификации. Отдельные люди из национальных меньшинств образуют этническую общину; они считают себя близкими друг другу, поскольку реально или в воображении происходят от общих предков. Социальная элита почти во всех обществах отделяет себя от других слоев; в Европе, например, до недавнего времени существовал замкнутый круг титулованной аристократии и богачей со своим особым кодексом чести. Даже в современном демократическом обществе семьи, занимающие определенное социальное положение, обычно отделяют себя от рядовых людей. Некоторые религиозные люди замыкаются в изолированных общинах; они мало интересуются взглядами людей из внешнего мира, чьи души считают «потерянными». Многие люди из таких социальных миров практически ограничивают себя контактами с членами своей группы. Люди из внешнего мира кажутся им странными, а иногда и вовсе не считаются «настоящими» людьми. Изоляция сплачивает общность, ибо умножает внутренние контакты и укрепляет барьеры, отделяющие от внешнего мира.

Такие общности обладают любопытными свойствами. В их недрах со временем возникают и развиваются «субкультуры» - своеобразные сгустки сознания: картин мира и связанных с ними специфических норм, ценностей, символов, стереотипов, языка, этикета, восприятия. Носители субкультурного сознания – члены субкультуры – это люди, наилучшим образом «вписывающиеся» и «ощущающие себя» в данной1 клетке социальной структуры – социальной страте.

Так, например, в среде военных «настоящий офицер» - это носитель субкультурного сознания (картины мира, ценностей, норм и др.) социальной группы офицеров, чувствующий себя в условиях армии «как рыба в воде». А чтобы стать, скажем, «настоящим предпринимателем», надо иметь к этому не только способности, но и склонности, надо еще искренне принять нормы, ценности, символы и хорошо усвоить язык «делового мира». Далеко не все предприниматели способны на это, а потому и не все из них принадлежат соответствующей субкультуре.

Членов субкультуры в породившей ее социальной страте может быть немного, но именно они выражают ее социокультурную «суть». Вот почему «предприниматель» по роду занятий и «предприниматель» как член субкультуры – это, возможно, совершенно разные люди. Образно говоря, субкультуру можно сравнить с кристаллом, вызревающим в недрах социально-профессиональной, демографической или этнической группы и являющимся квинтэссенцией ее сознания, выразителем ее духовной сути.

Поиски главных признаков, отличающих членов какой-либо субкультуры от других людей (т.е. людей из других субкультур) оказались очень сложными и поначалу не дали ощутимых результатов. Трудность состояла в том, что таких признаков оказалось слишком много – содержание, структура и иерархия ценностей, установок, ориентаций; отношение к труду, религии, семье, морали, искусству и культуре; образ и стиль жизни: специфика общения, поведения, досуговое времяпрепровождение. И только впоследствии удалось понять, что все эти признаки сами являются лишь следствием различий в более фундаментальном признаке – индивидуальной картине мира – синтетическом панорамном представлении о конкретной действительности Именно картина мира порождает все перечисленные выше элементы сознания.

Основой индивидуальной картины мира, ее «несущим каркасом» является система образов – не только зрительных, но и звуковых, вкусовых, тактильных и обонятельных. Но речь идет не об отдельных образах. Здесь более важны система их взаимосвязей и взаимное расположение на картине мира, их характер и эмоциональная «окраска». Ведь когда художник создает картину мира, дело не только в том, что или кто изображен на ней. Главное – как это изображено, в каком отношении друг к другу находятся изображаемые элементы, как они эмоционально окрашены и т. д.

(К синтезу естествознания и социологии // Цветущая сложность: Разнообразие картин мира и художественных предпочтений субкультур и этносов / Науч. ред. К. Б. Соколов; ред.-сост. П. Ю. Черносвитов.- СПб, 2004.- С.10 – 12.)

Литература

Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий [Текст] / Под ред. Е.В. Ганапольской, А. В. Хохловой.-СПб., 2010.-С.183 – 200.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: