Характеристика основных принципов (ст. 7)

· Законность при производстве по уголовному делу. (ст.7)

Общеправовой принцип, проявляется в требовании точного и неуклонного соблюдения и исполнения конституции, УПК судом, прокурором, следователем, органом дознания, дознавателем, руководителем следственного органа и начальником подразделения дознания. Предполагает соблюдение общепризнанных международных норм права, международных договоров РФ, а так же в данный принцип включается требование законности, обоснованности и мотивированности всех решений, принимаемых указанными должностными лицами.

2. Осуществление правосудия только судом (ст. 8 и ст. 1, ст. 4 ФКЗ «О судебной системе»). Сущность - признать лицо виновным в совершении преступления, а так же подвергнуть его уголовному наказанию полномочен только суд своим приговором. В этом проявляется суть правосудия. Осуществляя правосудие, суд осуществляет судебную власть, единственным носителем которой он является. Правосудие может осуществляться только судами, учреждённым в соответствии с Конституцией и ФКЗ «о судебной системе». Никакие другие органы и лица не вправе брать на себя судейские функции и осуществлять правосудие по уголовному делу. Так же только суд в праве принять решение о применении мер процессуального принуждения (заключение под стражу), принудительных мер медицинского характера (ПММХ), производстве некоторых следственных действий, ограничивающих права граждан (обыск в жилище, арест почтово-телеграфной корреспонденции). Данный принцип содержит правила о подсудности (ст. 31).

Охрана прав и свобод, чести и достоинства личности (ст. 9, 12,13 УПК, Конвенция ООН «Против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинства видов обращения и наказания» от 10 декабря 1984г.).

Данный принцип обязывает должностных лиц при выполнении процессуальных действий и вынесении решений не допускать унижении чести и достоинства участвующих в деле лиц, применять к ним меры процессуального принуждения только в случае действительной необходимости и не иначе как на основании, в порядке и пределах, предусмотренных законом. Органы государства обязаны принимать меры к охране безопасности, чести и достоинства участвующих в деле лиц, членов их семей, близких родственников от возможного на них посягательства со стороны кого бы то ни было. Честь – общественная оценка личности, определённая мера духовных и социальных качеств лица. Достоинство – внутренняя самооценка лицом качеств, способностей, мировоззрения, своего социального значения. В данный принцип включается:

- соблюдение правил о неприкосновенности личности, жилища, частной жизни, переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, информацией о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Все вмешательства только с согласия лица и (или) с разрешения суда (ст. 161, 179, ч. 7 ст. 182, ч. 3 ст. 184, ч. 2 ст. 202, 241 УПК);

- обеспечение охраны чести, достоинства, жизни и здоровья лиц, участвующих в производстве следственных действий;

- запрещение причинения личности физического, морального и иного ущерба, применение пыток и тому подобное (ст. 164);

- возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (реабилитация).

Нарушение указанных правил создают основания для обжалования действий и решений должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, а так же предъявлении иска о защите чести и достоинства, компенсации морального вреда.

Охрана прав и свобод человека и гражданина (ст. 11 УПК). Данный принцип является конституционным. Основное содержание принципа вытекает из статьи 45 Конституции. Государство обязано соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать условия для их реализации, а так же механизмы их защиты. Ограничение прав и свобод возможно только при производстве по уголовному делу и только в случаях и пределах, установленных УПК. Лицо может реализовать свои права в уголовном судопроизводстве только в случае осведомлённости об этих правах, обязанностях и ответственности, поэтому в законе установлена обязанность должностных лиц разъяснять лицу его права, обязанности и ответственности. Разъяснение включает в себя:

- информирование о том, какими правами и обязанностями лицо обладает;

- выяснение у лица, понятен ли ему смысл и содержание прав и обязанностей;

- обеспечение реальной возможности осуществления этих прав;

Данный принцип тесно связан с принципами, содержащимися в статьях 9,10,12,13, которые являются частными проявлениями данного принципа. Важным средством защиты прав и свобод следует считать, установленную ч.4.ст.11 возможность возмещения вреда всем лицам, чьи права и интересы были нарушены судом или другими должностными лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство.

4. Язык уголовного судопроизводства (ст. 18, Закон РСФСР от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов РСФСР», Определение КС от 15.03.2003). Данный принцип обеспечивает доступность суда для населения, возможность реального осуществления процессуальных прав всеми участниками процесса, что способствует реализации конституционного положения о равенстве всех перед законом и судом. Согласно данному принципу судопроизводство осуществляется на государственном языке РФ. В субъектах РФ судопроизводство может вестись так же и на государственном языке этого субъекта. Если это язык большинства населения данной республики, местности. Лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается участие переводчика, который должен осуществить устный и письменный перевод (для процессуальных документов). Предоставляется любому лицу, участвующему в уголовном судопроизводстве и не владеющему языком на протяжении всего процесса, а не на протяжении отдельных стадий. Лица, ведущие производство по делу обязаны владеть языком судопроизводства (все лица в принципе 1 +присяжные заседатели), поскольку недостаточное знание языка судопроизводства не позволит им выполнить возложенные на них процессуальные функции, а если речь идёт о судье или присяжных заседателей, то в этом случае повлечёт нарушение тайны совещательной комнаты. Расходы на переводчика являются судебным издержками и относятся на счёт государства. Дополнительной гарантией прав лица, не владеющего языком судопроизводства является обязательной участие защитника во всех стадиях (ч. 1 ст. 51 УПК).

Переводчик (ст. 59) – лицо, владеющее языками, знание которых необходимо для осуществления перевода и назначаемое органами дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судом в случаях предусмотренных статьёй 18 УПК. Переводчиком может быть любое, не заинтересованное в деле лицо при условии, что это лицо в совершенстве владеет языком уголовного судопроизводства и языком, которым владеет лицо, для которого приглашается переводчик. Переводчик должен владеть навыками устного и письменного перевода. Наличие специального образования не требуется. Переводчик несёт ответственность за заведомо ложный перевод (307 ст.). При уклонении переводчика от явки и исполнения своих обязанностей на него может быть возложено денежное взыскание, так же он может подвергаться мерам процессуального принуждения. Правила ст. 59 распространяются на лицо, понимающего знаки немого, глухого.

5. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 16 УПК, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года.). Общеобязательный, основополагающий. Под обеспечение права на защиту понимается совокупность всех представленных лицу законом процессуальных прав для опровержения возникшего подозрения или предъявленного обвинения. Способы реализации права на защиту:

· Лично (давать показания, представлять доказательства, участвовать в следственных и процессуальных действиях, заявлять ходатайства, отводы, обжаловать действия и решения должностных лиц);

· С помощью защитника. Следователь обязан оказывать содействие обвиняемому и подозреваемому в реализации его прав на защиту, создавать условия для предоставления им доказательств и участия в их исследовании.

Т.о. данный принцип имеет 2 взаимосвязанных стороны: установление непосредственно самого права лица на защиту и установление гарантий осуществления данного права. Право на защиту неотделимо от гарантий его реализации. К этим гарантиям относится:

- установленная законом обязанность суда, прокурора, следователя и т.д. разъяснять подозреваемому и обвиняемому их права;

- принятие указанными органами мер по реальному обеспечению подозр. и обвин. защитником.

- установление запрета возлагать на обин. и подозр. обязанность доказывать свою невиновность;

- установление права о и п на отказ от дачи показаний (ст. 47).

Обеспечение подозреваемого и обвиняемого квалифицированной юридической помощью является важнейшим элементом их права на защиту. Обязательным условием реализации этого права является возможность свободного выбора защитника. Участие в деле другого, вместо выбранного обвиняемым защитника признаётся ВС РФ существенным нарушением закона. Другим важным элементом данного права является право обвиняемого и подозреваемого на беспрепятственное общение с защитником. УПК гарантирует право на конфиденциальные встречи без ограничения их количества и времени (ст. 46, 47). Исключение: Ограничение встречи с защитником до первого допроса подозреваемого (ч. 4 ст. 92 УПК).

Важной частью права на защиту является право обвиняемого, подозреваемого на бесплатную юридическую помощь адвоката, назначаемого по решению органов следствия и суда в случаях предусмотренных статьёй 51 УПК. Защита - право лица, а не обязанность и если лицо не желает осуществлять свою защиту, это не может являться доказательством его виновности и не может быть использовано против этого лица. Данный принцип в итоге преследует цель не допустить осуждения невиновных или необоснованного тяжкого наказания виновных, а так же не вызвано необходимостью ограничения прав обвиняемого как гражданина. Нарушение права на защиту является существенным нарушением уголовно-процессуального закона и влечёт отмену обвинительного приговора.

6. Презумпция невиновности (Всеобщая декларация прав человека 1949, Европейская конвенция (ст. 5,6), Пакт о политических правах (ст. 14)). Презумпция – положение, которое существует пока не установлено обратное. Презумпция невиновности является общепризнанной гарантией прав человека. Суть – каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Выражает не личное отношение какого-либо конкретного человека к обвиняемому, а объективное правовое положение лица т.е. государство, общество считает его добропорядочным гражданином пока не будет установлена его виновность в законном порядке. Обвиняемый – ещё не преступник, поэтому исходя из презумпции невиновности ограничение прав и свобод, допустимых в отношении осужденного, к обвиняемому не могут быт применимы. Презумпция действует так же и в отношении подозреваемого и любого другого лица. Принцип презумпции охватывает следующие положения:

- невиновный не должен быть привлечён к уголовной ответственности;

- лицо признаётся обвиняемым только на основаниях и в порядке, установленном УПК;

- обстоятельства дела должны быть исследованы всесторонне полно и объективно, не допустим односторонний обвинительный подход;

- лицо не обязано доказывать свою невиновность; напротив обязанность доказывания вины лежит на обвинителе.

- лицо может быть признано виновным, если его виновность доказана в судебном разбирательстве. Не доказанная виновность по своим правовым последствиям равнозначна доказанной невиновности в связи с чем при недостаточности доказательств и невозможности собирания дополнительных доказательств дело прекращается или выносится оправдательный приговор.

7. Принцип состязательности. Стороны обвинения и защиты пользуются равными правами для отстаивания своей точки зрения. Суд создает необходимые условия для выполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав и разрешает уголовное дело по существу. Суд не выступает на стороне обвинения или защиты. Объективен и свободен в оценке доказательств и доводов сторон и является для них беспристрастным арбитром. В силу данного принципа суд вправе:

– возбуждать уголовное дело публичного и частно-публичного обвинения или отказывать в его возбуждении.

– Возвращать уголовное дело для производства дополнительного расследования, в связи с неполнотой проведённого расследования и давать органам расследования какие-либо указания по восполнению доказательственной базы обвинения.

– принимать по собственной инициативе меры к доказыванию виновности подсудимого.

Проявлением данного принципа является установленная УПК обязанность суда прекращать уголовное дело полностью или в части в случае отказа государственного или частного обвинителя от обвинения.

Другим проявлением принципа является равноправие сторон. Стороны в процессе наделены равными процессуальными возможностями по отстаиванию своих прав и охраняемых законом интересов путём участия в доказывании, заявлении ходатайств, обжалованию действий и решений суда, в пересмотре решения суда в вышестоящих инстанциях. Сторонам должна быть предоставлена равная возможность довести до суда свою позицию относительно всех обстоятельств дела, что способствует наиболее полной реализации права на защиту. Конституционный суд в одном из своих решений указал, что объём процессуальных прав, предоставленных сторонам, может отличаться в зависимости от стадий процесса, однако, это не может повлиять на равенство этих прав между самими сторонами.

8. Свобода оценки доказательств (ст.17). Суть – судьи, присяжные заседатели и т.д. оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью. Придание свободе оценки значения принципа обусловлено тем, что подход к определению ценности доказательства влиял и влияет на существующие формы уголовного процесса. Принципу присущи следующие положения (правила оценки):

- никакие доказательства не имеют заранее установленной силы;

- в законе отсутствуют правила о преимуществах одних доказательств перед другими, а так же о необходимом количестве доказательств для разрешения дела по существу;

- оценка доказательств производится уполномоченными должностными лицами по их внутреннему убеждению, что означает самостоятельность этих субъектов в оценке доказательств. Для суда данное положение гарантируется дополнительным правилом, запрещающим вышестоящим судам при направлении дела на новое рассмотрение после отмены приговора предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, о достоверности или не достоверности конкретных доказательств и т.п. Внутреннее убеждение не может быть производным. В основе вывода должностного лица должна лежать совокупность допустимых, относимых, и достоверных доказательств. Внутренние убеждения это уверенность в доброкачественности доказательств и правильность делаемых на их основе выводов. Должностные лица оценивают доказательства не только законом, но и совестью. Данное положение ст. 17 означает возложение на лицо обязанности соблюдать как закон, так и нормы нравственности и в первую очередь те, которые призваны вызвать чувство ответственности за своё решение перед обществом, стимулировать адекватную самооценку своих поступков.

Тема 3. Субъекты уголовного процесса

· Понятие субъектов. Классификации.

В уголовный процесс вовлекаются значительное число органов, должностных лиц и граждан, и все они осуществляют уголовно-процессуальную деятельность, выступают носителем прав и обязанностей, и поэтому являются участниками уголовного процесса.

Участники – государственные органы, должностные лица, граждане, принимающие участие в уголовно-процессуальной деятельности в соответствии с законом, который определяет их права и обязанности в уголовном судопроизводстве.

В зависимости от способа вовлечения в уголовно процессуальные отношения участники делятся на:

· Вовлекаемые в силу должностных обязанностей (Суд, прокурор, следователь, дознаватель и т.д);

· Вовлекаемые посредством реализации своих субъективных прав (потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители);

· Вовлекаемые по решению органов власти (должностных лиц) - подозреваемый, обвиняемый, их представители

· Вовлекаемые путём исполнения поручения, полученного от субъекта второй и 3 группы(защитник, представители).

В зависимости от стоящих перед субъектам задач, интересов и осуществляемых функций:

· Суд;

· Участники со стороны обвинения;

· Участники со стороны защиты;

· Иные участники уголовного процесса;

Суд

Конституция ст. 118. Гл.5 р. 2 УПК, ФКЗ «О судебной системе РФ»

Суд – орган правосудия.

Судебная власть осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей (п.1 ст. 1 ФКЗ «О судебной системе»).

На стадии предварительного расследования суд так же осуществляет некоторые полномочия, связанные с ограничением конституционных прав граждан, которая допустима только на основании судебного решения (ст. 22, 23, 25 Конституции, Ст. 29 УПК).

Понятие Суда (п. 48 ст. 5 УПК)

Суд - любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения, предусмотренные настоящим Кодексом

Составы суда

В УПК предусмотрено рассмотрение дел в судах в 2х составах: коллегиально и единолично (ст. 20 УПК).

В 1й инстанции дела могут рассматриваться судьей единолично и коллегиально в зависимости от подсудности и тяжести уголовного дела.

2 вида коллегий:

· 1 коллегия – судья и 12 присяжных заседателей.

· 2 коллегия – 3 профессиональных судьи.

Во второй инстанции состав суда зависит от вида второй инстанции. В суде апелляционной инстанции судья единолично рассматривает (до мая 2011 года). В суде кассационной инстанции коллегиально судом в составе 3х судей (до января 2013).

Рассмотрение дел в порядке надзора рассматривается коллегиально – не менее 3 судей.

Положения суда в уголовном процессе определяется как главенствующее, поскольку суд решает все вопросы самостоятельно независимо от судов вышестоящей инстанции по своему внутреннему убеждению.В своей деятельности суды не связаны выводами предварительного следствия органов дознания, мнением прокурора(за исключением отказа прокурора от обвинения в судебном разбирательстве) и выводами вышестоящих судебных инстанций. Взаимоотношения между различными звеньями судебной системы строятся на основе независимости судей и подчинения их только закону. При несогласии с выводами и решениями суда первой инстанции апелляционная кассационная и надзорная инстанция вправе в пределах своих полномочий отменить или изменить приговор, иное судебное решение, прекратить производство по делу, либо направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Полномочия суда – ст. 29 УПК.

1) признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;

2) применить к лицу принудительные меры медицинского характера в соответствии с требованиями главы 51 настоящего Кодекса;

3) применить к лицу принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 настоящего Кодекса;

4) отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом;

Суд правомочен принимать решения:

1) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;

2) о продлении срока содержания под стражей и т.п.

Полномочия суда после вынесения решения по уголовному делу не заканчиваются, поскольку после вступления приговора в законную силу и обращения его к исполнению только суд может решить некоторые вопросы (ст. 397, 398). Решения, выносимые судом, являются обязательными к исполнению всеми участниками уголовного процесса, иными лицами и органами государственной власти, которых они касаются и к которым они обращены. Приговоры суда, являясь актами правосудия, наделяются особым властным свойством. Они вступают в законную силу.

Согласно закону о статусе судей (ст. 9) независимость судьи обеспечивается:

· предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

· запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

· установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

· правом судьи на отставку;

· неприкосновенностью судьи;

· предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;

· особой защитой государства;

· системой органов судейского общества.

Независимость судей означает, прежде всего, создание такого порядка судопроизводства, который бы оградил судей от вмешательства. С этой точки зрения установлено правило, исключающее возможность при вынесении решений присутствовать, кому бы то ни было, кроме судей, в совещательной комнате, запрещающей телефонные переговоры с судьями при их совещании, не допускать разглашение судьями сведений о ходе совещаний. («Обеспечение тайны совещания судей», ст. 298, 314 УПК; ст. 193 ГПК; ст. 167 АПК).

Не менее важно обеспечить независимость каждого судьи (и соответственно заседателя) внутри судейской коллегии. Не менее важно обратить внимание на порядок совещания судей (ст. 301 УПК), который в совокупности стайной совещания гарантирует независимость судей друг от друга (в том числе арбитражных заседателей от – председательствующего, а присяжных – от старшины). Суть этого порядка сводится к следующему:

· наличие запрета судьям (а также соответствующим заседателям) воздерживаться от голосования;

· установление правила предписывающему председательствующему (а при совещании присяжных заседателей их старшине) подавать свой голос последним.

На обеспечении независимости судей нацелено и положение ч.2 ст.10 Закона о статусе судей, в соответствии с которыми судья ни кому не обязан давать какие либо объяснения по существу рассмотренных или находящихся в рассмотрении дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, за исключением случаев предусмотренных процессуальным законом. Например: правом ознакомления с материалами рассмотренного уголовного дела наделены прокурор, осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители.

Судьи, члены их семей, их имущество находятся под особой защитой государства (ч.2 ст.9 Закона «О статусе судей»).

В развитии этого положения принят специальный Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (СЗ РФ. 1995.№17.Ст1455). В свою очередь министр РФ принял приказ, специально посвященный мерам по реализации указанного Федерального закона, утвердил инструкцию о порядке обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов до создания специальных подразделений в органах внутренних дел по обеспечению безопасности защищаемых лиц.

Основанием для принятия мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого лица.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: