Византия. Ключевые слова: Никео-Константинопольский символ веры, Вселенские соборы, анафема, василевс, монашество

Ключевые слова: Никео-Константинопольский символ веры, Вселенские соборы, анафема, василевс, монашество, исихазм, икона, иконостас, литургия, кондак, иконоборчество, пергамент, ипподром, цирковые партии, Византий, аскетизм, кодекс Юстиниана, Феодора, спиритуализм, ромеи, димы, мозаика, Иоанн Лествичник, Григорий Палама, канон.

В 324 г. император Константин перенес столицу Римской империи на новое место, гениально выбранное у Босфорского пролива, на мысу, омываемом с одной стороны водами Мраморного моря, с другой – Бухты Золотого Рога. Здесь почти соприкасались Азия и Европа, пересекались торговые пути, связывающие Запад и Восток, город контролировал проливы между Средиземным и Черным морями. Город, игравший роль «второго Рима», получил имя Константинополь в честь своего основателя. В 395 г. после распада на Западную и Восточную империи Константинополь стал столицей самостоятельного крупного государства Византии, территориальные владения которой первоначально распологались в Европе, Азии и Африке.

Название государства происходит от небольшой греческой колонии Византий, на месте которой построен Константинополь. Византия – государство, уникальное по своей роли в мировой культуре. Оно было создано для утверждения новой «благоверной» религии – христианства и для приобщения к ней народов мира. Одной из наиболее важных черт византийской культуры стал ее синтезирующий характер, различные культурные традиции не просто суммировались, вырабатывалась некая квинтэссенция, развивалось самое передовое и лучшее. Именно этот новый более высокий уровень культуры передавался соседним государствам и всему миру.

В течение первого периода истории Византии: IV-VII вв. –сложилась и закрепилась своеобразная политическая система. Во главе государства стоял император (василевс). Восточно-христианская церковь наиболее последовательно обосновала идею божественного происхождения императорской власти. Власть византийского императора, главы христианского мира, являлась самодержавной, не ограничивалась договором, связываясь только узами христианской морали. Вместе с тем она не передавалась по наследству. Главными обязанностями «первого среди равных» считались защита интересов народа и государства. Бюрократическое общество выбирало, назначало и смещало императора. Существовали два основных правительственных органа: сенат и государственный совет. Государство находилось в состоянии согласия (симфонии) с Церковью.

Господствующий класс византийского общества был неоднороден. До VII в. большую роль играло сословие римских сенаторов. Поднималась новая землевладельческая знать. На первый план выдвинулась чиновничья аристократия. В детально разработанной иерархии чинов придворной администрации существовало множество титулов и рангов. Вожди и правители народов, находившихся в сфере влияния Византии, включались в эту систему. Например, русская княгиня Ольга в середине X в. получила при дворе императора Константина Багрянородного титул архонтиссы.

Наиболее важные вопросы веры рассматривались и решались на вселенских соборах, соборы утверждали церковные каноны (правила), осуждали или предавали анафеме ереси. В IV в. центральным в спорах стал вопрос о понимании догмата Троицы. В Византии признавалось равенство всех божественных лиц Троицы: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой обладают одинаковой святостью и величием. Ортодоксальное понимание догмата Троицы, или «символ веры» было утверждено на двух вселенских соборах – в Никее 325 г. и в Константинополе 381 г., которые осудили ересь арианства. Она возникла в IV в. в Александрии и провозглашала, что Бог-Сын не может быть равен Богу-Отцу, поскольку рожден Им, поэтому Бог-Отец выше.

После распада Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную, Церковь тоже разделилась на восточно-христианскую – Православную и западную – Католическую (закрепление разделения произошло в 1054 г.).

Философской основой православия стал неоплатонизм (объективный идеализм). Догмат Троичности Бога созвучен триаде Платона: 1) Единое – беспредельное начало – Родитель, или Бог Отец; 2) Ум, Смысл, Слово, раскрывающее Единое – Бог-Сын – Человек; 3) Душа, соединяющая все – Бог – Дух Святой.

Представление о божественном предопределении играло в православии значительно меньшую роль, чем в католичестве. Допускалась возможность индивидуального спасения в результате проявления воли человека, важной считалась индивидуальная молитва, которой достигалось единение человека с Богом. В то время как в католицизме велика роль церковной организации и общины, регламентирующих жизнь верующих.

Восточно-христианская церковь не была независима от государства, и, как правило, не вступала с ним в противоречия. Церковная организация не была строго централизованной, пять патриархий первоначально были равны друг другу по значимости, затем Константинопольская возвысилась. Католическая церковь, во главе с папой, наоборот, была строго централизованной, обладала организационной и экономической независимостью от государственной власти и часто конфликтовала с ней.

Существенны были различия между православием и католицизмом в обрядности и церковном искусстве. В православии большую роль играют иконы, развито поклонение Богородице и различным святым. В IV в. в Византии началось движение аскетизма, появились монахи-отшельники, жившие в пустынях – в Египте, Сирии, Палестине, формируются монастыри. В X в. возникает Афонский монастырь (Греция), ставший центром паломничества православных. Главным путем очищения человека от греховности в православии является искреннее покаяние на исповеди.

Население Византии считалось избранным народом Божьим – христианами. Этническим ядром были эллины (греки), но в составе государства находились многие народы: римляне (ромеи) копты (египтяне), сирийцы, армяне, иудеи, фракийцы, иллирийцы, славяне, различные туземные племена Малой Азии. Разнообразие этнических и религиозных традиций вызывало появление многочисленных антихристианских и языческих ересей. Чтобы избежать противоречий, византийская Церковь использовала народные верования, явно не противоречившие христианству.

Хозяйственная система Византии была довольно сложна. Наложение феодальных отношений на остатки рабовладельческой системы вызывало острые социальные противоречия. Тем сильнее поражает необычайный экономический и культурный расцвет византийских городов. Существовала государственная регламентация ремесла и торговли. Столицу государства Константинополь называли «городом изнеженной праздности и неутомимого труда». Крупными городами были Антиохия (Сирия), Александрия (Египет); Иерусалим (Палестина); Эдесс (Северная Месопотамия), Тир и Бейрут (Финикия), Эфес и Смирна (Малая Азия). Здесь проживала духовная элита мира: теологи, писатели, историки, эстеты. Здесь создавались художественные ценности, формировавшие вкусы и стили искусства во всем мире. Одним из любимых развлечений горожан были состязания (ристания) колесниц на ипподромах. Зрители делились на цирковые партии по цветам одежды возничих: голубые, зеленые, красные, белые. Возничих боготворили, им ставили памятники.

В VI–VII вв. при императоре Юстиниане I (527–565 гг.) Византия пережила первый расцвет. Законодательство (кодекс) Юстиниана вобрало в себя достоинства римского права и применило их к новым условиям. Впервые в истории было признано естественное равенство людей, а рабство признано состоянием, противоречащим человеческой природе. Сподвижницей Юстиниана в государственных делах стала его супруга, Феодора, обладавшая незаурядным умом и красотой.

Второй период истории Византии VII-XII вв. очень сложен. В VIII в. происходитмассовое расселение варварских племен, некоторые территории империи приобретают независимость. От Византии отпадают многие территориальные владения в Малой Азии, на Балканском и Апеннинском полуостровах. Главным политическим и культурным противником Византии стал Мусульманский Восток. Арабскому халифату отошли Сирия, Палестина, Месопотамия и Египет. В VIII в. централизация государственной власти усиливается. Императорская власть независима от высших социальных прослоек. Устанавливается контроль над Церковью: император получает решающий голос при выборе патриарха. Укрепилось военно-административное управление страной: высший военачальник – стратиг – непосредственно подчинен императору. К X в. складывается класс феодалов и укрепляется монастырское землевладение. Возрастает личная и земельная зависимость крестьянства от феодалов. В VII–IX вв. образуется рынок дешевой рабочей силы в городах. Социальные конфликты усиливаются. Со стороны государства принимаются меры против участия простых граждан в политике.

Конец XI–XII вв. – это апогей развития византийских городов. Возвышаются Никея, Смирна, Эпир, Трапезунд, новый подъем переживает Константинополь. В это время существовал городской устав – «Книга эпарха», регламентировавший жизнь в городе. Основное население города составляли свободные ремесленники, но сами ремесленные корпорации были зависимы от государственной власти.

Официальная идеология Византии характеризуется торжеством теологии. Это полное господство христианского мировоззрения в варианте православия. Происходит систематизация богословия без выработки новых идей. Одним из главных апологетов (защитников) православия был Иоанн Златоуст. Девизом другого крупного ортодокса – Иоанна Дамаскина было отсутствие всякой оригинальности: «Не люблю ничего своего». Проводя отбор знаний, он предложил систему идей о Боге, сотворении мира и человека. Главной составляющей интеллектуальной элиты было черное духовенство. Сфера светского знания оказалась сужена, уровень грамотности населения невысок.

В философии, тесно связанной с теологией, выделялось два направления. В основе патристики лежит представление о совершенном бытии, даре Бога-творца. Слово патристика происходит от слова pater – отец. Основы философского учения были сформулированы отцами церкви – Василием Кесарийским, Григорием Нисским, Григорием Назианзином. Мистика основана на вере в слияние человека с Богом, в возможность общения с потусторонним миром.

Одним из главных жанров литературы к IX в. стали жития святых (агиография ). Авторами, как правило, являлись монахи. Живая демократическая струя проникает сюда из народной жизни, но к XI в. вырабатывается сухая схема, шаблон. Развивается монастырская литературная поэзия. Известна поэтесса-монахиняКасия, творчество которой проникнуто сознанием собственной интеллектуальной высоты, с которой она бичует глупость и бездарность. Светская литература характеризуется дидактикой (поучительностью). Распространен жанр зерцала – наставления. В X–XI вв. появляются сочинения на разговорном языке с элементами фольклора, например, эпическая поэма о Дигенисе Акрите.

Историческим жанром, основанным на Библии и повествовавшим о всемирной истории, была хроника. Хронология систематизировалась по годам царствования византийских василевсов. Здесь в отличие от мифологии, проявилось представление о линейном времени (поступательном движении истории от прошлого к будущему). Одним из наиболее известных историков IV в. был Аммиан Марцеллин, его труд «История» («Деяния») состоит из 18 книг, написана ярким хкдожественным слогом. К X в. относитсяпереворот в исторической мысли. События невсегда объясняются волей Божьей, появляется понятие причинно-следственных связей и авторская личная позиция. К таким историкам относится Лев Диакон. Черты исторического романа проявляются в сочинениях Никиты Хониата и Анны Комниной. Внимание привлекает не идеализированный герой, а действующая реальная личность.

Гуманизация (приближение к реальной человеческой жизни) всех сфер культуры и новый интерес к античности относятся к XI–XII вв. Если ранее в литературе преобладали мистика и спиритуализм (обращение к духовным потусторонним силам); теперь чаще проявляется конкретное живое содержание. Возникает жанр любовно-приключенческого романа. Нарастает психологизм. В некоторых видах искусства появляется эротика.

Наиболее важной задачей науки в Византии считалась запись и передача знаний последующим поколениям. Существовал явный перевес теории над эмпирическими знаниями и экспериментом. С первых веков существования византийской культуры, в естественно-научных представлениях сложились две школы. Антиохийская – основывалась на догматическом подходе к истолкованию Священного Писания, античные достижения отрицались или забывались. Сложилось фантастическое представление об устройстве мира, в центре которого находится плоская земля с куполообразным небом над ней и системой небесных и водяных сфер вокруг, на различных уровнях которых находятся Бог и ангелы. В VI в. эти представления выразила Христианская Топография теолога Косьмы Индикоплова. Земля имела вид плоского прямоугольника и напоминала Ноев ковчег. Каппадокийско-александрийская школа основывалась на античных идеях о шарообразности земли и сферичности небес – космоса.

К середине IX в. относится повышение уровня образования, его античная в основе система претерпела изменения. Первая ступень тривиум, которую проходили все, включала изучение грамматики, риторики и диалектики, но учебным пособием были не поэмы Гомера, а Священное Писание. Немногиеобучались на второй ступени – квадривиуме, дающем знания по арифметике, геометрии, музыке, астрономии (физике). Высшей ступенью была третья, посвященная так называемому чистому знанию – богословию и метафизике. Возникли монастырские школы для детей, складывается система специализированнного высшего образования. С VI в. в Константинополе существовал университет с кафедрами греческой и латинской грамматики, риторики, философии и права. В конце XI в. император Алексей Комнин открыл высшую духовную школу при патриархии. Высшие богословские школы основаны в Александрии и Антиохии. Бейрут стал центром высшего юридического образования. Актуальна была эстетика, обосновывавшая христианское искусство, главной задачей которого считалось раскрытие тайного смысла совершенного мира, сотворенного Богом.

В VIII–IX вв. остро дебатировался вопрос о возможности изображения Бога (непостижимого божественного оригинала). К 717–843 гг. относится период иконоборчества, когда был издан указ (эдикт) против иконопочитания. Любое изображение Бога человеческой рукой, выполненное из «недостойного» земного материала, считалось противоречащим божественной природе и, вследствие этого, недопустимым. Такая позиция опирается на отдельные тексты из Ветхого Завета, общей священной книги христиан и иудеев. Восторжествовал подобный взгляд и в культуре ислама. Но в Византии концепция иконоборчества была преодолена. Византийское изобразительное искусство получило новый импульс для развития. Главные его виды – иконопись и фресковая роспись – стали идеалом для всего православного христианского мира. Знаменита икона «Лествица». Теологическое сочинение с таким же названием написал Иоанн Лествичник в XI в. «Лествица» (лестница) состоит из ступеней нравственного совершенствования, по которым монахи поднимаются на небо, сам Иоанн изображен первым. Большую роль в культуре Руси сыграла Икона Владимирской Богоматери, также созданная в Константинополе в XII в. Русский князь Андрей Боголюбский привез ее в Суздаль, оттуда она позже попала в Москву, став ее символической защитницей. К IX–X вв. относится расцвет мозаики, к XI–XII вв. – книжной иллюстрации – миниатюры. Книги писались на пергаменте – эластичной тонкой коже молодых животных, украшались драгоценными окладами.

Для христианского искусства характерны повышенная духовность, отсутствие стремления к передаче реальности и эмоциональности. Добродетель и нравственное совершенство ставилось выше физической красоты. Изображение дается в двухмерном условном (плоскостном) пространстве. Божественные образы как будто находятся в ином потустороннем мире, отделенном от человека невидимой гранью. Основным способом восприятия художественного произведения является созерцание. Единство композиции и общая гармония произведения считались важнее красоты отдельных деталей. Византийское изобразительное искусство пронизано символизмом, как изображений, так и красок. Для прикладного искусства и книжной миниатюры характерна высокая орнаментальная культура, давшая потрясающий синтез строгой симметрии и декоративной роскоши. Всем видам искусства свойственна канонизация – введение строгой системы правил создания произведений.

В церковной архитектуре до V в. господствовал тип базилики (прямоугольной в плане церкви). Затем в постепенно был разработан тип крестово-купольного храма. В 532–537 гг. построен храм св. Софии в Константинополе. Внешний декор зданий создавался дополнительным членением стен, светотенью, красочной отделкой глазурованными плитами. К VI в. была инженерно разработано проектирование куполов. Но первое здание Софийского собора с огромным куполом разрушилось, поскольку купол опирался только на крышу здания. В VII–IX вв. в конструкциях применяются опорные столбы – колонны. В IX–X вв. введена система крестообразного расположения опорных столбов – столпов – под пространством купола. К IX–X вв. сложилась концепция сакральной архитектуры. Храм понимается как образ мира. Купол символизирует небо и Господа. Подкупольное пространство завораживает и заставляет человеческий взгляд непрерывно скользить вверх. Иконостас зримо являет собою систему библейских истин. Молящемуся кажется, что роскошь и великолепие церковного убранства и богослужения приближает его к царству Божиему. Во время церковной службы – литургии – в церкви звучит небесная божественная музыка. В Византии оформляется церковно-музыкальное искусство.

Была произведена канонизация (упорядочение) ладотональной системы. Мелодии составляли строгую систему, в основе каждой лежала определенным формула (ихос ). Выработались музыкальные комплексы и эталоны церковных служб: утренней – канон; праздничной – тропарь. Как объясняет Повесть Временных лет, первая русская летопись начала XII в., великолепие церковной службы в храмах Константинополя произвело сильнейшее впечатление на посланников князя Владимира и сыграло большую роль при выборе им православной веры для русского народа.

Продолжается дворцовое строительство. Сохранились восторженные отзывы современников об императорском дворце в Константинополе. Императорский дворец начал строиться в IV в., к V-VI вв. сложился его грандиозный архитектурный ансамбль. Парадные залы, из которых главной была Золотая Палата, располагались на втором этаже. Сооружение включало площадки с фиалами (фонтанами), термы (бани), ипподромы и сады с внутренними павильонами. Стены импраторского дворца были выше городских…

В период VIII–XII вв. политика и культура Византии оказали огромное влияние на развитие славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Древней Руси. В 988 г. на Руси было принято христианство, оформилась церковная организация. Русь восприняла византийскую христианскую культуру и на основе нее выработала свою. На Руси распространились богослужебные книги, исторические хроники. На основе византийских канонов сформировалась древнерусская архитектура, иконопись, фреска, мозаика, прикладное и ювелирное искусство.

В 1204 г. Константинополь был взят сборною дружиною западноевропейских рыцарей в 20 тыс. человек. Это было первое падение города, ранее его не смогли взять ни персы ни арабы. От Константинополя остались только стены, город погиб от огня и меча. После захвата последовал неслыханный грабеж города. Произведения византийского художественно ремесла рассеялись по всей Европе. Греческое население города составляло 400 тыс. человек. Многие покинули его в толчее и давке и во главе с императором Феодором Ласкарисом переправились на азиатский берег. Покидая город, люди плакали. Погибло 2 тыс. греков. Из западноевропейских рыцарей случайно погиб 1 человек. В битве за город отличились французы, рослые и сильные воины. Героически вел себя византийский сановник и историк Никита Хониат. Неся на руках своего маленького сына, он вывел целую группу людей из города, спас дочь своего друга, попавшую в плен к рыцарям. Как он вспоминает, «каждый шел со своим горем…».

Четыре пожара уничтожили почти треть Константинополя. Планомерный грабеж продолжался три дня 14–16 апреля. Разорению подверглись люди, храмы, могилы. Была разорена могила самого Юстиниана. В алтарь св. Софии крестоносцы ввели мулов для нагрузки церковных богатств. Большую ценность имели святые мощи, в Западной Европе они становились важными реликвиями. При добывании мощей и драгоценных камней не принималась в расчет художественная ценность изделий, в которых они хранились. До 1209 г. драгоценности и святыни византийской столицы переправлялись в Европу. Наибольшее количество ценностей увезли венецианцы, поэтому главное собрание византийских памятников хранится в ризнице собора св. Марка в Венеции. Многие византийские произведения сохранились в казне французского короля и в Ватикане. Распродажа византийских святынь латинскими императорами продолжалась до 1215 г.

После латинского разорения Константинополь уже не достиг былого величия. Огромное количество произведений искусства погибло и осталось неизвестно, как например, изделия из перегородчатой эмали и филиграни. Прервалась торговля с Востоком. На месте Византийской империи образовалось несколько государств: Никейская империя, Трапезунд, Эпирское царство, Латинская Романия. Главная роль непосредственного продолжении культуры Византии с 10–20 гг. XIII в. принадлежит Никейской империи. Во главе культурного движения стоял император Феодор II Ласкарис, писатель и мыслитель. Пропагандировались идеи фанатического служения православию, воспитывалась ненависть к латинству. Возрос интерес к античной мифологии и внутреннему миру человека.

В XIII–XIV вв. возрождение византийской культуры шло и в Трапезунде, в культуре которого возник особый архаизирующий стиль, прославляющий былое величие Византии. Менее высокий уровень характерен для Эпирского царства. Своеобразным государственным образованием стала Латинская Романия, включившая Константинополь с округой, территории Балканской Греции (Морея, Афино-Фиванское герцогство), острова Крит, Кипр, Родос. Здесь происходил синтез византийской и западно-европейской культур.

Третий период в истории Византии XIII-XV вв. называют Палеологовским возрождением (по фамилии императорской семьи Палеологов).С 1261 г. возрожденныйКонстантинополь вновь стал столицей империи. На рубеже XIII–XIV вв.в византийской культуре обострилась дилемма: полная вера в догматы христианского учения с признанием несостоятельности разумного знания и науки; либо, наоборот, признание достижений науки и сомнения в теологиических оюъяснениях. В 40-е гг.XIV по этим направлениям произошел раскол византийской интеллектульной элиты, отразившийся и в политике эстетике и искусстве. Партию исихастов (мистиков) составило черное духовенство, выступавшее за чистоту православия. Исихасты считали, что красота это образ Бога и выступали за неизменность прежних канонов в искусстве. Партию эрудитов провозгласила идеи о свободе воли человека и призвала к изучение культурного наследия античности. Под влиянием воззрений эрудитов в искусстве усиливаются светское начало и реалистичность. Возрастают динамизм и экспрессия фресок и мозаик. Развивается жанр миниатюры. Большее внимание уделяется восприятию народных традиций и связям с мусульманским и западным искусством. С начала XIV в. начала изучаться ранее осуждавшаяся латынь. Умственный труд расценивается как самое высокое «благородное» счастье. Это была предтеча гуманизма грядущей эпохи Возрождения.

Византия вновь стала центром мировой культуры. В XIV–XV вв. восстанавливаются культурные связи Византии с Русью. После турецкого разгрома Константинополя в 1453 г. история Византии закончилась. В Московской Руси сложилась политическая концепция «Москва – третий Рим», означавшая наследование Русью величия мирового христианского царства. Иван Грозный был венчан на царство легендарной Шапкой Мономаха.

Памятники культуры: Икона Владимирской Богоматери, икона Иверской Богоматери, Афонский монастырь, Храм Святой Софии, храм святой Ирины в Константинополе, «Великий канон» прп. Андрея Критского, «Кодекс Юстиниана».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: