Реформация

Ключевые слова: Протестантизм, Реформация, индивидуальное спасение, М.Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли, Ф. Меланхтон, протестантская этика, контрреформация, И. Лойола, Тридентский Собор, иезуиты, иконоборчество, таинства в протестантизме, англиканская церковь, пуритане, гугеноты, Варфоломеевская ночь.

Мощное религиозное движение, направленное на реформирование учения и организации христианской церкви, которое возникло в Германии в начале XVI в., быстро распространилось на большой части Европы и привело к отделению от Рима и образованию новой формы христианства. После того как большая группа германских государей и представителей вольных городов, примкнувших к Реформации, выступили с протестом против решения имперского рейхстага в Шпейере (1529), запрещавшего дальнейшее распространение реформ, последователи их стали называться протестантами, а новая форма христианства – протестантизмом.

Реформация началась с того, что 31 октября 1517 молодой августинский монах Мартин Лютер (1483–1546), профессор теологии в недавно основанном Виттенбергском университете, вывесил на дверях дворцовой церкви 95 тезисов, которые он намеревался защищать на публичном диспуте. Поводом для такого вызова послужила практика распространения индульгенций. Лютер не только осуждал злоупотребления продавцов индульгенций, но и отрицал сами принципы, согласно которым эти индульгенции выдавались. Он полагал, что папа не имеет власти отпускать грехи и оспаривал учение о сокровищнице заслуг Христа и святых, к которой папа прибегает для отпущения грехов.

Все попытки заставить его отречься от своих взглядов на папскую власть и авторитет потерпели неудачу, и в конце концов папа Лев Х осудил Лютера по 41 пункту (булла Exsurge Domine, 15 июня 1520), а в январе 1521 отлучил его от церкви. Тем временем реформатор опубликовал один за другим три памфлета, в которых смело изложил программу реформирования церкви – ее учения и организации. В первом из них, «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства», он призывал германских князей реформировать церковь, придав ей национальный характер и свободу от господства церковной иерархии, от внешней обрядности и от законов. Он требовал отказа от монашества, от безбрачия. В трактате «О вавилонском пленении церкви» Лютер обрушился на систему церковных таинств, в которой церковь рассматривалась как официальная и единственная посредница между Богом и человеческой душой. В третьем памфлете – «О свободе христианина» – он изложил свое основополагающее учение об оправдании только верой, которое стало краеугольным камнем в теологической системе протестантизма.

На папскую буллу об осуждении Лютер ответил осуждением папства, а саму буллу публично сжег. На сторону Лютера встали Фридрих III и некоторые другие немецкие князья, сочувствующие его взглядам. Они взяли его под свою защиту.

Различные факторы могут объяснить поразительно быстрый успех Лютера. Требование реформы церкви раздавалось все громче со времен авиньонского пленения пап (XIVв.) и затем во время великой западной схизмы (XVв.). Репутация церкви упала еще ниже в XV в., когда у власти находились папы и прелаты, чересчур заботившиеся о земном, а священники не всегда отличались высокой нравственностью. Средневековая теология утратила свой авторитет, и новая критическая позиция по отношению к религии привела к распаду всего средневекового мира идей и верований. В такой обстановке бунт против вероучительного и организационного господства папского Рима имел большие шансы на успех.

Стремясь достичь компромисса, имперский рейхстаг, созванный в Аугсбурге в июне 1530, потребовал от Лютера и его приверженцев представить на всеобщее рассмотрение изложение их веры и тех реформ, на которых они настаивают. Этот документ, отредактированный Меланхтоном, получил название Аугсбургского исповедания. Реформаторы настаивали на пресечении злоупотреблений и отмене того, что они считали ошибочными истолкованиями учений и канонов церкви. К злоупотреблениям и заблуждениям они относили причащение мирян только одним видом (освященным хлебом); приписывание мессе характера жертвоприношения; обязательность целибата (безбрачия) для священников; обязательность исповеди и существующую практику ее проведения; правила, касающиеся поста и пищевых ограничений; принципы и практику монашеской и аскетической жизни; и, наконец, божественный авторитет, приписываемый церковному Преданию.

Резкое отвержение этих требований католиками и ожесточенная полемика между теологами обеих партий ясно показали, что компромисс в вопросах веры и церковной организации недостижим. Католическая церковь попыталась силой подавить сторонников Лютера. Ситуация изменилась, когда герцог Саксонский, перешел на сторону протестантов. Император был вынужден подписать мирный договор в Пассау (1552) и прекратить борьбу. В 1555г.был заключен Аугсбургский религиозный мир, по которому протестантские церкви, принявшие Аугсбургское исповедание, получили законное признание на той же основе, что и Римско-католическая церковь. Это признание не распространялось на другие протестантские секты. Принцип «чья власть, того и вера» был положен в основу нового порядка: в каждом германском государстве религия государя становилась религией народа. Право выбора и обязательность для граждан городов исповедовать религию города распространялось на вольные города. Аугсбургский религиозный мир был тяжелым ударом для Рима. Реформация утвердилась, и надежда восстановить католичество в протестантской Германии растаяла.

Швейцария. Вскоре после восстания Лютера, выступившего против индульгенций, Ульрих Цвингли (1484–1531), священник кафедрального собора в Цюрихе, в своих проповедях начал критиковать индульгенции и «римские суеверия». Добившись поддержки городских властей Цюриха, Цвингли ввел там реформированную систему церковной организации и богослужения.

После Цюриха Реформация началась и в других кантонах. Теология Цвингли, хотя он и разделял принцип оправдания только верой, отличалась во многих пунктах от теологии Лютера, и оба реформатора так и не смогли прийти к согласию. По этой причине, а также ввиду несходства политических ситуаций Реформация в Швейцарии и Германии пошла разными путями.

В Женеве реформацию возглавил Жан Кальвин (1509–1564). Его концепция церкви также не совпадала с представлениями немецкого реформатора. В Германии становление новой организации церкви шло спонтанно, заранее не запланированными путями. Кальвин, напротив, планировал организацию своей церкви, руководствуясь Библией и намереваясь воспроизвести строй первоначальной церкви в том виде, в каком его можно представить на основе Нового Завета. Он извлек из Библии принципы и нормы правления и ввел их в Женеве. Фанатически нетерпимый к чужим мнениям, Кальвин изгнал из Женевы всех несогласных и приговорил Мишеля Сервета за его антитринитарные идеи к сожжению на костре.

Самая длительная и наиболее драматичная борьба за свободу протестантских церквей развернулась во Франции. К 1561г. гугеноты, как стали называть протестантов во Франции, имели более 2000 общин, объединявших более 400 000 верующих. Все попытки ограничить их рост потерпели неудачу. Вскоре конфликт приобрел политический характер и привел к внутренним религиозным войнам. Согласно Сен-Жерменскому договору (1570г.), гугенотам была дарованы свобода исповедовать свою религию, гражданские права. Но в 1572г., после событий Варфоломеевской ночи (24 августа – 3 октября), когда, по некоторым оценкам, погибло 50 000 гугенотов, война вспыхнула вновь и продолжалась до 1598г., когда по Нантскому эдикту французским протестантам была дарована свобода исповедовать свою религию и права гражданства. Нантский эдикт был отменен в 1685г., после чего тысячи гугенотов эмигрировали в другие страны.

Теологическая структура протестантизма, созданная реформаторами, опирается на фундаментальные принципы, которые объединяют их, несмотря на различные интерпретации этих принципов. Это: 1) учение об оправдании только верой (Sola fide), вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий; 2) принцип Sola Scriptura: Писание содержит Слово Бога, которое обращается непосредственно к душе и совести христианина и является высшим авторитетом в вопросах веры и церковного богослужения, вне зависимости от церковного Предания и любой церковной иерархии; 3) учение, согласно которому церковь, которая образует мистическое тело Христа, представляет собой невидимое сообщество избранных христиан, предопределенных к спасению.

Лютеровский принцип оправдания только верой, имел далеко идущие последствия в отношении природы и устройства церкви. Прежде всего, он аннулировал духовное содержание и значение всей системы таинств. Он лишал священство его главной функции – совершения таинств.

Самым значительным трудом, созданным в ходе Реформации, стало «Наставление в христианской вере» Ж.Кальвина. В первом издании этой книги содержалось подробное изложение нового учения о спасении. В дальнейших изданиях (последнее вышло в 1559г.) объем книги возрастал, и в результате получился компендиум, содержавший полное и систематическое изложение теологии протестантизма.

Кальвин считал, что у человека имеется врожденное «чувство божества», но знание Бога и его воли открывается полностью в Писании, которое поэтому является от начала до конца безошибочной «нормой вечной истины» и источником веры.

Кальвин считал, что, совершая добрые дела, человек не приобретает заслуги, наградой за которые является спасение. Оправдание есть «принятие, в соответствии с которым Бог, принявший нас в благодать, рассматривает нас как оправданных», и это влечет за собой прощение грехов вменением праведности Христа. Оправдание предполагает две ступени: во-первых, акт, в котором Бог принимает верующего как оправданного, и, во-вторых, процесс, в котором благодаря действию Духа Божьего в нем, человек освящается. Иными словами, добрые дела не вносят никакого вклада в оправдание, которое спасает, но они необходимо следуют из оправдания. Кальвин видит в добрых делах необходимое следствие оправдания и безошибочный знак того, что оно достигнуто.

Это учение, а также связанное с ним учение о предопределении следует рассматривать в контексте понятия Кальвина об универсальном плане Бога в отношении Вселенной. Высший атрибут Бога – его всемогущество. У всех сотворенных вещей есть только одна причина существования – Бог, только одна функция – умножать его славу. Все события предустановлены им и его славой; сотворение мира, грехопадение Адама, искупление Христом, спасение и вечная погибель – все это части его божественного плана. Августин, а с ним и вся католическая традиция признают предопределение ко спасению, но отвергают его противоположность – предопределение к вечной погибели. Принять его равносильно утверждению, что Бог – причина зла. Согласно католическому учению, Бог предвидит и предопределяет все грядущие события, но человек свободен принять благодать и избрать добро, или же отвергнуть благодать и сотворить зло. От вечности Бог предустановил наказание адом за их грехи, но при этом он неустанно предлагает грешникам благодатную милость обращения и не обходит тех, кто не предопределен к спасению.

Кальвина не смущал теологический детерминизм. Предопределение – это «вечные декреты Бога, посредством которых он решает для себя, что должно статься с каждым отдельным человеком». Спасение и погибель суть две интегральные части божественного плана, к которому не применимы человеческие понятия добра и зла. Для одних предопределена вечная жизнь на небе, так что они становятся свидетелями божественной милости; для других – вечная погибель в аду, так что они становятся свидетелями непостижимой справедливости Бога. И небо и ад являют славу Бога и способствуют ей.

В системе Кальвина два таинства – крещение и евхаристия. Значение крещения в том, что дети принимаются в союз-договор с Богом, хотя они поймут значение этого только в более зрелом возрасте. Крещение соответствует обрезанию в ветхозаветном союзе-договоре. Для него присутствие Тела и Крови Христовых в евхаристии понимается только в духовном плане.

Различные церкви, возникшие в результате разногласий внутри главных ветвей Реформации, остались верны, по крайней мере в существенных вещах, трем теологическим доктринам. Эти ответвления от лютеранства, а в большей мере – от кальвинизма отличаются друг от друга главным образом в институциональных вопросах. Англиканская церковь, наиболее консервативная из них, сохранила епископальную иерархию и обряд ординации, а вместе с ними следы харизматического понимания священства. Скандинавские лютеранские церкви также построены по епископальному принципу. Пресвитерианская церковь с ее жестким кальвинизмом в своей организационной структуре сохраняет благодаря своим синодам некоторую долю централизации церковной власти. Анабаптисты вскоре утратили революционность и способствовали появлению баптистов, не имеющих жесткой церковной организации. В отличие от них, конгрегационалисты, или индепенденты, признают в каждой общине высшего арбитра для своих членов в вопросах веры и богослужения. Острые вероисповедные полемики между теологами различных церквей и групп продолжались, не ослабевая, на протяжении 16 и 17 вв.

Значение Реформации. В результате Реформации в Европе наряду с католицизмом, утвердилось принципиально иное понимание христианской веры. Протестантизм в своих основных направлениях отвергал мистицизм (следует отметить, что мистицизм все же получил развитие внутри протестантизма. Пример – секта квакеров). Вера в Бога для протестанта – это не стремление к сверхразумному знанию, к непосредственному переживанию слияния с Ним. Она есть, прежде всего, надежда на примирение с Богом, внутреннее достояние и обладание человека.

С другой стороны, протестантское учение решительно боролось со схоластикой, что соответствовало принципу отделения веры от разума. Познание Бога, каков он в себе и для себя, получило смысл абсолютно непосильной задачи, а применение разума для ее решения рассматривалось как соблазн.

Христианские добродетели для протестантов выглядели иначе, чем для католиков: ценность семьи вытеснила монашеское безбрачие, стремление к нажитому честным трудом богатству сменило высокую оценку нищеты, свобода совести восторжествовала над послушанием церкви.

Социально-философская мысль XVI-XVII вв. и в дальнейшем утверждала, что принцип свободы совести является неоспоримым достижением Реформации. Принцип всеобщего священства вел к мысли о равном достоинстве людей. Он оказался созвучным идеалам сословного равенства и демократическим требованиям выборной власти.

Протестантская трактовка веры предполагала отношение к труду как к служению Богу, что подразумевало благочестивое исполнение любой работы как священнодействия. Обычный труд получил значение полноценных нравственно-религиозных деяний.

Предоставив дело спасения души «одной вере», Лютер тем самым выдвинул разум на поприще мирской практической деятельности. Протестантизм положительно воспринимал науку в качестве высшей разновидности опытного знания.

Значение Реформации выходит за рамки религиозной реформы, она изменила сознание людей, обозначила классические для Нового времени проблемы: личной свободы и личного выбора ценностных ориентаций; сформировала новое отношение к рациональному познанию, к хозяйственной практике. Она подготовила почву для первых буржуазных революций.

Реформация вызвала реакцию католической церкви, которая, начиная с 40-х годов XVI в. вела борьбу за возвращение потерянных позиций. В Западной Европе началась Контрреформация. В этот период решались вопросы об укреплении единства в организации католической церкви, об усилении внутренней дисциплины и централизации папской власти. Но главной проблемой была борьба против протестантизма. Для ее решения был создан орден иезуитов. Получила новый импульс инквизиция. Был созван Тридентский собор. Произошло новое оживление схоластической философии в форме томизма.

Памятники культуры: «Индекс запрещённых книг», У.фон Гуттен «Письма темных людей», «Аусбургское исповедание веры», М. Лютер: 95 тезисов; А. Дюрер «Апокалипсис», Г. Сакс «Басни», Эразм Роттердамский «Диатриба о свободе воли», «Вестминстерское исповедание веры».

7.3. Предпосылки формирования культуры
Нового времени

Ключевые слова: прогресс, культура, историзм, рационализм, эмпиризм, Ф. Бекон, Р. Декарт, Б. Паскаль, деизм, классицизм, регулярная планировка, принцип трех единств, Н. Пуссен, барокко, секуляризация, сциентизм. И. Кеплер, И. Ньютон, механицизм, В. Гарвей, академии наук, Ф.Д. Ларошфуко, колониализм, промышленный переворот, абсолютизм, К. Монтеверди, опера, балет, утопия, Т. Кампанелла.

XVII век – исток совре­менной культуры. Новые экономические отноше­ния – капиталистиче­ские – устанавливались в мире болезненно, влекли за собой мно­жество жертв и вызвали сами по себе мощную волну реакции на иной способ зависимости, характерный для Нового времени. Ос­новная масса населения оказалась между молотом и нако­вальней: с одной стороны – еще существующие сеньоры, владельцы зе­мель с их поборами, с другой – буржуазия, отчуждающая эти земли.

Наиболее ярко этот процесс шел в Англии, но и в других евро­пейских странах, развиваясь в раз­ных формах, он вызвал бурные крестьянские бунты и войны. Так, в Англии на этой почве вспы­хивает буржуазная революция с диктату­рой Кромвеля (1599–1658), многочисленными казнями и следующей за ними очеред­ной волной несправедливостей. Во Франции аристок­раты органи­зуют Фронду, пытавшуюся противостоять власти короля; в Гер­мании разражается невиданная до тех пор по масштабам жесто­кости и уничтожения собственного народа Тридцатилетняя война -1648), которая была для дворянства поводом расправиться с не­покорными крестьянами. В результате этой войны население Германии сократилось почти на десять миллионов человек.

Но в то же время в XVII веке расцветает мануфактурное произ­водство, создавшее новые способы организации трудового процесса появился наемный труд, сформировались первые круп­ные капиталы. Конечно, они наживались путем, далеким от пра­ведного, часто путем колониального порабощения новых терри­торий мира, но ни одно дви­жение мирового процесса к усовер­шенствованию не проходило умиротворенно. Новые процессы поставили страны Европы в неравное положение: одни имели ко­лонии, другие – нет, в одних установился буржуазный строй (Англия, Голландия), в других – еще более укре­пились феодаль­ные отношения (Испания, Германия).

XVII век демонстрирует некую множе­ственность, когда можно говорить уже не о культуре, а о культурах: настолько раз­личны пути, формы, способы осуществления общих тен­денций этого времени. Один только взгляд на формы организации обще­ства покажет, как непохожи они друг на друга: катаклизмы бур­жуаз­ной революции и диктатуры Кром­веля в Англии соседст­вуют с абсо­лютной монархией, поддержанной буржуазными слоями во Франции, рядом с ними истерзанная Трид­цатилетней войной, но не ставшая единой, не поднявшаяся на более высокий уровень феодальная Герма­ния, буквально из пепла поднимаю­щая свою культуру. Таким образом, даже новый класс – воз­никающая буржуазия разных стран неодинакова в своих дей­ствиях.

Для XVII века драматизм столкновения нового со старым усилен религиозными противоречиями, которые выливаются в явление общеевропейского харак­тера – Контрреформацию. Разыгрывалась и еще одна трагедия XVII века, но сценой служил уже внутренний мир человека. Человек нового времени оказался на распутье: если средние века оставили нерешенной антиномию: человек создан по подобию Бога, и Бог создал для него природу, но человек отягощен первородным грехом и не может выбраться из пучины соблазнов", то теперь на ее место вста­ла другая: "человек свободен и равен Богу, но он лишь ма­ленькое зве­но в величественном механизме природы".

От эпохи Возрождения в Новое время перешел вопрос, ставший еще более острым,– "как найти каждому свое место в усло­виях ломки старых отношений и складывания новых, буржу­азных? Как жить человеку в "нечеловеческом" мире глубоких со­циальных противоречий? Ответы на эти вопросы ис­кали лучшие умы XVII века – Декарт, Гоббс, Спиноза, Лейбниц и другие. Может быть, именно наука сделала в XVII веке ощутимые ша­ги вперед: поиск был теперь не только необходим, но и реален.

Новое время – век новой науки. XVII век – эпоха новых теорий в области астрономии, физики, математики. Она ознаме­нована трудами Иоганна Кеплера (1571–1630), положившего начала астрономии новейшего времени. Открытые им за­коны движения планет он облек в математическую форму выражения, составив планетные таблицы, ему принадлежит теория затмений, он изобрел телескоп с двояковыпуклыми линзами объектива и окуляра. Математика этого времени прославле­на Пьером Ферма (1601–1665), одним из создателей аналитической геометрии и теории чисел, трудов по теории вероятностей, исчисле­нию бес­конечно малых величин и оптике. Готфридом Лейб­ницем изобретена си­стема интегрального и дифференциального исчислений. Английский врач Уильям Гарвей, основатель современной физиологии и эм­бриологии, описал большой и малый круги кровообращения. Гений Исаака Ньютона (1643–1727), чьи открытия не нуждаются в специальном перечислении, связал великие достижения естест­венных наук XVII и XVIII веков. Все эти и другие открытия под­нимают науку эпохи на качественно новый уровень, но главным ее достижением стало появление экс­периментального знания. Вся прежняя наука, включая и эпоху Воз­рождения, была достаточно умозрительной. В ней можно найти смелые догадки, интуитив­ные построения, не лишенные оснований, но наука прежнего времени не имела главного подспорья – эксперимента.

По сравнению с предшествующим столетием, раздвигается круг на­учных интересов. В XVI веке особенно большие успехи были достиг­нуты в области филологии, астрономии, географии, ботаники, меди­цины. В XVII столетии научный прогресс охваты­вает все новые и но­вые области. В XVII столетии преобладаю­щим и ведущим направлением в науке ста­новится математика, стремительно развивается экспериментальная физика, возникает экспериментальная химия, наступает новый этап в развитии ме­дицины и физиологии, закладываются основы экспери­менталь­ной биологии.

Больших успехов достигают некоторые гумани­тарные от­расли знаний, в том числе юриспруденция, в частности междуна­родное право (Гуго Гроций).

Среди научных достижений, оставивших наиболее глубокий след в интеллектуальной атмосфере эпохи, необходимо выделить во-первых, развитие Галилеем, Кампанеллой и Кеплером ге­лио­центрической теории Коперника. Их труды существенно изме­нили представления о структуре космоса и о месте Земли во Все­ленной. Зем­ля перестает восприниматься своеобразным непод­вижным твердым центром замкнутого со всех сторон мирозда­ния, окружающего ее. Вме­сте с этим изменяются и представления о связях человека с окружаю­щим миром. Если в эпоху Ренессанса отдельная человеческая личность выступала мерой истины, добра и красоты, то для XVII столетия характерна тенденция поисков ключа к пониманию судьбы индивидуума вне его самого, в неких господствующих в действительности объективных противоре­чиях и закономерностях.

Второе – обостренный интерес к проблеме движения. Эта тенденция вы­делялись в точных науках (работы Галилея в об­ласти динамики, уче­ние Декарта о движении материи как об ос­нове существования при­роды, открытия Декарта, Ньютона и Лейбница, связанные с анали­зом переменных и бесконечно ма­лых величин, и разработка системы дифференциального и инте­грального исчисления), и в философии.

XVII век – век противополжностей и контрастов – на­блюдает за столкновениями человеческих характеров, ищет при­чины и истоки жизненных коллизий в философии и затем в ис­кусстве (особенно в барокко), пытается сочетать эти противопо­ложности, осмысляя и ана­лизируя их. Это обусловило создание всеобъемлющих философских си­стем Гоббсом, Декартом, Спи­нозой, Лейбницем, разработку теории познания, где образовались два направления: сенсуализм и рациона­лизм. Накопленное к этому времени знание потребовало ответа на главные вопросы: что такое знание, как из незнания образуется знание, какой путь оно должно пройти, чтобы превратиться в теорию. И на этом на­правлении поиска образовались две системы ответов. Сенсуали­сты отводили главную роль ощущениям, чувственному позна­нию, хотя не могли в достаточной мере осветить вопрос о том, как из ощущений и чувственных сведений о мире образуется на­учная тео­рия. Рационалисты полагали, что знания возникают на основе пра­вильного метода рассуждений, при этом абсолютизи­ровалась одна сто­рона познания и не объяснялось появление пер­вичных знаний.

Значительных успехов добились теоретики, искавшие пути реше­ния проблемы человека. XVII век ознаменован поисками но­вой этики, в которой ставилась про­блема свободы. В этических систе­мах на первом месте стояло по­клонение разуму.

Набирают силу и материалистические тенденции в филосо­фии, чему способствует развитие естественных наук. Они часто связаны с представлением о вольномыслии. Наука XVII века, противоречивая и обширная, дав­шая еще одно название своему времени – "век гениев", легла в основу энцик­лопедизма следующего за ним века Просвещения.

Искусство. Барокко и классицизм – менталитет, мировоз­зрение и стиль XVII века. Если идеалом эпохи Возрождения был гармонически совершенный человек, личность, для которой нет противоречий между личным и общественным, то человеку XVII в. свойственно бесконечное стол­кновение этих начал; если для героя произведений искусства Ренес­санса характерно было един­ство с внешним миром, природой, то ге­рой Нового времени осоз­нает свою зависимость от окружающей сре­ды и внешних обстоя­тельств. Драматизм действительности, крушение идеала Возрож­дения привели к новым формам восприятия мира. Оп­тимистиче­ский реализм Возрождения сменяется чувством неустойчи­вого положения человека, для которого характерен тот или иной внут­ренний конфликт. Лич­ности все труднее отыскать свое место в новых отношениях об­щества, которому все меньше нужен всесторонний человек Ре­нессанса и все больше – человек-функция. Эта трагическая кол­лизия находит выражение в двух способах соотношения с миром и в двух художественных стилях – барокко и классицизме.

Происхождение термина "барокко" неясно, известен лишь перевод с итальянско­го: странный, вычурный. Стиль связан с кризи­сом идеалов гуманизма, об­щественно-политическими по­трясениями, характерными для XVII века. Для менталитета че­ловека барокко свойственны чув­ство растерянности и смятения, ощущение противоречивости мира, непостоянства счастья, все­силия рока и случая. Оптимистический иде­ал Ренессанса сменя­ется пессимистической оценкой действительно­сти, а восторжен­ное преклонение перед человеком и его возможнос­тями – под­черкиванием его двойственности, непоследовательности, испор­ченности; постоянно осмысляется несоответствие между види­мо­стью вещей и их сущностью, ощущается разорванность бытия, столкновение между телесным и духовным началом, между при­вязан­ностью к чувственной красоте мира и осознанием бренности земного бытия.

Возникновение барокко чаще всего связывают с Контрре­формаци­ей. После ожесточенных религиозных войн Европа была разорена и разрушена. Только Рим избежал религиозных бурь. В нем оставался оплот католической церкви, еще очень сильной, особенно после Тридентского собора. Здесь возникает стремле­ние утвер­дить торжество официальной церкви. Ба­рокко возникает первоначально в ре­лигиозном искусстве, прежде всего в архи­тектуре. И романский стиль, и го­тика имели вполне определен­ные и возведенные на уровень закономерно­сти правила создания сооружений. Ли­нии этих построек были четкими и определен­ными. Барокко – это "буй­ство изогнутых, пересекающихся, пе­реливающихся каменных масс, потерявших свою "каменность" и как будто получивших свойства вязкого пластичного материала. Постепенно барокко перешло из архитектуры в скульптуру, жи­вопись и другие формы духовной жизни. Один из самых извест­ных теоретиков барокко Эммануэле Тезауро (1592–1675) назы­вал в качестве главного принципа "барочного мыш­ления" "прин­цип быстрого разума". Быстрый разум живет закона­ми, отлич­ными от законов мышления, он насыщен фантазиями, ме­тафо­рами, соединяя важное и слу­чайное, серьезное и забавное, смеш­ное и печальное. В нем пере­плетаются природа и человек, боже­ственное и созданное человеческим гением. Гении, обладающие быст­рым разумом, "из несуществующего порождают сущест­вующее. Остро­умие из невещественного творит бы­тующее, и вот лев становится чело­веком, орел – городом. Оно слива­ет жен­щину с обличьем рыбы и со­здает сирену как символ ласкатель­ства, соединяет туловище козы со змеей и образует химеру – ие­рог­лиф, обозначающий безумие". В та­кой системе мышления по­степенно исчезают границы самых различных явлений, и в искус­стве появляется некоторое пренебрежение целесооб­разностью, тем, что называется здравым смыслом.

Эти особенности барокко от­разились во всей своей полноте в творчестве Караваджо, Берни-ни в Италии, Веласкеса – в Ис­пании, Ван Дейка и Рубенса – во Фландрии.

В литературе это выража­ется в стремлении раскре­постить воображение, по­разить и ошеломить читате­ля, в пристрастии к неожи­данным образам, сближаю­щим понятия, опоставляющим далекие друг от дру­га предметы. Здесь реализуется принцип – от великого до смешного один шаг, по­скольку в барокко они су­ществуют вместе, как и другие противоположности: прекрасное и безобразное, восторженность и грубость. На одном полюсе ис­кусства барокко – образ бунтаря, свободного и безудерж­ного, не вписывающегося в привычные границы поведения, как, на­при­мер, в произведениях Сирано де Бержерака (1619–1655). На дру­гом – бунтарь-пуританин, аскетический и строгий, как герой по­эмы "Потерянный рай" великого английского поэта Джона Миль­тона (1608–1674). Для барокко и его теоретиков обязательно остроумие как способность сближать понятия (что считалось од­ним из проявлений ра­зума), а главные качества такой способно­сти –многосторонность и прозорливость.

Классицизм сложился и наиболее ярко выразился в усло­виях аб­солютной монархии во Франции. Это не значит, что он не имел мес­та в других странах. Классицизм, как и барокко, был имманентно присущ всей культуре XVII века. Если барокко со своим богатством и многообразием ощущений тяготеет к сенсуа­лизму как способу чувственного познания мира, то классицизм требует рационалисти­ческой ясности, упорядоченного мето­да расчленения целого на части и пос­ледовательного рассмотрения каждой из них. Для этого необходима внутренняя гармония, чув­ство меры и душевного равновесия. Менталитету человека, вы­ражающего классицистическую направ­ленность, свойственно стремление к объединению вокруг монарха, упоря­доченности. Память о религиозных вой­нах предыдущего века и желание ста­бильности заставляли его принять стро­гую иерархию абсолю­тизма, жесткую регламентацию королевской власти.

Для классицистов в искусстве характерно создание мону­ментальных произведений, изображение героев действенных, преисполненных жизненной энергии и способных – благодаря умению смирять обуре­вающие их страсти – подниматься до раз­решения тра­гических конфликтов. Поэтому театр тяготеет к тра­гедиям на истори­ческие сюжеты, в которых столкновение долга и чувства всегда кон­чается победой долга. В этом направлении ра­ботали великие французс­кие драматурги – Корнелъ (1606–1684) и Расин (1639–1699). Но су­ществовала также и комедия классицизма, разоблачающая противоре­чия окружающего мира, о чем свидетельствует до сих пор не утратив­шее своей актуально­сти творчество Мольера (1622–1673).

Для теории классицизма характерен культ разума, который свя­зывает этот стиль с философским рационализмом. Разум в класси­цизме – источник и мерило прекрасного; для последова­тельного клас­сициста ценность художественного произведения в значительной мере определяется степенью его логической строй­ности и ясности, упоря­доченностью его композиции. Этим и объ­ясняется склонность класси­цистов изображать в качестве героев людей, способных даже в момен­ты самых тяжелых и бурных пе­реживаний трезво мыслить, рассуждать и подчинять свои по­ступки велению разума. Это же стремление к упо­рядочению про­диктовало раз­ным видам искусства в зависи­мости от их специ­фики и опре­деленные правила, по которым эти произведения должны со­здаваться. Правила эти касались не только темы или сюжета произведения, но и упорядочи­вали его внутреннюю структуру. Например, в драматургии су­ществовали знаменитые "три единства": единство места, единство времени и единство действия. Единство места пред­полагало, что все события со­вер­шаются только в одном ме­сте, одной декорации на сцене; един­ство времени требовало, чтобы действие началось и закончилось в течение одних суток, един­ство действия требовало, чтобы цен­тральный конфликт был четко оп­ределенным и единственным. Наиболее полно нормативную сторону искусства классицизма изложил Никола Буало (1636–1711).

Контрасты XVII в. по­родили особый драматизм времени, подготовивший как идеи Просвещения, так и последующую куль­туру Новейшего времени.

Памятники культуры: А. Вивальди «Времена года», И.С. Бах «Бранденбургские концерты», Г.Ф. Гендель «Мессия»; Рембрандт «Блудный сын», П.П. Рубенс «Персей и Андромеда», Д. Веласкес «Менины», Дж. Бернини: «Экстаз Св. Терезы», «Колоннада на площади св. Петра»; Эль Лево и Ж. Ардуэн-Мансар Версальский дворец; Н. Буало «Поэтическое искусство», П. Корнель «Сид», Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве, Ш. Перро «Сказки», маятниковые часы Х. Гюйгенса, счетная машина Б.Паскаля, телескоп Г. Галилея, микроскоп А. Левенгука, астрономические открытия Дж.Бруно, Г.Галилея, И.Кеплера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: