Ключевые слова: исторический оптимизм, прогресс, критицизм, культ разума, свобода, равенство, братство, буржуазная революция, историзм, просветительский идеал человека, классицизм, Ф.М. Вольер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гердер, А.Смит, А.Л. Лавуазье, П. Лаплас, Дж. Джоуль, Г. Гельмгольц, М. Шлейден и Т. Шванн, Г. Мендель; Ж.-О. Фрагонар, просветительский реализм, классицизм, сентиментализм, рококо, романтизм.
Эпоха европейского Просвещения занимает исключительное место в истории. Хронологические рамки его определены как столетие между Славной революцией в Англии и Великой французской революцией 1789 г. Вторая форма Просвещения, как ее иногда называют, имея в виду под первой формой Возрождение, вырастает на почве предыдущих этапов эволюции европейской идеологии и цивилизации.
Социально-экономическими предпосылками культуры Просвещения являются кризис феодализма и начавшееся тремя веками ранее развитие капиталистических отношений в Западной Европе. Истоки этой культуры специалисты усматривают в гуманистической мысли Возрождения, в рационализме Декарта, политической философии Локка, в английском деизме, в достижениях математики и естествознания XVII в. Необходимо отметить приоритет Англии в формировании идеологии и культуры Просвещения. В сравнении с Возрождением Просвещение означает глубокий переворот не только в умах относительно узкого круга идеологов, но и в сознании огромной массы людей. Они, по словам Канта, вышли «из состояния своего несовершеннолетия» и были захвачены потоком новых идей.
|
|
Культура эпохи Просвещения имеет ряд отличительных черт. Во-первых, для нее характерен деизм (учение о Боге как творце Вселенной, которая после ее создания подчинена естественному, закономерному ходу событий). Представители деизма (Вольтер и Ж.-Ж. Руссо во Франции, Дж. Локк и Дж. Толанд в Англии, Б.Франклин и Т.Джефферсон в Америке) противопоставляли вере разум. В эпоху Просвещения появляется стремление освободить религию от церковного учения и вывести ее из естественного знания (так называемая естественная религия).
Во-вторых, апелляция просветителей к природе привела к космополитизму. Он выражался в осуждении всякого национализма и убеждении в равных возможностях каждой нации.
В-третьих, культуре Просвещения присущ сциентизм, вера в науку. Разумеется, «научный дух» проявился и в XVII в., но тогда под ним понимали метафизику, математику и теологические исследования, примером чего могут служить творения Паскаля и Декарта. Расцвет математики способствовал развитию естественных наук. К началу XVIII в. естествознание переживало своеобразное возрождение благодаря трудам выдающихся ученых. Наиболее характерной чертой ученых середины XVIII в. по сравнению с предшественниками было ясное убеждение в необходимости объяснять все явления природы исключительно естественными причинами. На историческую арену впервые выступило самостоятельное и цельное научное мировоззрение.
|
|
В- четвертых, с «научным духом» связана такая черта культуры Просвещения как рационализм. Просвещение недаром называют веком разума.
Из науки рационализм перекочевал в политику. Идеологи просвещения верили, что именно с помощью разума будет достигнута истина о человеке и природе. Рационализм – основополагающая черта культуры Просвещения. Просветителям был свойственен рационалистический индивидуализм, неразрывно связанный с гуманизмом. Ведь последний исходил из представления о рационально обоснованной суверенности человека. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и политики человек может и должен действовать разумно; общество может и должно быть устроено рационально.
В-пятых, определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса, которая переплетается с понятием «разума». Тесно связанный с наукой разум превращается в ее главное орудие. Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция «веры в прогресс через разум», определившая надолго развитие европейской цивилизации и принесшая целый ряд разрушительных последствий человечеству.
В-шестых, для культуры просветителей характерна абсолютизация значимости воспитания в формировании нового человека. Деятелям той эпох и казалось, что достаточно создать правильные условия для воспитания детей – и в течение одного – двух поколений все пороки будут искоренены. Была сделана ставка на нового человека, свободного от наследия какой –либо философской, религиозной или литературной традиции. Но эксперименты просветителей по избавлению человечества от традиций в дальнейшем оценивались неоднозначно.
Процесс исторической эволюции в Европе породил особый тип цивилизации, который относился к иному уровню социальной динамики и обладал невиданной для традиционных обществ способностью к прогрессу. В науке цивилизацию такого типа называют техногенной; ее характерная черта – это быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Техногенная цивилизация начала разбег в эпоху первой промышленной революции, становления науки нового времени, ранних буржуазных революций, закрепляющих господство капиталистических отношений в обществе. К числу истоков становления основных ценностей новой цивилизации относилась и ценность объективного и предметного знания, раскрывающего связи вещей, природные законы, в соответствии с которыми могут изменяться вещи. Эта ценностная установка обеспечивала не только такой рост знаний, который оправдан его практическим применением, но и систематическое получение новых знаний, опережающее практические нужды.
Чтобы наука могла совершать непрерывный прорыв к новому знанию, ей нужен был принцип оценки объективности добываемых истин. Еще в эпоху Возрождения начал формироваться научный этос, запрещающий умышленное искажение истины в угоду другим ценностям (религиозным, политическим и др.), табу на плагиат. Установка на формирование целостной картины природы и человека как результата объективного исследования; рациональность и универсализм в подходи к миру.
Известно, что окончательное утверждение статуса науки произошло в эпоху Просвещения, когда наука предстала в качестве одной из важнейших ценностей человеческой жизни. Итак, в эпоху Просвещения завершилось формирование идеалов и норм современной науки.
|
|
XVIII век в Европе называют веком Разума, хотя принципы рационализма начали утверждаться уже в XVII в., когда успехи естествознания и математики стимулировали новое учение о познании в противовес средневековой схоластике. Рационалистический метод познания, включающий концепцию «врожденных идей», разработал Декарт. В противоположность ему Локк утверждал, что таких идей не существует. Просветители, как и Локк, почти единодушны были в том, что человека формирует опыт. При этом они полагали, что опыт основывается на разуме. Вопрос об истоках разума стал главной философской проблемой, поставленной, но не решенной культурой Просвещения.
Широкое распространение получили политические идеи Локка, в частности, сформулированный им принцип разделения властей.
Французское Просвещение, направленное в целом, против феодализма и абсолютизма, состояло из различных по политической и философской радикальности учений. Представители старшего поколения Монтескье и Вольтер тяготели к постепенному реформированию феодального общества по образцу конституционно-монархической Англии. Они рассчитывали на «разумное сочетание» интересов буржуа и феодалов. В соответствии со своими умеренно прогрессивными взглядами Монтескье и Вольтер не выходили за пределы деизма, не были сторонниками атеизма. Идеологи масс дореволюционной буржуазии – Дидро, Ламетри, Гельвеций, Гольбах и их соратники в принципе отрицали феодальную собственность и феодальные привилегии, отвергали все формы идеализма и религии, отстаивали материалистическую философию и атеизм. Значительно радикальнее в политическом плане выступали идеологи народных низов. Так, Жан Мелье отвергал не только феодальную, но и всякую частную собственность и защищал коммунистический идеал, правда, в утопическом толковании. Он был сторонником материализма и атеизмам. Его идеи сыграли выдающуюся роль накануне и в период Великой французской революции.
Самостоятельным и влиятельным направлением во французском Просвещении был руссоизм. В «Общественном договоре» Ж.-Ж. Руссо сформулировал общественный демократический идеал, требующий передачи власти от немногих всем. Известно, что многие руководители якобинской диктатуры, в их числе Робеспьер, были сторонниками идей руссоизма. Выражая интересы городской и мелкой деревенской буржуазии, Руссо отстаивал эгалитаризм – равное распределение частной собственности среди граждан, утверждение подлинного народовластия, программу мер по коренному улучшению жизни простого народа. Вместе с тем в вопросах философии и религии он не придерживался материализма и атеизма, ограничивался деизмом.
|
|
Искусство XVIII в. находится в состоянии кризиса, когда величественная, воздвигавшаяся в течение тысячелетий художественная система подверглась пересмотру. Постепенное разрушение сословно-иерархического принципа повлекло и трансформацию искусства, санкционированного прежде религией. В нем можно выделить несколько направлений, отличающихся прежде всего мировоззренческой и идеологической направленностью.
Одним из них является рококо. Исследователи рассматривают его как выродившееся барокко. Такой взгляд правомерен с точки зрения эволюции формы – динамики, ритма, взаимоотношений целого и части. Действительно, мощную пространственную динамику, контрасты и пластическую игру форм барокко сменяет стиль, который как бы переводит криволинейные построения барокко в новый регистр. Оставив без внимания фасады, рококо разыгрывает на стенах и потолках интерьеров орнаментальные симфонии, сплетает кружевные узоры. При этом рококо достигает вершин виртуозности, изящества и блеска, но полностью утрачивает барочную монументальность, основательность и силу.
Другое направление – это классицизм XVIII в., или неоклассицизм. Он тоже воспринимается как облегченный вариант классицизма предшествующего века. Ведь в нем больше точности, чем в последнем, больше изящества, выдумки и разнообразия, но также чувствуется недостаток весомости и силы. Возникает искушение считать «второй» классицизм переработанным изданием «первого», поскольку можно проследить как один переходит в другой даже в творчестве архитекторов, например, семьи Блонделей. Однако, и рококо и классицизм 18 в. представляют собой нечто принципиально новое по отношению к своим прямым предшественникам, а также к ранее существующим стилям вообще. Это различие свидетельствует о том, что перелом между культурами XVII и XVIII вв. носил внутренний, скрытый характер. Историки искусства отмечают, что рококо – первый безордерный стиль европейского искусства за многие века. Известно, что ордер ориентировал архитектуру на человека и одновременно героизировал его бытие. Архитекторы рококо (его собственная сфера – убранство интерьера) обратились к реальному человеку. Они начали заботиться о комфорте, окружать его атмосферой удобства и изящества. Существенно то, что новый стиль стал стилем и небогатых домов, в которые немногочисленными приемами тот же дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши. Классицизм XVIII в. сделал это еще последовательнее.
Важным начинанием в искусстве XVIII в. было и проявление течений, не имевших собственной стилистической формы и не нуждавшихся в ее выработке. Таким крупнейшим течением стал сентиментализм, связанный с просветительскими представлениями о прирожденных человеку началах доброты и чистоты, которые теряются вместе с естественным первоначальным состоянием. Сентиментализм не требовал особого стилистического оформления, поскольку был обращен не к внешнему, а к внутреннему. Но особая окраска, чувство проникновения в личные переживания, тонкость эмоций, воздушность фактуры так или иначе связаны с сентиментализмом. Все это создавало ощущение благородства, вкуса, близости к природе. Сентиментализм превращается в предромантизм: «естественный человек» приходит в столкновение с общественными и природными стихиями, с бурями и потрясениями жизни, предчувствие которых характерно для всей культуры XVIII века.
Философы «века Разума» давно уже подрывали основы современных им государств Европы, где и политическая власть и громадная доля богатств принадлежали аристократии и духовенству. Провозглашая верховное владычество разума, выступая с проповедью веры в человеческую природу, которая проявит все свои хорошие стороны, как только ей будет возвращена свобода, просветители «открыли перед человечеством широкие новые горизонты».
В эпоху Просвещения возникли мощные идейные течения, произошла революция в интеллектуальной, этической, правовой и эстетической сферах. Она проложила путь к политическим переменам и в итоге потрясла государственные основы Франции, а также других стран Европы и Северной Америки. Возможно, именно в это время светская культура стала основной движущей силой цивилизации. Результатом «века Разума» стала Великая французская революция 1789 г., провозгласившая человека гражданином. Учредительным собранием 20-26 августа первого года революции была принята Декларация прав человека и гражданина. В ее первой статье записано: «Все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Эта идея, рожденная европейской культурой эпохи Просвещения, утвердилась впоследствии повсюду. В 1948 г. вдохновленное ею международное сообщество приняло Всеобщую декларацию прав человека.
XIX век начинался бурно. Стихия Великой французской революции не исчерпала себя одной лишь Францией и потрясла не только жизнь, но и дух всех своих современников. Горячих сторонников революции ужаснули жестокие и бессердечные средства, которыми достигались благородные цели – Свобода, Равенство, Братство, противники увидели в ней подтверждение своих самых худших предчувствий. И все последующие события как духовной, так и повседневной жизни в той или иной мере были связаны именно с нею. Первая половина XIX века – это кипение страстей, связанных с еще двумя революциями -1830 года и 1848–1849 годов, с военной экспансией Наполеона Бонапарта и его притязаниями на мировое господство, различными освободительными движениями, появлением политических партий, партийной печати, новой философии.
Несмотря на эти катаклизмы (а может, и благодаря им), XIX век создал бессмертное искусство, а его научные открытия не имеют себе равных в предыдущих эпохах и по степени сложности, и по глубине проникновения в тайны природы, и по последствиям для всего человечества: новая математика Н. И. Лобачевского (1792–1856) и Б. Римана (1826–1866), эволюционная теория Ч.Дарвина, открытие электричества Г.Дэви (1778–1829) и М.Фарадеем (1791 – 1867), изобретение новейших средств коммуникации (радио, телефон, телеграф), строительство железных дорог и т. д.
Главная направленность культуры этого времени была по-прежнему связана с поисками места и роли человека в мире, с попытками выразить его взаимодействия с миром, найти меру справедливости, достойную человека, теперь уже много узнавшего и потому много смевшего. Этот век подарил миру немало гениев, сумевших передать в своих трудах всю его напряженность.
Век классики в развитии европейской культуры начинается с классической немецкой философии, у истоков которой стояли Кант и Гегель.
Нельзя сказать, что гегелевская идея развития была совершенной нова для философии. Она присутствует в работах его предшественников и его современников – Канта, Шеллинга (1775–1854), Фихте (1762–1814). Но только Гегель смог сделать ее всепроникающей, представив природу, историю и познание как процесс совершенствования Я и перехода с одной ступени развития на другую, более высокую.
Реакция на учение Гегеля были различной: от "пессимистического гуманизма" Шопенгауэра до материализма Фейербаха. Учениками и последователями Гегеля были К. Маркс и Ф. Энгельс, создавшие во второй половине XIX века новое философское учение, соединяющее в себе материализм Фейербаха и диалектику Гегеля,– диалектический материализм.
Развитие рационалистической мысли в 30-е годы породило еще одно направление в философии – позитивизм. Основатель этой школы Огюст Конт (1798–1857) провозгласил разрыв науки с философией, считая, что наука в ней не нуждается. Он утверждал, что функция науки – описание явлений. Позитивисты стремились к описанию человека наряду с другими явлениями действительности.
В это же время развивались и другие, противоположные рационализму тенденции. Большинство человеческих устремлений, основанных на разумности и логическом начале, потерпели фиаско вместе с французской и другими революциями, возникли другие способы объяснения мира. У Шопенгауэра движущей силой развития мира становится мировая воля. Сущность всех вещей, тайна мира и его движущая сила обусловливаются волей к жизни.
В конце века еще более остро чувствуют и рассматривают трагедию Человека в мире датский философ Сёрен Кьеркегор (1813–1855) и затем Фридрих Ницше. Первый считает, что важно понять причины своего отчаяния, которое является неизбежным в этой жизни, тогда источником работы человеческого духа, способной вырвать человека из абсурда и бессмыслицы существования, станет религия. Другой, пытаясь воспевать "естественный" поток жизни, предпринимает критику христианства.
XIX век часто называют: "Золотой век искусства". В культуре XIX века поражает обилие великих имен, каждого из которых хватило бы, чтобы навсегда прославить свое время. "Преображением мира" назвал Пушкин суть европейской жизни. Действительно, веками освященный феодальный порядок рушился, вовлекая в этот драматический процесс множество людей. Движение истории стало вдруг до осязаемости наглядным. Пришедший на смену мир капитала уже успел обнаружить все свои противоречия. Искусство XIX века, как и его философия, стало ареной борьбы идей. Самым первым непосредственным откликом на крах просветительских идей, когда в мире, по словам гетевского Мефистофеля, установились "разбой, торговля и война" вместо свободы, равенства и братства, стал романтизм, охвативший не только искусство, но и другие стороны духовной жизни. Романтизм сказывался как целостная культура, подобная своим предшественникам – Ренессансу, Классицизму, Просвещению. Романтизм вырос из реакции на идеи Просвещения, некоторые из них сохранили себя и раскрылись в романтизме гораздо полнее, например, идея "естественного человека" Руссо, культ природы, проникновение в психологию своих героев, интерес к народному искусству, пробудившийся под влиянием культурологических взглядов И. Гердера. Романтический герой как бы вырос и разорвал рамки чистого рационализма: это человек страстей, которому тесно в обыденном мире. Он свободен от всякого рода ограничений, ему свойственны творческий склад характера и масштабность во всех его проявлениях. Гёте отмечал, что такому герою присуще волнение, превосходящее его силы, а Байрон говорил о ярости, которая охватывает героя при виде несоответствия своих возможностей и замыслов. Романтическому герою (и автору-романтику) часто казалось, что история творится величием человеческой личности, и возникает галерея героев-борцов, могучих, необыкновенных личностей, выступающих в одиночку против всего мира с его пошлостью повседневности, героев гонимых и оскорбленных, романтически бунтующих против несовершенства реального бытия.
Романтические герои, как Каин, Манфред и Корсар – Байрона, Моби Дик – Мелвилла (1819–1891), Квазимодо – Гюго, по своим подвигам и деяниям часто равны мифическим героям античности. На раннем этапе развития романтизма герой выступал как личность, разбуженная историческим процессом, представившем ей неограниченное, как казалось вначале, поле деятельности].
Могучее напряжение героической борьбы человека с роком, судьбой, которая "стучится в дверь", со всем, что подавляет стремление человека к свободе, свету звучит в музыке Людвига ван Бетховена (1770–1827).
Памятники культуры: Ж. Бюффон «Естественная история», вычислительная машина Ч. Бэббиджа, создание счетно-перфорационного комплекса Голлерита, вычислительная машина с программным управлением Цузе, электронно-вычислительная машина (ЭВМ) Дж. Моучли, паровая машина Д. Уатта, паровоз Стефенсона, пароход Р.Фултона, прялка Дж. Хагривса, телеграф С. Морзе, фотография Ш.Шевалье, станок Ж. Жаккарда, батареи А. Вольта, двигатель внутреннего сгорания Н. Ленуара, изобретение пластмассы братьями Хайет; Томас Фэрнол Причард «Чугунный мост»; Французская «Энциклопедия»; Ш. Монтескье «О духе законов»; В.А. Моцарт «Волшебная флейта»; Л. Бетховен «Апассионата»; П.Бомарше; «Севильский цирюльник», Г.Берлиоз «Фантастическая симфония»; Ф. Шиллер «Разбойники», И.В. Гете «Фауст»; Д. Дэфо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо», Ж.Ж.Руссо «Новая Элоиза», Дж.Байрон «Чайлд Горольд», В.Скотт «Айвенго», В.Гюго «Собор Парижской Богоматери», М. Шелли «Франкенштейн», Р.К. Шеридан «Школа злословия», О. Бальзак «Евгения Гранде», «Отец Горио», Г.Флобер «Мадам Бовари», «Воспитание чувств», Стендаль «Красное и черное»; Я. Амигони «Юнона получает голову Аргуса», Э. Делакруа «Свобода на баррикадах», Ж.Л.Давид «Елена и Парис», А. Канова «Амур и Психея», Ф.Гойя «Обнаженная маха», П.Блейк «На балконе», Г.Курбе «Здравствуйте, господин Курбе», О.Домье «Собиратели гравюр»; Маттеус Даниэль Пеппельман «Дрезденский Цвингер», Ардуэн-Мансар «Дворец Мезон Лафит» в пригороде Парижа.
7.5. Самосознание европейцев второй половины ХIХ –
начала ХХ века и проблема будущего Европы
Ключевые слова: урбанизация, олимпийские игры, индустриализация, конвейер, Г.Форд, А. Нобель, Нобелевские премии, марксизм, позитивизм, академизм, реализм, конструктивизм, функционализм, натурализм, сублимация, интуиция, символизм, импрессионизм, фовизм, декадентство, модерн, экзистенция, отчуждение, «пограничная ситуация», «воля к жизни», «воля к власти». К.Маркс, Ф.Энгельс, О.Конт, З.Фрейд, С.Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф.Ницше, Ж.-П.Сартр, Н.Бор, А.Эйнштейн, П.Кюри, В.Рентген, Т.Эдисон, Ч.Дарвин, Р.Кох, Л.Пастер, А.Вассерман, У.Дисней.
Во второй половине века герой-энтузиаст, как бы устав от борьбы с несовершенным миром, уступает место одинокому мечтателю, разочарованному скитальцу, а иногда отчаявшемуся бунтарю или холодному нигилисту. Такой герой противопоставляет себя всему миру, его недовольство жизнью обретает характер "мировой скорби", он остро ощущает несоответствие идеалов реальности. Но как бы ни обособлялся романтический бунтарь, в его бунте сохраняется жажда гармонии, воссоединения с миром, тоска по утраченной простоте и целостности. Эта жажда гармонии ведет писателей романтиков к поэтизации любви, к созерцательности и умиротворению (Гейне) или, наоборот, к ироническому взгляду на мир (Гофман), к сочувствию гонимым и страждущим (Жорж Санд) или к гордому одиночеству (Байрон).
Романтики впервые в истории культуры проявили пристальный интерес к национальному искусству и национальной самобытности. Братья Якоб и Вильгельм Гримм собирают, обрабатывают и выпускают "Детские и семейные сказки", в которых живо звучит голос народа и его фантазия. Знаменитый датский сказочник Андерсен (1805–. 1875) на базе народного искусства создает сказки, имеющие не только развлекательный, но и глубокий философский смысл, несущий все-те же черты романтического сознания: гордую самоотверженность, верную любовь, готовность к сражению со всеми силами зла за лучшую жизнь и горькую иронию, связанную с несбыточностью мечты об идеале.
Ведущим направлением в искусстве, начиная с 30-х гг. XIX века стал реализм, вызвавший к жизни произведения, навсегда вошедшие в золотой фонд культуры человечества. Как и романтизм, реализм был не только художественным направлением, но и мировоззрением художников и широких масс общества. Он берет свое начало в эпохе Возрождения, а в XIX веке постепенно вызревает внутри романтизма, Великий мудрец двух эпох – Гёте – осознал, что и мир, и человек в нем взаимосвязаны, пребывают в постоянной изменчивости, что социальные факторы, формирующие личность человека, сами является продуктом человеческой деятельности. Сложные взаимосвязи между человеком и миром, поиски причин и сущности происходящих перемен становятся целью реализма. Если романтизм только отмечает трагичность времени, крушение надежд и идеалов Просвещения, то реализм пытается вникнуть в сущность этих процессов. Лучшей иллюстрацией этого положения становится творчество Оноре де Бальзака (1799–1850), создателя "Человеческой комедии", куда входят циклы произведений: сцены частной жизни, сцены провинциальной жизни, сцены парижской жизни, "Этюды о нравах", в которых он отразил "блеск и нищету" мира, богатство связей каждого персонажа. Реализм сумел увидеть мир в его подробностях, в закономерностях и случайностях, в богатстве взаимосвязей. Реалистический герой не выглядит оторванным от мира и находящимся с ним в вечном и непрестанном противостоянии, напротив, он многими связями как раз соотносится с миром: являясь представителем конкретного социального слоя, он сам выступает как носитель конфликта, несет в себе основные черты части мира, изображенной в произведении. В реализме оформляется один из главных его принципов – принцип типического. Герой выступает не просто как частный случай того или иного отношения с миром, он сам – это отношение, носитель общего, поэтому через судьбу отдельного человека талантливый автор показывает судьбу общества, времени, народа, эпохи. Именно типизация – отбор самого существенного и передача его в наиболее яркой, неповторимой форме – дала возможность реализовать другие принципы реализма: стремление к объективности в передаче деталей, особое внимание к детализации вообще, к раскрытию всеобщих связей и зависимостей действительности. Для реализма характерны поиски идеала не в мечтах, а в действительности, поэтому каждый из великих реалистов XIX века представляет собой целую эпоху в искусстве.
Тесно связанный с материалистической философией своего времени, реализм предложил миру богатейшую картину величия и низости современного ему человеческого общества. Стендаль (1783–1842) и Бальзак, Теккерей (1811–1863) и Флобер, (1821–1880) сделали реализм на долгое время господствующим направлением в искусстве.
Несмотря на такой высочайший уровень реалистического искусства XIX века, оно, очевидно, не смогло уловить все стороны действительности. Стремление к еще более пристальному взгляду на мир, к еще большей детализации в художественной картине мира привели к появлению в конце века таких крупных художественных методов, как натурализм, импрессионизм и символизм.
Натурализм (лат. natura "природа"), на первый взгляд, стремится превзойти реализм в отражении действительности: он не упускает ни одной детали, во всяком случае пытается это сделать. Но здесь сразу же появляется и его отличие от реализма: в погоне за деталью натурализм перестает отличать их по степени значимости, в произведении исчезает отбор существенного (что было важным для реализма) В некоторых произведениях деталь самодовлеет, выступает на первый закрывая собой всю картину. Стремясь не идеализировать человека, не проникать в его психологию, а объяснить отношения человека с миром через биологические закономерности, натурализм часто обращается к физиологии человека, его врожденным порокам.
Импрессионизм (фр. impression "впечатление") также пытался "улучшить" реализм, стремясь отразить текучее мгновение жизни во всей его непосредственности. Название возникло в живописи после появления в 1874 году картины Клода Моне (1840–1926) "Впечатление. Восходящее солнце". Сформировавшись в живописи: Клод Моне, Эдуар Мане (1832-1883), Эдгар Дега (1834-1917), Огюст Ренуар (1841-1919), Альфред Сислей (1839-1899), он получил развитие в скульптуре – Огюст Роден (1840–1917), и в музыке – Клод Дебюсси (1862–1918), Морис Равель (1875–1937). Для импрессионизма важно богатство изменчивого мира, которое передается разнообразной техникой мелких и точечных мазков в живописи, смешением цветов, нечеткостью контуров, которые действительно вызывали у зрителя полное впечатление естественности и воздуха, наполняющего полотна импрессионистов. В музыке – это звучание "стихий", стремление к передаче впечатлений от лунного света, мгновенного настроения, неустойчивого и капризного.
Импрессионизм для многих художников стал ступенью для перехода к другой системе отражения мира – символизму. Для него свойственно представление о мире как слабом отблеске мира идей, которые можно постигнуть лишь при помощи интуиции. Символисты предполагали, что некогда, в древности, в мире царила Красота – некое общее космическое состояние мира. Вследствие деятельности человека эта красота была утеряна, и роль искусства заключается в том, чтобы найти следы, знаки, которые могут помочь осмыслить или возродить ее. Эти знаки существуют "рядом" с реальностью и представляют собой нечто тайное, или, как говорил великий бельгийский поэт и драматург М. Метерлинк (1862– 1949), область "невидимых и роковых сил", которые можно выявить только таинством искусства, иносказаниями, переплетением ассоциаций или мистическим экстазом. Можно заметить, что на грани XIX и XX веков мысль о потерянности человека, его жизни, как пути страданий и бесконечного и бессмысленного поиска совершенства прозвучала именно в символизме.
XIX век в Европе отнюдь не был безбурным, скорее наоборот, по насыщенности событий, по их масштабам и результатам он во многом предварил и достижения, и катаклизмы XX века. Европа XIX века, как и другие континенты мира, сотрясалась от революций, освободительных войн в Европе (Венгрия, Болгария, Румыния). В этот же период произошло объединение Германии и Италии, начались захватнические войны Франции, Англии, Испании на Bocтоке и в Африке. Первоначально обособленное промышленное развитие различных стран постепенно превращается в мировой процесс. Казалось, что великие открытия и изобретения века принесут человечеству освобождение от многих бед и откроют людям дорогу к знанию и счастью. Но так не случилось. Капиталистическое устройство общества сменило одну форму угнетения другой, несправедливость не уступила место всеобщему благоденствию, в обществе лишь усугубился индивидуализм, несущий с собой отчуждение всех от всех и от всего. Даже пришедшая к вершинам положения в обществе буржуазия утрачивала свой оптимизм. Многие представители интеллигенции почувствовали, что общество в той или иной форме зашло в тупик, поскольку к концу века исчезло ощущение причастности каждого к историческим событиям, исчезла и возможность такой причастности. То, что воспринималось романтиками как эмпирическая пошлость повседневности, заполняет все жизненное пространство каждого представителя практически любого социального слоя. Это необыкновенно явственно запечатлено в автобиографическом романе "Голод" норвежского писателя Кнута Гамсуна (1859–1952). В различных слоях общества царят равнодушие, черствость, углубленность в повседневные заботы.
Век начинался не только реакцией на идеи Просвещения и французскую революцию, но и большими иллюзиями. Рабочие сделали попытку договориться с приходящей к власти буржуазией. Чартисты, написавшие требования о введении всеобщего избирательного права, повышении зарплаты и т. д., полагали, что, собрав подписи под этими требованиями и доведя их до парламента, можно добиться их исполнения без революций и насилия. Это были не последние иллюзии века, которым не суждено было осуществиться. Не оправдались и надежды на научный прогресс.
К концу века в общественной жизни Европы сформировались две резко противоположные тенденции: пессимистическое представление о фатальном бессилии человека перед враждебным ему миром, с одной стороны, и политическая борьба рабочего класса, несущая в себе надежды на осуществление равенства и справедливости, с другой. С этими идеями Европа вошла в XX век.
Нарастание революционной борьбы, войны, духовные разочарования европейской интеллектуальной элиты в рациональном подходе к жизни, стремление к экстравагантным, а порой и гротесковым поискам новых образов в художественном творчестве породили чувство приближающейся гибели старого мира. Наиболее отчетливо эти настроения выразил О.Шпенглер в своей знаменитой работе «Закат Европы». Размышления о кризисе европейской культуры – центральная тема европейского самосознания конца Х1Х – начала ХХ века. Она стала своеобразным реквиемом европейской культуре. О.Шпенглером было показано, как на фоне успехов науки, нарастающего технического прогресса европейская культура деградирует. Итогом исследования О. Шпенглера был вывод об антагонизме культуры и цивилизации. К этому мнению присоединилось большинство философов культуры ХХ века. Они считали, что цивилизация и культура отражают разные тенденции в истории человечества и находятся в глубоком противоречии друг с другом. Если культура по своей природе аристократична, то цивилизация демократична. Жизнь в рамках культуры – проявление уникальности человеческого «Я», своеобразия и неповторимости народного духа; жизнь же цивилизации – усреднение, нивелировка, торжество стандартного, унифицированного начала. Культура романтична в своей основе, бескорыстна в своих достижениях. Реализуя служение идеалу в своём творческом порыве, она как бы возносится над сиюминутной суетой нашей жизни, устремляясь к вечности. Цивилизация реалистична, прагматична и привязана к нуждам повседневной жизни. Сиюминутный интерес – вот стержень её существования. Победа начал цивилизации приводит к кризису культуры. Цивилизация является завершением любой культуры как неизбежная её судьба. Она представляет собой самые крайние и самые искусственные состояния. Человек цивилизации – это прежде всего городской человек, утративший связь с традицией, с корнями. Это – «новый кочевник», иррелигиозный и бесплодный, с холодным трезвым умом и первобытными инстинктами. Цивилизация растворяет «народное тело» в лишенном индивидуальности «мировом городе», провозглашая господство денег, роскошь, быстро меняющиеся модные стили, спорт как цели человеческого существования. Человек теряет себя: привычным состоянием становится стресс, чувство одиночества, тоски, страха.
Отказавшись от традиционных принципов старой Европы, интеллектуалы и художники сосредоточились на поиске новых форм и способов освоения мира. «Новизна» становится доминирующей ценностью эпохи. Культ «новизны» проявился через: поиск радикально новых и ранее неизвестных типов художественного самовыражения; отход от привычного, традиционного, человеческого; возрастание интереса к эзотерической, оккультной и мистической практике.
Каждый художник, писатель, поэт старался предложить свое радикально новое видение мира. Подобного рода новаторский метод, впоследствии названный «кубизмом» был изобретен Пабло Пикассо и Жоржем Браком в начале XX века. Абстрактное и геометричное искусство кубизма передает реальные объекты как бы в развернутом на плоскости виде. Предметы «расплющены» на холсте так, что разные грани одного и того же объекта видятся одновременно с разных точек зрения. Вместо того, чтобы создавать иллюзию предмета в пространстве, кубизм воспроизводит объекты в категориях двухмерного холста. Символическое значение приобрели слова основателя кубизма Пабло Пикассо:
«Искусство – это ложь, которая помогает понять правду».
Не менее радикальным направлением был и сюрреализм (от франц. surrealisme – букв. «надреализм»). Он возник во Франции в 1920-е годы. Говоря словами его главного теоретика, писателя Андре Бретона, его целью было «разрешить существовавшие доныне противоречия между мечтой и реальностью». Лидер французского сюрреализма Андре Бретон в «Манифесте сюрреализма» 1924 г. Писал о его целях: «Сюрреализм есть чистый физический автоматизм, посредством которого мы стремимся выразить в слове или в живописи истинную функцию мысли. Эта мысль продиктована полным отсутствием всяческого контроля со стороны рассудка и находится за пределами всех эстетических и моральных норм». Способы достижения их были самыми различными. Эффект новизны достигался через изображения пугающих, лишенных логики сцен, создание странных существа из набора привычных объектов, воспроизведение движений подсознания с помощью специальной техники живописи. «Я начинаю рисовать, и пока я рисую, картина сама начинает утверждать себя под моей кистью. Пока я работаю, некая форма становится знаком женщины или птицы. Первая стадия – свободная, бессознательная…. Вторая стадия – внимательно выверенная»,– подчеркивал один из крупнейших представителей сюрреализма Хуан Миро. Уходя от реального мира сюрреализм создавал свой вымышленный мир, где причудливым образом переплетались фантастические образы, порожденные болезненным сознанием. Привычные представления о красоте, о дозволенном и запретном, о добре и зле переставали существовать. Воображение человека обретало полную свободу и создавало новых мир, далекий от всего человеческого. «Существует некая точка духа, в которой жизнь и смерть, реальное и воображаемое, прошлое и будущее, передаваемое и непередаваемое, высокое и низкое уже не воспринимаются как противоречия», – писал Андре Бретон. А вслед за ним Сальвадор Дали, характеризуя творческое кредо своей эпохи отмечал: «Если нам что-нибудь и интересно, так только чудо». Основным источником новых, гротесковых и причудливых образов являлась деятельность бессознательного. З.Фрейд, а в последцующим и неофрейдисты (Э.Фромм) с их теорией «либидо» (сексуальной энергии) и понятием «сублимации» (перенесением запретных влечений в творческую сферу. C точки зрения фрейдизма, культура и её важнейшие элементы: первичные табу, религия, искусство, нравы и т.д. возникают как следствие отцеубийства, произошедшего в глубокой древности. Причиной этого события явилась обусловленная сексуальными импульсами ненависть к отцу со стороны сыновей. Таким образом, сексуальное влечение и сопровождающие его запреты (табу), возникшие в связи с отцеубийством, стали той определяющей всю дальнейшую жизнь общества силой, которая привела к возникновению культуры.
В художественной практике фрейдизм сформировал устойчивую тенденцию к выражению потаенных глубин человеческого Я, связанных с садизмом, мазахизмом, каннибализмом и другими проявлениями человеческой агрессивности, осуждаемые традиционной культурой и рассматриваемые как недостойные внимания. Показателем в этом отношении шокирующее-провокационный фильм «Андалузский пес», созданный Сальвадором Дали и Луисом Бюнюэлем. На основе образов, «выловленных» из подсознания», сюрреалисты создают причудливые картины ирреального мира. Их литературные и поэтические опыты отличаются автоматизм сцепления свободных ассоциаций. Основная художественная проблема, которую решают поздние сюрреалисты – это проблема соотношения иллюзии и реальности и поиски границ между ними. Изощренная техника соединения несоединимого, самоирония и юмор позволили органично влиться в поэтику современного постмодервизма.
Свисают бесцветные газы
Щепетильностей три тысячи триста
Источников снега
Улыбки разрешаются
Не обещайте как матросы
Львы полюсов
Море море песок натурально
Бедных родителей серый попугай
Океана курорты
7 часов вечера
Ночь страны гнева
Финансы морская соль
Осталась прекрасная лета ладонь
Сигареты умирающих (Филипп Супо).
Одним из классических направлений европейского модернизма является экспрессионизм (от лат. expressio- выражение). Это направление, возникшее в австро-немецком искусстве первых десятилетий ХХ в. Экспрессионизм тяготеет к абстрактности, обостренной, экстатической, подчеркнутой эмоциональности, мистике, фантастическому гротеску и трагизму. Примером экспрессионистского творчества может служить стихотворение Георга Тракля «Ужас».
Я видел, как я в комнату входил.
И звезды танцевали в синей пыли,
собаки в поле, надрываясь выли,
и фён верхушки сосен ворошил.
Вдруг: тишина! И в лихорадке рот
зацвел отравными цветами странно,
и заструилась с веток, как из раны,
роса, как кровь – течёт, течёт, течёт.
Из зеркала – обманчивой пустыни,
из ужаса и мрачноватой стыни
лик Каина поднялся, как живой!
Прошелестел портьеры бархат синий,
луна глядит в окно, как из пустыни.
лицом к лицу: я и убийца мой!
В центре художественного мира экспрессионизма – сердце человека, истерзанное равнодушием и бездушием мира, контрастами материального и духовного. Объект подвергался особому эстетическому воздействию, в результате чего достигался эффект экспрессионистской деформации. Самое важное в объекте предельно заострялось. Особенностми эстетики экспрессионизма являются: нарушение принципа идентичности, события одновременно развиваются в нескольких сознаниях; мифологизм, преобладание фантастических сюжетов; интерес к эзотерическим тайнам. Эспрессионизм задал глобальную парадигму эстетики ХХ века, эстетики поисков границ между вымыслом и иллюзией, текстом и реальностью.
Уйдя от бога, возомнив себя творцом, человек ХХ века вдруг остро ощутил свою «покинутость». Теперь он свободен, но чувства одиночества, страха, абсурдности жизни становятся его постоянными спутниками. Не слцчайно тема смерти становится одной из ведуших тем в культуре ХХ века. Известнейшие мыслители ХХ века посвятили свои работы анализу восприятия смерти, проявлениям агрессии, различным формам безумия. В образно-поэтической форме, предчувствуя трагедию надвигающейся второй мировой войны, духовную ситуацию своего времени отразил французский поэт Поль Элюар.
Где лебеди?
А лебеди ушли.
А вороны?
А вороны остались.
Памятники культуры: пишущая машинка Ф.Вагнера, автомобиль Бенца и Даймлера, двигатель внутреннего сгорания Р. Дизеля, фотоаппарат Л. Дагера, радио Г. Маркони, киноаппарат братьев Люмьер, телефонный аппарат Рейса, электрическая лампочка Эдисона, граммофон Л. Скотта, аэроплан братьев Райт, лифт Э.Г.Отиса, кинематограф Томас дю Мона, «фабрика грез» «Голливуд»; электронная лампа де Фореста, изобретатель телевидения М.Вольфке, магнитофон В.Поульсена, реактивный двигатель Ф.Уитла, вертолет Браге и Реше; Иозеф Штраус «Мост Голден-Гейт» в США, Плотина «Гувер-Дам» в США; А.Бретон «Манифест сюрреализма», Ф.Т. Маринетти «Футуристический манифест»; Б.Брехт «Трехгрошевая опера», Р.Леонкавалло «Паяцы», Дж.Пуччини «Богема», Ж.Бизе «Кармен»; Р.Вагнер «Кольцо Нибелунгов», Дж.Верди «Отелло», М.Равель «Болеро», К. Дебюсси «Море», А.Шёнберг «Мечтательный Пьеро»; Х.Пауэрс «Греческая рабыня», Ж.Энгр «Большая купальщица», Дж.Пайпер «Ноукем, Норхолк», Г.Моро «Галатея», О.Редон «Циклоп», О.Роден «Мыслитель», К.Моне. «Пруд с водяными лилиями», В.Ван Гог «Подсолнухи», П.Сезанн «Гора святой Виктории», П.Гоген «Женщина с цветком», Э.Мунк «Мадонна», «Крик», П.Клее «Сенекио», М.Дюшан «Фонтан», С.Дали «Постоянство памяти», М.Рей «Завтра», П.Пикассо «Девочка на шаре», У. Боччони «Голова+Свет. Окружение», А.Матисс «Танец»; Э.Золя «Жерминаль», Ги де Мопассан «Милый друг», Т.Драйзер «Сестра Керри», О.Уальд «Портрет Дориана Грея»; Э.М.Ремарк «На западном фронте без перемен», Э.Хемингуэй «Прощай, оружие», Ш.Бодлер «Цветы зла», Т.Манн «Волшебная гора», А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Ф.Г.Мейринк «Голлем», Ф.Кафка «Замок», Джойс «Улисс», П.Верлен «Романсы без слов», Л. Арагон «Глаза Эльзы», П.Элюар «Поэзия и истина»; А.Гауди «Саграда Фамилия», Трумен О.Энджел «Храм мормонов», Имре Штайндль «Здание парламента» в Будапеште, Г.Эйфель «Эйфелева башня в Париже, Л.Салливен, У.Ален, Г.К.Северенс «Американские небоскребы», В.Лэмб «Эмпайр стейт билдинг», Генри Бэкон «Мемориал Линкольна» в Вашингтоне, Джулия Морган «Замок Херста», Д.Ф. Бентли «Вестминстерский собор» в Лондоне; Сильва Коста «Статуя Спасителя» в Бразилии, Ф.О. Бартольди, Г.Эйфель, Р.М.Хант, «Статуя Свободы», Г.Борглем «Гора Рашмор»; У.Уэллман «Крылья», В.Флеминг «Унесенные ветром», А.Хичкок «Ребекка», Ч.Чаплин «Золотая лихорадка», «Огни большого города», Л.Бюнюэль «Андалузский пес», Ф.В. Мурнау «Носферату – симфония ужаса», Ж. Кокто «Орфей».