Теории возникновения государства

Государство возникло на определенной стадии развития человечества. В современной политической и правовой литературе представлены различные теории происхождения государства.

1. Теологическая теория (представители – идеологи религий Древнего Востока, католической церкви, ислама). Данная концепция объясняет возникновение государства, а также все его решения действиями и санкциями божественной воли. На государя возложены основные обязанности по распространению учения Божьего, по нака-занию врагов, творящих зло, и по созданию условий для благочестивой жизни людей.

2. Патриархальная теория (представитель – Аристотель) трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи.

3. Договорная теория (представители – Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо и др.). Государство – это результат договора, заключенного между суверенным правителем и людьми. Появлению государства предшествовало "естественное состояние", когда люди имели "естественные права" (Ж.-Ж. Руссо) или когда шла "война всех против всех" (Т. Гоббс). Как отмечал французский мыслитель Д. Дидро, люди "осознали, что каждому человеку нужно поступаться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил".

4. Психологическая теория (представители – Л. Петражицкий, Дж. Фрезер и др.). Государство – это организация, которая образовалась для руководства обществом со стороны определенных лиц. Это руководство является необходимым, потому что люди имеют психологическую потребность в подчинении.

5. Теория завоевания (насилия) (представители Л. Гумплович, Е. Дюринг). Происхождение государства объясняется актом насилия, завоеванием одного народа другим. С целью подчинения завоеванных народов создается государство как особый аппарат принуждения.

6. Марксистская (классовая) теория (К. Маркс, Ф. Энгельс) связывает возникновение государства с разделением общества на антагонистические классы. Суть государства – фактическая диктатура определенного (господствующего) класса. Ленин В. И. отмечал, что госу-дарство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание "порядка", который узаконивает и закреп-ляет это угнетение, уменьшая столкновения классов [30, с. 185–187].

Таким образом, в объяснении генезиса государства исторически сложились два подхода: внеклассовый и классовый. Большинство современных зарубежных и отечественных специалистов считает, что возникновение и существование государства не является прямым результатом появления частной собственности и разделения общества на классы. Например, в Древнем Египте, Вавилоне, Древнем Китае, израильском царстве Давида, античных обществах и в других странах образованию государства предшествовало классовая дифференциация населения. А новейший опыт показывает, что с утверждением гражданс-кого общества и правового государства, последняя все больше превра-щается в надклассовый, общенародный институт, который способен интегрировать, консолидировать общество, играть роль инструмента реализации общенациональных интересов, обеспечить целостность социальной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: