Формы государственного правления и национально-территориального устройства

Под формой государственного правления понимается способ организации и осуществления государственной власти. Традиционно выделяют следующие формы государственного правления – монархия и республика.

Монархия (от греч. monarchia – единовластие) – это форма госу-дарственного правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства и передается по наследству. Историческими формами монархии является абсолютная, конституционная (ограни-ченная) и теократическая монархии.

Абсолютная монархия – форма правления, при которой глава государства (монарх) – главный источник законодательной и исполни-тельной власти (осуществляется зависимым от него аппаратом). Он устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами (Саудовская Аравия, Оман, Катар). В рабовладельческих и феодальных государствах абсолютные монархии были близки к неограниченной деспотии.

Конституционная монархия – форма правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, законодательные функции переданы парламенту, исполнительные – правительству. При такой форме правления монарх является верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, формально назначает правительство, меняет министров, имеет право распоря-жаться военными и политическими силами, издавать приказы, отменять принятые парламентом законы, распускать парламент и т. д. Однако фактически эти полномочия, как правило, принадлежат правительству (Бельгия, Дания, Великобритания, Япония, Норвегия, Швеция, Малайзия, Бутан, ОАЭ). В зависимости от степени ограничения власти монарха конституционные монархии делятся на дуалистические и парламентские.

Дуалистическая монархия – форма правления, при которой полномочия монарха ограничены в сфере законодательства (приоритет принадлежит парламенту), но достаточно широкие в исполнительной власти (Иордания, Марокко). Монарх (глава государства) формирует правительство, которым руководит лично или через назначенного премьер-министра. Парламентская монархия возникла в Англии, где законодательная власть сосредоточена в парламенте, исполнитель-ная – в правительстве во главе с премьер-министром. Монарх при данной форме правления не имеет конституционных полномочий по решению важных государственных дел, является символической фигурой, носителем традиций страны. Абсолютное большинство совре-менных монархий – парламентского типа (Великобритания, Дания, Швеция, Япония и др.).

Теократическая монархия (греч. theokratia – власть Бога) – форма государства, в которой политическая и духовная власти сосредоточены в руках церкви (Ватикан) [30, с. 190–192].

Альтернативной к монархии формой правления является республика. Республика (лат. respubliка, от rеs – дело, рubliс – общест-венный) – форма государственного правления, при которой высшая власть принадлежит выборным представительным органам, а глава государства избирается населением или представительным органом. Сейчас в мире существует 143 республики (почти 3 /4 от общего числа государств). В зависимости от ответственности правительства – перед президентом или парламентом – различают три формы республикан-ского правления: президентскую, парламентскую и полупрезидентскую (или смешанную).

Президентская форма правления.

Президент избирается всенародным голосованием, является главой государства, возглавляет исполнительную власть, а также является верховным главнокомандующим. Правительство назначается президентом, подотчетно ему и не несет ответственности перед парламентом. Должности премьер-министра не существует. Парламент обладает всей полнотой законодательной власти, независимый от президента. Президент не правомочен распускать парламент, но имеет право "вето" (от лат. veto – запрещаю) – право, означающее полномочие в одностороннем порядке заблокировать принятие того или иного решения парламента. Широкие конституционные полномочия прези-дента обусловлены широкой социальной базой его избрания путем всеобщих выборов. Президент не несет ответственности перед парла-ментом. Однако в случае нарушения конституции страны он может быть привлечен к уголовной ответственности, но при соблюдении особой процедуры – импичмента (процедура обвинения высших должностных лиц). Вместе с президентом уходит в отставку все правительство. Считается, что эта форма правления отражает специфику полити-ческого развития современного общества, которое нуждается в сильной исполнительной, интегрирующей и координирующей власти. На совре-менном этапе президентская форма правления действует в США, Мексике, Аргентине, Бразилии и других странах.

Парламентская форма правления.

Главенство в системе государственной власти принадлежит парламенту, который формирует правительство. Глава правительства (премьер-министр) – фактически первое лицо в государстве. Правитель-ство обладает всей полнотой исполнительной власти, а также правом ходатайствовать перед президентом за роспуск парламента. Полномо-чия президента ограничены представительскими функциями, он не имеет реальной, то есть исполнительной власти; избирается, как правило, парламентом, а не народом. Свои полномочия, кроме чисто представительских, президент осуществляет с согласия правительства. Акты президента вступают в силу после подписания премьер-министром или одним из соответствующих министров. Президент назначает правительство не по своему усмотрению, а из представителей партий или коалиции партий, имеющих большинство мест в парламенте. Вотум парламентского недоверия правительству вызывает либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Типичные примеры парламентской республики – Италия, Германия, Австрия, Исландия, Литва, Ирландия и др.

Полупрезидентская (смешанная) форма республиканского правления. Она сочетает в себе признаки президентской и парла-ментской республик. Президент – глава государства, он избирается на всенародных выборах. Президент предлагает состав правительства и кандидатуру премьер-министра, которые подлежат обязательному утверждению парламентом. Формально правительство возглавляет премьер-министр, однако президент обладает правом координировать деятельность правительства. Правительство ответственно перед парла-ментом, однако возможности парламентского контроля за деятель-ностью правительства ограничены. Президент, избираемый на основе всеобщих выборов, имеет право роспуска парламента. Такая система действует во Франции, Финляндии, Португалии, Украине и других странах [34, с. 309–312].

Таблица 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: