Типы, структура и функции государства

Тип государства определяется на основании признаков, присущих всем государствам. Экономической основой типологии государств есть определенный тип производственных отношений, которые выражают их социальную сущность и назначение. Марксисты исходя из классовых, формационных позиций выделяют исторически-формационные типы государств: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое. Широко распространенной является типология госу-дарств по политическому режиму, согласно которой принято выделять тоталитарный, авторитарный и демократический типы государств. На современном этапе образовалась группа государств, которые называют посткоммунистическими или посттоталитарными государствами (страны Восточной и Центральной Европы, республики бывшего СССР). Эти государства находятся на переходной стадии от административно-командной системы к демократической, правовой.

Политологи выделяют также национальный тип государства. Идея национального государства возникла в конце XVIII века в Западной Европе и оформилась в XIX века в "принцип национальности". Идея национального государства имела сторонников среди западных (П. Манчини, М. Вебер и др.), российских (Н. Бердяев, А. Градовский, К. Каутский) и украинских ученых (В. Липинский, Д. Донцов и др.). В целом большинство из них объясняли национальное государство как государство с однонациональным составом населения. Такой подход не разделяют большинство современных теоретиков и политических деятелей, поскольку сейчас на нашей планете насчитывается более 200 государств, из них 90 % – многонациональные.

Структура государства – система органов и учреждений, исполня-ющих внутренние и внешние функции. Она включает:

органы государственной власти, которые делятся на представи-тельские, как правило, законодательные (парламент);

органы государственного управления, то есть исполнительно- распорядительные (система министерств, ведомств, административные учреждения на местах);

президента как главу государства, который в руководстве государством непосредственно взаимодействует с представительными и исполнительно-распорядительными органами;

органы правосудия, призванные обеспечить торжество законов в государстве;

контрольно-надзорные органы, к которым относятся прокуратура, различные контрольные ведомства;

органы охраны общественного порядка (милиция, полиция) и органы государственной безопасности [36, с. 255–256].

Важное место в структуре государства занимают вооруженные силы, а также чрезвычайные органы, создаваемые в экстремальных условиях (войны, стихийного бедствия) на определенное время. Компетенция и полномочия чрезвычайных органов обусловлены конк-ретными целями и задачами, ради которых они создаются. Состав-ляющей системы государственных органов являются также исправи-тельные учреждения и т. д.

Под функциями государства понимают основные направления его деятельности, раскрывающие социальную сущность и назначение. Среди политологов существуют различные взгляды относительно классификации функций государства. Общепринятым является деление их на внутренние и внешние.

К внутренним функциям государства относятся:

· правотворческая – создание и принятие законов и других юридических норм (законодательство);

· правоохранительная – контроль и надзор за исполнением правовых норм и применение при необходимости принудительных мер, защита прав и свобод граждан, создание условий для их безопасности, общественного порядка и т. д.;

· экономически хозяйственная – защита экономической основы общества, существующего способа производства, разнообразия форм собственности; регулирование хозяйственной деятельности, рыночных отношений, государственное управление экономикой;

· социальная – регулирование отношений между социальными и этническими общностями, предотвращение социальных конфликтов и противостояний, их разрешение, согласование интересов различных социальных групп и индивидов; эффективная демографическая политика;

· культурно-воспитательная – регулирование и развитие системы образования, культуры, науки, физической культуры и спорта, воспитания нравственности, гуманизма, общечеловеческих и нацио-нальных ценностей;

· экологическая – защита окружающей среды, разумное использование природных ресурсов, формирование экологической культуры;

· фискальная функция – сбор средств в виде налогов для содержания государственного аппарата и финансирования социальной сферы.

Внешними функциями государства являются:

· оборонная – защита страны от внешнего нападения, посягательств на территориальную целостность государства;

· дипломатическая – отстаивание и реализация национальных интересов государства и его граждан в международной жизни, осуществление самостоятельной внешней политики;

· функция сотрудничества – развитие экономических, полити-ческих, культурных отношений между государствами; углубление интеграционных процессов на общечеловеческой, региональной и политической основе [34, с. 306–307].

По времени выполнения все функции государства можно разделить на временные и постоянные. Если временные функции осуществляются лишь на определенном этапе существования государства (например, во время войны, чрезвычайных ситуаций), то постоянные функции реализуются в течение всего времени существования государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: