Демократическое, социальное и правовое государство

По действующей Конституции (статья 1) Украина провозглашается демократическим, правовым, социальным государством.

Демократическое государство – тип государства, в котором народ является источником власти, существуют государственные демократические социально-политические институты и демократический тип политической культуры, обеспечивающие органическое сочетание участия народа в решении общегосударственных дел с широкими гражданскими правами и свободами. Для демократического государства характерно реальное равенство перед законом граждан и органов управления (верховенство закона), развитое гражданское общество, распределение властных полномочий между ее ветвями, эффективные механизмы сдержек и противовесов.

Свидетельством демократизма государства в современных условиях являются: обеспечение эффективности в ее функциониро-вании, наличие конкуренции в сфере государственной деятельности, установление равновесия в обществе и гармоничных отношений между государством и гражданами, высокая степень доверия населения к институтам государства.

Особое значение в современных условиях приобретает социальное государство. Социальное госуд арство – государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности.

Термин "социальное государство" был введен в 1850 г. немецким ученым-юристом Лоренцом фон Штайном, однако его активная теоретическая разработка и практическое воплощение началось в Германии во второй половине XX в.

Опыт развитых стран убедительно свидетельствует, что зарождение и формирование социального государства происходит не спонтанно, а на основе целенаправленной государственной политики. Переход к государству указанного типа возможен лишь при условии осуществления системной стратегии реформ, которая связывает в целостный комплекс движение к социально-рыночному хозяйству, гражданскому обществу, правовому государству с целенаправленным формированием институтов социального государства.

К важнейшим принципам поддержания гармоничных отношений между гражданами и государством, которые способствуют наполнению функционирования государственного механизма социальным содержа-нием, относятся принципы солидарности и субсидиарности.

Солидарность предполагает единство и целенаправленное объединение различных групп и слоев общества вокруг основных, определенных государством целей и ценностей, как текущих, так и на долгосрочную перспективу. Идея солидарности основывается на помощи сильных слабым, на взаимной поддержке и обязанностях граждан перед государством и друг перед другом.

Принцип субсидиарности получил развернутое обоснование в социальном учении католической церкви и получил социально-государственное содержание в практике государственного строитель-ства многих развитых стран Запада. Согласно этому принципу, высшие эшелоны управления выполняют только те задачи, которые оказыва-ются не под силу ниже рангом органам и призваны помогать последним в поддержании их самостоятельности и собственной ответственности. Инициированная государством субсидиарность способствует преодоле-нию потребительской психологии у граждан и их объединений, функциональной перегрузки государства, неконтролируемого разраста-ния бюрократии, а также стимулирует групповую и личную инициативу населения.

Следует учитывать и то, что социальное государство в каждой стране формируется, исходя из специфики национальных, исторических, социально-политических, географических условий и традиций сосущест-вования в рамках конкретного общества. В соответствии с этим создается модель, которая позволяет найти собственный, оптимальный путь к социальному государству [11, с. 272–273].

Правовое государство – тип государства, основными признаками которого являются верховенство закона, разделение властей, правовая защита личности, юридическое равенство гражданина и государства. Правовое государство выступает как система органов и институтов, которые гарантируют и охраняют эффективное функционирование гражданского общества.

Теория правового государства берет свое начало с античности. Древнегреческий философ Платон писал, что государственность возможна там, где господствуют законы, на страже законов должно стоять правосудие. Платон замечает, что любое государство перестает быть таковым, если нет должным образом организованных судов. Начиная с Нового времени, теория правового государства была дополнена благодаря непосредственному обращению к идее прав человека. Идейно-теоретические основы концепции правового госу-дарства, сформированные совместно с понятием гражданского общества, закладывали Ш. Монтескье (концепция разделения властей), Ж.-Ж. Руссо (идея народного суверенитета), И. Кант (концепция государ-ства как объединение людей, подчиняющихся правовым законам) т. д. Именно с именем И. Канта связывают теорию правового государства. Обоснование им тезиса о том, что благо и назначение государства – в усовершенствованном праве, в максимальном соответствии устройства и режима государства принципам права, дали основание считать И. Канта одним из главных создателей концепции правового государ-ства. И. Кант постоянно подчеркивал необходимость для государства опираться на право, согласовывать с ним свои акции. Государство, которое не обеспечивает прав и свобод, не обеспечивает охраны позитивных законов, рискует потерять доверие и уважение своих граждан. Гражданское правовое положение, по его мнению, основывает-ся на следующих априорных принципах: свобода каждого члена общества как человека, равенство его с другим как подданного, самостоятельность каждого члена общества как гражданина. Согласно идее правового государства граждане могут делать все то, что не запрещено законом, государство может делать только то, что предусмотрено законом, правосудие должно быть независимым и должно основываться на презумпции невиновности.

Правовое государство характеризуют:

· верховенство закона и его господство в обществе, равенство перед законом самого государства, всех его органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан;

· верховенство представительных органов власти, их открытость и публичность, отсутствие любой диктатуры;

· разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, что создает систему взаимных сдержек и противовесов ветвей власти;

· гарантия прав и свобод личности в рамках законности, взаимная ответственность государства, объединений граждан и индивидов;

· высокий уровень общественных структур, возможность общественных объединений и граждан участвовать в управлении обществом, соблюдение принципов всеобщего, прямого, равного изби-рательного права;

· контроль государственной власти со стороны общества, граждан и их организаций;

· ответственность государства перед мировым сообществом правовых государств;

· органическая связь прав и свобод граждан с их обязаннос-тями, ответственностью, законопослушность, самоконтролем, самосоз-нанием, правовой культурой [30, с. 192–193].

Кроме строгого соблюдения законов, общество выдвигает еще одно принципиальное требование – соблюдение общепринятых норм морали. Право и мораль всегда были, есть и будут факторами человеческого бытия и гуманизма.

Контрольные вопросы

1. Определите понятие "государство" и назовите его основные признаки.

2. Охарактеризуйте формы государственного правления. Приведите примеры государств с республиканской и монархической формами правления.

3. Приведите основные признаки социального и правового государства. Как они связаны между собой?

4. Дайте развернутую характеристику главным теориям происхождения государства. Подтверждается ли прогноз К. Маркса об отмирании государства в условиях глобализации политики и экономики?

5. Определите украинское государство по формам государст-венного устройства и правления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: