Однако патриархат, выросший на войнах и насилии, в условиях расслабляющего мирного времени начинал добреть и либеральничать. Именно в такие периоды относительно длительного затишья на полях битв и стали постепенно появляться первые ростки женской эмансипации и мужской феминизации.
Локальный, социально ограниченный феминизм существовал, по-видимому, во все времена. В глубинах истории при желании всегда можно обнаружить различные секты, общества и партии, начиная с полумифических амазонок и кончая тайными сообществами древних китаянок "Золотая орхидея" или "Красная лампа", которые отвергали господствующие патриархальные нормы, провозглашая равенство полов и свободу сексуальных отношений.
Динамика социальных образов мужчины и женщины происходит по типу сообщающихся сосудов, с соблюдением своеобразного закона сохранения континуума влияния в обществе. Чем больше эмансипируются женщины, тем менее мужественными становятся мужчины, и наоборот. Первая волна этого обоюдонаправленного движения прошла по Европе в середине XYII века. Между прочим, немаловажную роль здесь сыграл и героический образ Жанны д`Арк, в памяти народной все-таки оставшейся женщиной. В самых либеральных по тем временам Франции и Англии появились скандальные группки "жеманниц" и "жеманников". Они выступали за новый идеал женщины, свободной от оков брака и общественных предрассудков, коими считали домашнее затворничество, заботу о детях, верность мужу и т.д. Жеманницы претендовали на возможность общественной деятельности, полное социальное и сексуальное равенство. Они ратовали за "пробную связь" и за ее разрыв по рождении наследника, который должен, по их мнению, оставаться на попечении отца. Подлежал пересмотру и опостылевший образ мужчины-грубияна и деспота. От мужчин жеманницы требовали возвышенной, платонической любви и бесконечной верности, граничащей с мазохизмом. История знает много примеров того, как вчерашние рабы после удачного восстания становились еще более жестокими истязателями своих обращенных в рабство хозяев. Женские притязания на абсолютную власть над мужчинами были всего лишь зеркальным отражением жестокой по отношению к ним патриархальной реальности.
|
|
Но как маятник приходит в равновесие, раскачиваясь в крайние точки амплитуды, так же и экстравагантность жеманниц в какой-то степени сгладила крайности патриархального деспотизма средневековья. Комичные выходки жеманниц и жеманников имели, однако, самые серьезные последствия в деле пересмотра половых ролей и социального статуса мужчины и женщины. К началу XYIII века в "высшем свете" у мужчин уже считались нормой женоподобные манеры и одежда. Они научились носить длинные парики, наводить румяна, ставить на щеках "мушки" и пользоваться духами. Мужской стандарт поведения стал включать в себя такие ранее несвойственные мужчинам черты, как изысканность, учтивость и утонченность. Проявление физической силы стало считаться неуместным и вульгарным; в моду вошли бледный цвет лица и худосочность тела. Даже мужчины-воины (речь идет, конечно же, об аристократах) искали и находили больше удовлетворения в будуарах дам, нежели в военных походах. Сексуальная свобода все чаще касалась уже не одних только мужчин, но и женщин, так как желавшие прослыть современными мужья из "высшего света" старались воздерживаться от проявлений ревности. Переворот социальных поло-ролевых образов затронул мужчин в гораздо большей степени, чем женщин. Эмансипация женщин не была столь вопиюще заметной, как феминизация мужчин. Унификация полов в XYII-XYIII веках осуществлялась под доминирующим знаком феминных ценностей. Столь необходимое Европе смягчение нравов проходило не без крайностей и излишеств морального свойства, которые справедливо возмущали ориентированное на традиционные ценности большинство. Эмансипация женщин, не выходившая тогда за пределы сферы чувств и сексуальных отношений, разрушала оплот нравственности, которым были брак, семья, верность жены супружескому долгу. Подвергался сомнению и растлевался патриархальный идеал настоящей женщины. Теперь сексуальная свобода распространялась не только на мужчин, но и на женщин. Идеолог разврата, давший свое имя отвратительнейшему пороку, маркиз де Сад (1740-1814 гг.) писал в своей "Философии в будуаре": "Женщины, теперь вы, подобно мужчинам, оказались свободны, так что поприще сражений Венеры открыто всем одинаково... Ныне вам не придется краснеть при совершении прелестных поступков, напротив, мы увенчаем вас миртами и розами, оказывая наибольшее уважение той, которая превзойдет всех прочих в распущенности" [74. С. 191 192]. Впрочем, против тех, кто не пожелает распутничать, маркиз де Сад предлагал принять специальный закон, принуждающий их к разврату. Женщины, вернее, их интимные части объявлялись общественной собственностью; каждый мужчина получал право, по "философии" де Сада, насильно брать любую приглянувшуюся ему особу. Такова оказалась гримаса революции равенства и свободы по отношению к женщине.
|
|
Источник заразы равенства распутства искали и находили во Франции, точнее - в Париже, еще точнее - в "высшем свете", Версале. И не без оснований. Семьи вельмож, покинутые социально и сексуально активными женщинами, являли собой арену пирующего порока; они распадались сами и разлагали подрастающие поколения. Государственный механизм, лишенный твердости мужской руки, уже не мог защитить даже самого себя.
В 1789 году еще не утратившая здоровой мужественности французская буржуазия смела феминизированную аристократию, а вместе с ней и женскую эмансипацию. Парадокс состоял в том, что эмансипированные парижанки сыграли немаловажную роль в раскручивании красного колеса революции, совершив так напугавший короля марш на Версаль [51. С. 154-182]. Но когда француженки, принявшие на свой счет один из трех главных лозунгов революции, потребовали предоставления им равных с мужчинами прав, Конвент ответил решительным и единодушным отказом. Революционные события во Франции повергли Европу в длительный период войн. От мужчин снова потребовалось мужество, чтобы убивать и умирать. Повышенный спрос на мужественность укрепил патриархальные образы "настоящих мужчин" и "настоящих женщин". Женщина была вынуждена искать защиты за широкой мужской спиной и на время забыла о своих притязаниях на социальное равенство. Традиционное разделение полов было восстановлено во всех сферах жизни в полном объёме. Между прочим, "женский вопрос" и революция часто будут встречаться на перекрестках истории, в том числе и на нашей, славянской почве в 1905, Феврале и Октябре 1917 года. Женщины, вкусив социальных и иных свобод, еще не раз соблазнят мужчин сладостью бунта. Но все революции, даже победившие, всегда надевали на женщин еще более тяжкие вериги зависимости от мужчин.
|
|
Эпоха наполеоновских войн закончилась. Европа снова окунулась в сытое благополучие. И вновь в мирной тишине громче стали слышны голоса феминисток. На этот раз ареал распространения идеологии равенства полов включал в себя не только Европу, но и Америку. Правда, уровень притязаний тогдашних борцов за половую справедливость поначалу был по современным меркам очень умеренным. Так, эталон эмансипированной женщины ХIX века - Жорж Санд - отнюдь не требовала для женщин политических прав: избирать и быть избранными в государственные органы. Ее интересовало, прежде всего, равенство в сфере чувств. "В любви с женщинами обращаются, как с куртизанками,- писала она,- в супружеской жизни - как со служанками" [Цит. по: 86. С. 294]. Женщина должна иметь свободу отказа мужчине и ухода к другому, считала Жорж Санд, что фактически означало требование права женщины на развод. Другой пункт ее программы эмансипации включал в себя право женщины распоряжаться собственными доходами. Все эти тезисы, как видим, ничем практически не отличались от требований жеманниц. Однако волна женской эмансипации конца XIX - начала ХХ веков уже отличалась от шумной, но во многом поверхностной (в первую очередь в социальном смысле) кампании XYIII века вовлечением в общественно-экономический процесс широких масс женщин-работниц из "низов". Это было начало качественно нового этапа в формировании социальных образов мужчины и женщины.