Чем же так привлекателен для женщин труд в общественном секторе? Мы попытались это выяснить, задав участникам опроса соответствующий вопрос.
Таблица 4.2 - Распределение ответов жителей Могилевщины на вопрос:
"ЧТО ВАС БОЛЬШЕ ВСЕГО ПРИВЛЕКАЕТ В ВАШЕЙ РАБОТЕ?"
Предмет интереса в работе | Женщины | Мужчины |
Общение с коллегами, интересными людьми | 42,2 | 31,0 |
Люблю свою работу | 23,8 | 25,1 |
Возможность отвлечься от домашних забот | 22,4 | 8,6 |
Возможность реализовать свои способности | 18,2 | 20,8 |
Близость к месту жительства | 18,2 | 17,8 |
Благоприятный режим работы | 16,2 | 11,9 |
Высокая заработная плата | 13,5 | 20,1 |
Возможность профессионального роста | 9,9 | 11,9 |
Благоприятные отношения с руководством | 9,9 | 9,9 |
Общественная значимость работы | 7,9 | 7,3 |
Возможность руководить людьми | 3,0 | 3,0 |
Возможность достичь известности | 1,9 | 3,3 |
Наличие сложных задач | 1,7 | 3,6 |
Возможность получения льготных путевок | 1,3 | 1,6 |
Обеспечение детскими яслями, детским садом | 0,7 | 0,3 |
Иное | 6,9 | 6,3 |
Не ответили | 8,6 | 7,3 |
На поверку оказалось, что денежный стимул такого выбора (высокая заработная плата) является главным только для 13,5% женщин (среди мужчин доля работающих из-за высокой зарплаты составила 20,1%). Значит, труд вне дома и семьи ценен еще чем-то, помимо источника средств к существованию. Перечислим некоторые немеркантильные мотивы участия женщин в общественном секторе. Больше всего на их работе представительниц "слабого" пола привлекает "общение с коллегами, интересными людьми", - так ответили 42,2% женщин. Мужчины восполняют на работе недостатки общения на треть реже - в 31 случае из 100. На втором месте в ранге мотивов внедомашнего труда женщин - как раз "возможность отвлечься от домашних забот" с рейтингом 22,4%. Кстати, мужчины воспринимают свою работу на общественном поприще как компенсатор домашних забот в 3 раза реже, - всего в 8 случаях из 100. Может быть, дело в том, что у них просто домашних забот меньше?
Интересно, что домашние заботы больше всего в тягость вовсе не семейным, среди которых лишь 13.8% отвлекаются от них на работе, а разведенным (17.3%) и еще не познавшим уз Гименея (20.8%) участникам опроса. Если же говорить о семейных, то чем больше у них супружеских проблем, тем чаще возникает потребность во внедомашней работе как отвлекающем факторе. Конкретные цифры: супруги, недовольные своим браком, компенсируют работой свои семейные проблемы более чем в 2 раза чаще, чем их более-менее счастливые земляки (соответственно, 22.2% и 10.9%).
На основании этих данных становится очевидной следующая зависимость: привлекательность труда в общественном секторе находится в обратно пропорциональной зависимости от степени привлекательности семейной жизни, в особенности от качества супружеских отношений, включая самые интимные его стороны. Так, в результате анализа выяснилось, что стремятся отвлечься в работе от семейных проблем 23.3% респондентов, недовольных своей сексуальной жизнью и всего 14.4% участников опроса, не испытывающих явных проблем в этой сфере. Верным будет и предположение обратного порядка: чем более высоко оценивается людьми их семейная жизнь, тем меньшей привлекательностью обладает работа в общественном секторе.
Далее следует чисто прагматичный мотив: "близость к месту жительства", что оказалось важным для почти пятой части всех опрошенных (18,0%) мужчин и женщин. "Возможность реализовать свои способности" - более интересный в глазах социолога повод для работы вне дома. Его выбрали 18,2% женщин и 20,8% мужчин. Стремление реализовать свои способности является одним из самых сильных рычагов "извлечения" женщины из-под семейного крова в сферу общественного труда. Дело в том, что структура, направленность и интенсивность реализации наших способностей в конечном счете определяется обществом. Они инициируются, тиражируются и весьма жестко вживляются в сознание индивидов посредством разветвленных и эффективных каналов воздействия, начиная с примитивной рекламы и кончая рафинированным элитарным искусством. В итоге формируется такая ценностно-нормативная система, которая наилучшим образом отвечает потребностям данного конкретного общества или отдельных социальных институтов. Поэтому мы стремимся реализовать такие наши способности, которые затребованы, порождены, организационно обеспечены, морально и материально поощряемы обществом.
Притязания наших современников выходят далеко за рамки возможностей брачно-семейной сферы, в рамках которой, например, признание, уважение и любовь большого количества незнакомых людей ценится намного выше, чем такое же отношение со стороны собственного супруга и детей. Абсурд? Но абсурд повсеместный, абсурд, ставший нормой и одним из основных мотивов жизни. Подобную жизненную ориентацию Эрих Фромм назвал "маркетинговой", согласно ей "ценность человека как личности в современном мире зависит от его способности продавать себя и от признания его другими людьми".[14] Об этом, кстати, следующие мотивы к труду в общественном секторе, выбранные нашими респондентами. На "возможность профессионального роста" указали 8,5% женщин и 10,8% мужчин. Общественная значимость их работы стимулирует 7,4% участников опроса; "благоприятные отношения с руководством" привлекают каждого десятого (10,1%) респондента (без существенной дифференциации по полу); на работе имеют большие "возможности руководить людьми" 2,.9% мужчин и женщин; общественно-полезный труд открывает "возможности достичь известности" для 2,7% наших земляков. Такая сторона работы как "наличие сложных задач" привлекает 1,5% женщин и 3,2% мужчин. Не могу по этому поводу удержаться от реплики. Стремиться к решению сложных задач и получать от этого удовлетворение - прекрасная, достойная уважения и восхищения черта личности. Вот только всегда ли мы проявляем подобный энтузиазм по отношению к своим семейным проблемам: материальным, воспитательным, психологическим.