Мотивы современных женщин к труду в общественном производстве

Чем же так привлекателен для женщин труд в общественном секторе? Мы попытались это выяснить, задав участникам опроса соответствующий вопрос.

Таблица 4.2 - Распределение ответов жителей Могилевщины на вопрос:

"ЧТО ВАС БОЛЬШЕ ВСЕГО ПРИВЛЕКАЕТ В ВАШЕЙ РАБОТЕ?"

Предмет интереса в работе Женщины Мужчины
Общение с коллегами, интересными людьми 42,2 31,0
Люблю свою работу 23,8 25,1
Возможность отвлечься от домашних забот 22,4 8,6
Возможность реализовать свои способности 18,2 20,8
Близость к месту жительства 18,2 17,8
Благоприятный режим работы 16,2 11,9
Высокая заработная плата 13,5 20,1
Возможность профессионального роста 9,9 11,9
Благоприятные отношения с руководством 9,9 9,9
Общественная значимость работы 7,9 7,3
Возможность руководить людьми 3,0 3,0
Возможность достичь известности 1,9 3,3
Наличие сложных задач 1,7 3,6
Возможность получения льготных путевок 1,3 1,6
Обеспечение детскими яслями, детским садом 0,7 0,3
Иное 6,9 6,3
Не ответили 8,6 7,3

На поверку оказалось, что денежный стимул такого выбора (высокая заработная плата) является главным только для 13,5% женщин (среди мужчин доля работающих из-за высокой зарплаты составила 20,1%). Значит, труд вне дома и семьи ценен еще чем-то, помимо источника средств к существованию. Перечислим некоторые немеркантильные мотивы участия женщин в общественном секторе. Больше всего на их работе представительниц "слабого" пола привлекает "общение с коллегами, интересными людьми", - так ответили 42,2% женщин. Мужчины восполняют на работе недостатки общения на треть реже - в 31 случае из 100. На втором месте в ранге мотивов внедомашнего труда женщин - как раз "возможность отвлечься от домашних забот" с рейтингом 22,4%. Кстати, мужчины воспринимают свою работу на общественном поприще как компенсатор домашних забот в 3 раза реже, - всего в 8 случаях из 100. Может быть, дело в том, что у них просто домашних забот меньше?

Интересно, что домашние заботы больше всего в тягость вовсе не семейным, среди которых лишь 13.8% отвлекаются от них на работе, а разведенным (17.3%) и еще не познавшим уз Гименея (20.8%) участникам опроса. Если же говорить о семейных, то чем больше у них супружеских проблем, тем чаще возникает потребность во внедомашней работе как отвлекающем факторе. Конкретные цифры: супруги, недовольные своим браком, компенсируют работой свои семейные проблемы более чем в 2 раза чаще, чем их более-менее счастливые земляки (соответственно, 22.2% и 10.9%).

На основании этих данных становится очевидной следующая зависимость: привлекательность труда в общественном секторе находится в обратно пропорциональной зависимости от степени привлекательности семейной жизни, в особенности от качества супружеских отношений, включая самые интимные его стороны. Так, в результате анализа выяснилось, что стремятся отвлечься в работе от семейных проблем 23.3% респондентов, недовольных своей сексуальной жизнью и всего 14.4% участников опроса, не испытывающих явных проблем в этой сфере. Верным будет и предположение обратного порядка: чем более высоко оценивается людьми их семейная жизнь, тем меньшей привлекательностью обладает работа в общественном секторе.

Далее следует чисто прагматичный мотив: "близость к месту жительства", что оказалось важным для почти пятой части всех опрошенных (18,0%) мужчин и женщин. "Возможность реализовать свои способности" - более интересный в глазах социолога повод для работы вне дома. Его выбрали 18,2% женщин и 20,8% мужчин. Стремление реализовать свои способности является одним из самых сильных рычагов "извлечения" женщины из-под семейного крова в сферу общественного труда. Дело в том, что структура, направленность и интенсивность реализации наших способностей в конечном счете определяется обществом. Они инициируются, тиражируются и весьма жестко вживляются в сознание индивидов посредством разветвленных и эффективных каналов воздействия, начиная с примитивной рекламы и кончая рафинированным элитарным искусством. В итоге формируется такая ценностно-нормативная система, которая наилучшим образом отвечает потребностям данного конкретного общества или отдельных социальных институтов. Поэтому мы стремимся реализовать такие наши способности, которые затребованы, порождены, организационно обеспечены, морально и материально поощряемы обществом.

Притязания наших современников выходят далеко за рамки возможностей брачно-семейной сферы, в рамках которой, например, признание, уважение и любовь большого количества незнакомых людей ценится намного выше, чем такое же отношение со стороны собственного супруга и детей. Абсурд? Но абсурд повсеместный, абсурд, ставший нормой и одним из основных мотивов жизни. Подобную жизненную ориентацию Эрих Фромм назвал "маркетинговой", согласно ей "ценность человека как личности в современном мире зависит от его способности продавать себя и от признания его другими людьми".[14] Об этом, кстати, следующие мотивы к труду в общественном секторе, выбранные нашими респондентами. На "возможность профессионального роста" указали 8,5% женщин и 10,8% мужчин. Общественная значимость их работы стимулирует 7,4% участников опроса; "благоприятные отношения с руководством" привлекают каждого десятого (10,1%) респондента (без существенной дифференциации по полу); на работе имеют большие "возможности руководить людьми" 2,.9% мужчин и женщин; общественно-полезный труд открывает "возможности достичь известности" для 2,7% наших земляков. Такая сторона работы как "наличие сложных задач" привлекает 1,5% женщин и 3,2% мужчин. Не могу по этому поводу удержаться от реплики. Стремиться к решению сложных задач и получать от этого удовлетворение - прекрасная, достойная уважения и восхищения черта личности. Вот только всегда ли мы проявляем подобный энтузиазм по отношению к своим семейным проблемам: материальным, воспитательным, психологическим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: