«Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) отрицает активную роль и относительную самостоятельность мышления. Единственным источником познания считается опыт, чувственное познание (живое созерцание), вследствие чего эмпиризм всегда был связан с сенсуализмом, но это не тождественные понятия. При этом содержание знания сводится к описанию этого опыта, а рациональная мыслительная сторона – сводится к разным комбинациям того материала, который дается в опыте и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания. Ограниченность эмпиризма состоит в преувеличении роли чувственного познания, опыта и в недооценке роли научных абстракций и теорий». Кохановский.
- Начальный этап исследования предполагает не только постановку проблемы, но и вычленение объекта и предмета исследования. Это нашло свое развитие в различении эмпирического и теоретического.
Эмпирическое: это не только обыденно-практическое знание, т. к. является уровнем специального научного знания. На таком уровне есть целенаправленная деятельность на основе методов и системе понятий. Эмпирическое не есть! Чувственное.
|
|
Теоретическое: нельзя всякую умственную деятельность считать теоретической. Теоретическое не есть логическое.
С точки зрения физиологии и психологии чувственное и логическое характеризуют любое познание. Но! теоретическое и эмпирическое предполагают методы и формы знания, определенные типы исследований. Дело в том, что чувственное и логическое сочетаются и на эмпирическом, и на теоретическом уровне.
2. Отличия теор. И эмпир.
А) По способам и методам деятельности:
Эмпир.: предметно-орудийная, научно-практическая деятельность = накопление и первичное обобщение | Теор.: абстрактно-теоретич. Деятельность по созданию идеальных моделей и построению различных систем знаний |
Б. По характеру и формам знания
Э. = фактуальное знание, непосредственно отражающее свойства и отношения (экспериментально установленные закономерности) | Т. = через логически организованную форму отражаются существенные характеристики, закономерности. Это «концептуальный каркас» |
Эмпирическое и теоретическое тесно взаимосвязаны в научном познании. Противопоставление Э. и Т. – известного рода абстракция, которая позволяет структурировать «по этажам» виды деятельности и формы знания. Более того, такое деление не отражает в полной мере структурные компоненты реального знания.:
Ø Ряд методов может быть использован и на Э., и на Т.
Ø Есть науки, где невозможно такое расчленение: логико-математическое знание (Т.), естественно-исторические науки (Э.). Проблема становится очень серьезной, когда речь заходит о гуманитарных науках, поскольку там преобладают эмпирические методы, нет четкой формализации, а сами объекты двойственны! Например, тексты двойственны, т. к. соединяют в себе материальное и символическое. Видимо, в гуманитарном знании соотношение эмпирического и теоретического – самостоятельная проблема.