[См. рабочую тетрадь История зарубежной критики XX века + лекции О. Н. Турышевой]
Теория художественного произведения (ХП) в литературоведении:
ХП – не самостоятельный, замкнутый в себе объект (= не эстетический объект), который якобы содержит всю полноту смысла, а феномен сознания, результат его деятельности. В феноменологическом литературоведении ХП рассматривается как опыт сознания субъекта. Важно, каким мир является Автору, как Автор перерабатывает мир в своем сознании. По другую сторону ХП находится Читатель – важно, как ХП является Читателю, как перерабатывается в его сознании, что происходит с Читателем в акте этой деятельности.
Разные школы феноменологического литературоведения объединяет рассмотрение ХП как феномена сознания. Отличие их состоит в том, какое именно сознание берется в основу:
- сознание автора:
1. Критика сознания: Женевская школа – Ж.Старобинский: США – Дж. Х. Миллер.
2. Теория воображения Ж.-П. Сартра - экзистенциальный анализ творческого акта и авторского сознания – см. «Воображаемое: психология феноменологии воображения», 1939.
|
|
3. Экзистенциальный психоанализ авторского самосознания в критике Ж.-П. Сартра: «Бодлер», 1947; «Идиот в семье: Флобер от 1821 до 1857», 1972 и др.).
- сознание читателя:
1. Рецептивная критика в США (Ст. Фиш «Удивленный грехом: читатель в «Потерянном рае», 1972 и др.)
2. Школа критиков Буффало (Н.Холланд «Динамика читательского отклика», 1978: «Пять читательских прочтений», 1975 и др.)
- диалога сознаний автора и читателя