Историческая типология культур основывается на выделении в мировой истории отдельных исторических периодов и эпох. Основные черты исторических типов культур.
Первобытная культура.
В первобытной культуре различают: Каменный век, Медный век, Бронзовый век, Железный век.
В каменном веке орудия труда и оружие изготовлялись из камня и люди научились добывать огонь. В каменном веке выделяются 3 этапа:
1) палеолит (древнекаменнный) – появился человек разумный.
2) мезолит (среднекаменный) – изобретены копье, лук, стрелы.
3) неолит (новокаменный) – переход от собирательства к выращиванию плодов и скотоводству.
Основные черты первобытной культуры:
-Синкретизм – слитность, нерасчлененность форм культуры.
-Развитие конкретно-чувственных представлений.
-Слаборазвитое индивидуальное самосознание, преобладание коллективных форм поведения.
-Бесписьменность.
-Мифологическое сознание. Ритуализация всех сфер жизни.
-К первым формам религии первобытного общества относятся:
|
|
тотемизм (обожествления предка-животного), фетишизм (обожествление предметов), анимизм (вера в духов), магия (колдовство).
-Древнейшим произведением искусства можно считать пещерные росписи конца палеолита.
Античная культура.
Основные черты античной культуры:
-Культура раннегородских цивилизаций, появление политической сферы культуры, сословного общества, развитие гражданского коллектива.
-Понимание культуры как части природы и воспитания, как способа включения человека в гармонию космоса. Человек – мерило всех вещей, человек в силах изменить свою участь.
-Расцвет мифологии и борьба против архаических традиций мифологического мышления. Развитие начал научных знаний, развитие абстрактных понятий. Стремление дать явлениям действительности рациональное объяснение в абстрактных понятиях.
-Письменность
-Вера в судьбу, дух состязательности, появление зрелищных видов искусства.
-Необходимость поддерживать порядок в государстве и кодексы законов.
Противоречия античной культуры: чувства и разум, судьба и борьба, социальность и индивидуальность.
В Древней Греции:
-Развитие философии. Основы европейской этики нашли отражение в трудах Аристотеля.
-Искусство служит удовлетворению эстетических потребностей; дифференциация видов искусства, разработка художественных канонов.
Греческий драматург эпохи классики Софокл, автор трагедии «Царь Эдип».
Греческий скульптор Фидий, автор фриза Парфенона.
В Древнем Риме:
-В основе – греческие образцы, но изменяются масштабы: не полис, а империя. Римский поэт «золотого века Августа» - Гораций.
|
|
-Политизированность, развитие общества потребления.
-Римское право
Средневековая культура.
Основные черты средневековой культуры:
-Средневековая культура развивалась под влиянием традиций греко-римской культуры, духа варварства и христианства. В научный обиход термин «средние века» ввели итальянские гуманисты эпохи Возрождения.
-Восприятие всего через призму религии. Мир создан богом и подчинен только богу. Приоритет веры над разумом. Проповедь ничтожности разума человека, греховности плоти. Утверждение торжества человеческого духа над телом. Формирование понятий добродетели и греха.
- Мистицизм, иррационализм.
-Культ аскетизма.
-Искусство направлено на религиозно-церковные нужды.
-Образование – религиозный характер.
-В науке – господство схоластики, строгий контроль церкви; разделение «истин разума» и «истин веры»; крайне редкое обращение к наблюдению и эксперименту.
-Сохранение пережитков язычества.
Культура Возрождения.
Основные черты культуры Возрождения:
-Возрождение античных традиций. Гуманизм: человеческая личность в центре внимания, признание ценности человека как личности, развитие идеи достоинства личности, восхищение духовной и телесной красотой человека; разрушение культа аскетизма.
-Мир создан гармоничным и подчинен вечным и непреложным законам.
-Развитие светской культуры, интерес к гуманитарным знаниям, появление гуманистической концепции культуры.
-Переходная культура, синтезировавшая традиции античности и Средневековья.
-Реформация – возникновение протестантизма; ответом было усиление инквизиции, приведшее к упадку культуры Возрождения.
Культура Нового времени.
Основные черты культуры Нового времени:
-Ренессанс, Реформация, Просвещение способствовали формированию культуры Новой эпохи.
-Формирование нового, индустриального типа общества. Развитие машинной индустрии, ускорение темпов научно-технического прогресса.
-Буржуазная культура, с характерным для нее типом автономной личности. Рождение концепции прав человека. Дух индивидуализма, практицизма, деловитости, буржуазная этика.
-Характерные черты Новой эпохи – рационализм, европоцентризм. Повышение авторитета философии, стремление опираться не на веру, а на разум, логику, факты. Эталоном служит европейская культура.
-Признание ценности знания, общедоступного образования, пропаганда научных знаний (XVIII век – век Просвещения).
-Научная революция. XVII-XVIII века – формирование основ современной науки. XIX век – век классической науки. Развитие научного естествознания, появление методологии науки.
-Культура становится светской.
-Разностилье в искусстве: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
-Многонациональность и многоязычность (вместо латыни) европейской культуры, взаимодействие национальных культур.
-Рубеж XIX-XX веков – разочарование в идеалах, критика европейской культуры. Возникновение теории исторической типологии локальных культур, которая утверждала, что существует бесконечное многообразие уникальных, непохожих друг на друга и неповторимых культур.
Современная Западная культура (с начала XX века).
Основные черты современной западной культуры:
-Дух предпринимательства, бизнеса, индивидуализма.
-Идеал свободы и независимости личности от общества и государства, опора на индивидуальный опыт
-Интенсификация социальных отношений.
-Динамичность, быстрая смена условий жизни.
-Мультикультурная идентичность, модернизм и постмодернизм (множественность культур, стилей).
-Ориентация на науку. Научно-техническая революция.
-Технократичность культуры, доступность и разнообразие информации, унификация культуры в обществе постиндустриального типа. Компьютеризация – переход к новому типу общества–«информационному».
|
|
-Глобализация проблем, стандартизация культурных ценностей, интеграция (межкультурное взаимодействие).
-Дегуманизация общественной жизни, «Потребительское общество» и его пороки (бездуховность, асоциальные тенденции, наркомания, преступность, терроризм).
-Противоречия современной культуры: свобода и насилие, элитарность и массовость, плюрализм и унификация.
-Современная цивилизация – постиндустриальная, информационная, ноосферная.
Сводная таблица «Историческая типология культур».
Историческая типология культур | основывается на выделении в мировой истории отдельных исторических периодов и эпох. |
Основные черты первобытной культуры: | -Синкретизм – слитность, нерасчлененность форм культуры. -Развитие конкретно-чувственных представлений. -Слаборазвитое индивидуальное самосознание, преобладание коллективных форм поведения. -Бесписьменность. -Мифологическое сознание. Ритуализация всех сфер жизни. |
Основные черты античной культуры: | -Культура раннегородских цивилизаций, появление политической сферы культуры, сословного общества, развитие гражданского коллектива. -Понимание культуры как части природы и воспитания, как способа включения человека в гармонию космоса. -Человек – мерило всех вещей, человек в силах изменить свою участь. -Расцвет мифологии и борьба против архаических традиций мифологического мышления. Развитие начал научных знаний, развитие абстрактных понятий. Стремление дать явлениям действительности рациональное объяснение в абстрактных понятиях. -Письменность -Вера в судьбу, дух состязательности, появление зрелищных видов искусства. -Необходимость поддерживать порядок в государстве и кодексы законов. -Противоречия античной культуры: чувства и разум, судьба и борьба, социальность и индивидуальность. |
Основные черты средневековой культуры: | -Восприятие всего через призму религии. Мир создан богом и подчинен только богу. Приоритет веры над разумом. Проповедь ничтожности разума человека, греховности плоти. Утверждение торжества человеческого духа над телом. Формирование понятий добродетели и греха. - Мистицизм, иррационализм. -Культ аскетизма. -Искусство направлено на религиозно-церковные нужды. -Образование носит религиозный характер. -В науке – господство схоластики, строгий контроль церкви; разделение «истин разума» и «истин веры»; крайне редкое обращение к наблюдению и эксперименту. |
Основные черты культуры Возрождения: | -Возрождение античных традиций. -Гуманизм: человеческая личность в центре внимания, признание ценности человека как личности, развитие идеи достоинства личности, восхищение духовной и телесной красотой человека; разрушение культа аскетизма. -Мир создан гармоничным и подчинен вечным и непреложным законам. -Развитие светской культуры, интерес к гуманитарным знаниям, появление гуманистической концепции культуры. -Переходная культура, синтезировавшая традиции античности и Средневековья. |
Основные черты культуры Нового времени: | -Формирование нового, индустриального типа общества. Развитие машинной индустрии, ускорение темпов научно-технического прогресса. -Буржуазная культура, с характерным для нее типом автономной личности. Рождение концепции прав человека. -Дух индивидуализма, практицизма, деловитости, буржуазная этика. -Характерные черты Новой эпохи – рационализм, европоцентризм. -Признание ценности знания, общедоступного образования, пропаганда научных знаний (XVIII век – век Просвещения). -Научная революция. XVII-XVIII века – формирование основ современной науки. XIX век – век классической науки. Развитие научного естествознания, появление методологии науки. -Культура становится светской. -Разностилье в искусстве: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. -Многонациональность и многоязычность (вместо латыни) европейской культуры, взаимодействие национальных культур. -Рубеж XIX-XX веков – разочарование в идеалах, критика европейской культуры. |
Основные черты современной западной культуры: | -Современная цивилизация – постиндустриальная, информационная, ноосферная. -Дух предпринимательства, бизнеса, индивидуализма. -Идеал свободы и независимости личности от общества и государства, опора на индивидуальный опыт. -Интенсификация социальных отношений. -Динамичность, быстрая смена условий жизни. -Мультикультурная идентичность, модернизм и постмодернизм (множественность культур, стилей). -Ориентация на науку. Научно-техническая революция. -Технократичность культуры, доступность и разнообразие информации, унификация культуры в обществе постиндустриального типа. -Компьютеризация – переход к новому типу общества–«информационному». -Глобализация проблем, стандартизация культурных ценностей, интеграция (межкультурное взаимодействие). -Дегуманизация общественной жизни, «Потребительское общество» и его пороки (бездуховность, асоциальные тенденции, наркомания, преступность, терроризм). -Противоречия современной культуры: свобода и насилие, элитарность и массовость, плюрализм и унификация. |
|
|