Проблема 2. Основания типологии культуры

Типология культур –это условная, приблизительная систематизация и классификация культур. Современное культурологическое знание представлено различными типологиями и классификациями культур, из них самые известные и распространенные – это цивилизационная и регионально-этническая, историческая, формационная, религиозная, традиционная и модернизированная.

Критерии структурирования, классификации культур (в лекции 2). Различают такие типы культур как локальные и глобальные культуры. Локальная культура – конкретного, исторически определенного общества, обладающая специфическими (этническими, национальными) чертами. Глобальная – мировая культура. Среди типов культур выделяют массовую и элитарную культуры по объему и качеству потребления. Срединной называют доминирующую культуру. Контркультура противостоит господствующей, срединной культуре. Субкультура - отдельная, автономная в рамках господствующей.

Формационная типология культур. Тип культуры совпадает с формацией, когда способ производства определяет надстройку, отсюда типы культуры: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Цивилизационная типология культур. В изучении цивилизаций есть несколько подходов:

1) культурологический, где цивилизация рассматривается как историческое социокультурное образование, основу которого составляет уникальная однородная культура;

2) социологический, где цивилизация понимается как синоним социального образования, имеющего общий временной и пространственный ареал, кристаллизирующийся вокруг городских центров с социо-политическим механизмом;

3)этнопсихологический, где понятие цивилизации связывают с особенностями этнической истории, с психическим и национальным характером народа.

Линейная типология культур К.Ясперса. Карл Ясперс(1883-1969) – немецкий психолог, философ, культуролог, ведущий представитель экзистенциализма второй половины ХХ века. Соглашаясь с теорией локальных цивилизаций, Ясперс настаивает на идее мирового исторического процесса, возвращаясь от цикла к линеарной модели, имеющей конец, смысл, цель. Его культурологические воззрения основываются на христианском миропонимании. Центральная идея философии Ясперса состоит в наличии связи времен, которая обеспечивается «осевым временем».

Ясперс ввел понятие «осевое время», начало мирового развития с 6 века до н.э. «Осевое время» основывается на вере, объединяющей все человечество. Это философская вера, более древняя, чем религии. Время рождения философской веры - между 800 и 200 гг. до н.э., когда одновременно действовали первые греческие философы, израильские пророки, основатели зароастризма в Иране, буддизма и джайнизма в Индии, конфуцианства и даосизма в Китае. Духовные движения в Китае, Индии, Персии, Палестине, Древней Греции сформировали тот тип человека, который живет и в настоящее время. «Осевое время» - это время рождения и мировых религий, пришедших на смену язычеству, и философии, пришедшей на смену мифологическому сознанию. «Осевое время» - начало общей истории человечества, которое до того было разделено на локальные, не связанные между собой культуры.

Ясперс делит всю историю человечества на 3 периода: доисторический, исторический и мировой. Доисторическая эпоха – до осевой тип культуры, человек слит с природой, осваивает язык, мифологическое мышление, коммуникации для биологического существования. Завершился в конце 4 тыс. до н.э. Исторический период – осевой тип культуры. Тип человека, близкий к современному. Культурный переворот – основы науки философии, искусства, религий, рационализма. Человек постиг себя как личность. Мировая история – формирует глобальное единство человечества и единую мировую культуру. Предвестник – великие географические открытия. Техническая линия развития человечества не стала основой «мировой истории». Чтобы спасти человеческую сущность, находящуюся в ХХ веке на грани гибели, надо, по Ясперсу, обновить свою связь с «осевым временем», осуществляя поиск новых «шифров» для понимания этой сущности. В будущем наступит новое «осевое время».

Современная типология культуры: дописьменная, письменная, информационная. Современный канадский социолог и культуролог Герберт Маклюэн рассматривает культуру как средства общения, которые формируют сознание людей и их образ жизни. Отсюда типология культуры: дописьменная (бесписьменная), письменная (книжная) и экранная (информационная). В дописьменной культуре доминировала устная речь, слух, синкретическое (неразделимое) восприятие мира, природные приметы, материальные предметы, сохранявшие опыт. В письменной культуре (с 4 тыс. до н.э., древние цивилизации Востока – Шумер, Египет и до настоящего времени) основа – письмо, имеющее разную технику, язык, традиции, формы духовной культуры, рациональные знания, социальные отношения, коллективную память. Важную роль играло книгопечатание. Зрение, а не слух и осязание, стало определять образ мира. Развивались наука и техника. Информационная (экранная) культура – это господство электроники, средств коммуникации, которые возвращают культуру к первобытной устной традиции, осязанию и слуху в общении, но с принципиальным отличием – глобализацией коммуникаций, технологий, формируют единую мировую культуру.

Сводная таблица «Основания типологии культур».

Типология культур – это условная, приблизительная систематизация и классификация культур.
Формационная типология культур. Тип культуры совпадает с формацией, когда способ производства определяет надстройку, отсюда типы культуры: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.
Цивилизационная типология культур. В изучении цивилизаций есть несколько подходов: 1) культурологический, где цивилизация рассматривается как историческое социокультурное образование, основу которого составляет уникальная однородная культура; 2) социологический, где цивилизация понимается как синоним социального образования, имеющего общий временной и пространственный ареал, кристаллизирующийся вокруг городских центров с социо-политическим механизмом; 3)этнопсихологический, где понятие цивилизации связывают с особенностями этнической истории, с психическим и национальным характером народа.
Карл Ясперс (1883-1969) – немецкий психолог, философ, культуролог. Линейная типология культур К.Ясперса базируется на идее мирового исторического процесса, возвращении от цикла к линеарной модели, имеющей конец, смысл, цель. Центральная идея философии Ясперса состоит в наличии связи времен, которая обеспечивается «осевым временем».
Современная типология культуры канадского социолога и культуролога Герберта Маклюэна: дописьменная, письменная, информационная. Герберт Маклюэн рассматривает культуру как средства общения, которые формируют сознание людей и их образ жизни.

Проблема 3. Локальные культуры. Теория локальных цивилизаций.

Американский антрополог Л.Морган и немецкий философ Ф.Энгельс считали, что цивилизация – это стадия развития человеческого общества, наступившая за дикостью и варварством и характеризовалась упорядоченностью общественного строя, возникновением классов, государства, частной собственности, т.е. однолинейный, эволюционный путь развития культуры.

Теория локальных цивилизаций и культурно-исторических типов пришла на смену эволюционизму. Не существует единого однолинейного эволюционного пути развития культуры. Существует множество локальных (обособленных) культур, т.е. полилинейный культурно-исторический путь развития.

Русский философ Н.Я. Данилевский (1822-1885) в книге «Россия и Европа» утверждал, что европейская цивилизация не является наивысшей и обязательной формой, которую должны принять все народы. Он выдвигал идею полилинейности: существуют разные культурно-исторические типы развития всех народов Земли. Жизненный цикл культурно-исторических типов проходит 4 этапа:

-подготовительный – смешение племен в единый народ, формирование его языка и других особенностей, составляющих его самобытность;

-складывание государства, обеспечивающего политическое и культурное единство, создающего условия для развития творческой силы;

-период расцвета – реализация накопленного потенциала в произведениях искусства, науки, философии, в развитии гражданских и политических учреждений, техники и экономики;

-застой жизни – «апатия» культуры.

Прогресс – движение человечества не в одном направлении, а в разных направлениях исторической деятельности.

Способы взаимодействия культур:

-«прополка» - насаждение чужой цивилизации и уничтожение существовавшей ранее культуры;

-«прививка» - пересадка в культуру элементов чужой цивилизации;

-«почвенное удобрение» - усвоение результатов более зрелой цивилизации (достижений науки, техники, искусства, промышленности и др.).

Историческую миссию России Данилевский видел в содействии развитию славянского культурно-исторического типа.

Немецкий философ, историк культуры Освальд Шпенглер (1880-1936) предложил целостную циклическую модель возникновения и развития культуры. Его концепция культуры изложена в труде «Причинность и судьба. Закат Европы» (1918-1922). Основные идеи: утверждение множественности культур, цикличности их развития, неизбежной гибели культурного организма и перехода культуры в цивилизацию. Такой переход обусловлен конфликтом убывающей исторической культуры с технобюрократической цивилизацией, что и становится трагическим для культуры.

О. Шпенглер в работе «Закат Европы» пишет, что культурные миры замкнуты и взаимонепроницаемы; каждая культура живет своей особой жизнью, она рождается, достигает зрелости, стареет и умирает.

Душа культуры – особая идея, которая стремится выразиться в культурной деятельности народа. Выражается в прасимволе культуры, характеризующем ее разнообразные проявления.

Прасимвол античной культуры – ограниченное материальное тело; душа культуры – аполлоническая.

Прасимвол арабской культуры – мир-пещера; душа культуры – магическая.

Прасимвол западной культуры – бесконечность, «чистое» безграничное пространство. Душа европейской культуры, неудовлетворенная пребыванием в границах достигнутого, нацеленная на бесконечное движение к неизведанному, - фаустова душа.

Истощив свои творческие силы, душа умирает, и с ней умирает культура и вступает в последний этап своего бытия – цивилизацию.

Цивилизация – умирающая культура. Современное состояние западного мира предрекает его близкую и неизбежную гибель.

Немецкий ученый О.Шпенглер в книге «Закат Европы» вкладывал в понятие цивилизации негативный смысл – фаза заката культурно-исторического типа, его разложения. Шпенглер доказывал, что цивилизация приводит к гибели культуры.

Шпенглер выделяет в мировой истории 8 культур, достигших зрелости и исчерпавших свои возможности. Будущее, по Шпенглеру, за молодой «русско-сибирской» культурой.

Английский исследователь Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) - историк, философ, дипломат, создатель оригинальной концепции локальных цивилизаций. А.Тойнби в работе «Постижение истории» пишет, что всемирная история – история различных цивилизаций, сосуществующих рядом друг с другом. Существующие ныне цивилизации: западная, православная, индуистская, китайская, дальневосточная (в Корее и Японии), иранская, арабская. Основные элементы цивилизации: политика, культура, экономика.

Тойнби видел в многообразии локальных цивилизаций неизменные черты родовой природы человека, обусловливающие единую основу истории человечества (сознание, воля, способность к различению добра и зла, религиозность).

Ключевой идеей Тойнби стала концепция «вызовов-ответов». Становление цивилизации есть ответ на вызов социально-природного окружения. Она проходит стадии генезиса, роста, надлома, падения. Критерием роста цивилизации выступает увеличение ее духовной независимости, а главной причиной надлома – преувеличение роли техники.

Вызов-и-Ответ – механизм эволюции цивилизаций. Вызов – стимул к развитию общества: резкое ухудшение условий жизни. Ответ – изменение общества, которое обеспечит его существование в новых условиях. История любой цивилизации – последовательность актов Вызова-и-Ответа. Ответ на вызов – это творческий акт, к которому способно творческое меньшинство; для изменений необходимо, чтобы инертное большинство последовало за активным меньшинством.

Цивилизации развиваются циклично. Стадии развития цивилизаций: генезис, рост, надлом, разложение.

Цивилизации и религии:

1. Возникшие из примитивных обществ первичные цивилизации – несовершенные, языческие формы религии.

2. Вторичные цивилизации: формирование высших религий – буддизма, иудаизма, христианства, ислама.

3. Третичные цивилизации – современные цивилизации, в которых зарождаются элементы новых высших религий; в перспективе они должны слиться в единую «религию будущего».

Создавая религии, люди ищут ответ на главный вызов истории – вызов Бога: «быть человеком». Подлинная история есть диалог человечества с Богом, в ходе которого люди постигают волю Божию.

Н.Я. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби - создатели теории культурно-исторических типов, теории локальных цивилизаций.

Английский исследователь А.Тойнби в книге «Постижение истории» и русский философ Н.Я. Данилевский в работе «Россия и Европа» – сторонники локальных цивилизаций, ограниченных временем, пространством, это различные своеобразные культурно-исторические системы, динамические образования эволюционного типа. Немецкий ученый О.Шпенглер в книге «Закат Европы» вкладывал в понятие цивилизации негативный смысл – фаза заката культурно-исторического типа, его разложения. Шпенглер доказывал, что цивилизация приводит к гибели культуры.

Продолжительность существования цивилизаций определяется учеными неодинаково: О.Шпенглер, А.Тойнби – 1000 лет, Л.Н.Гумилев –1500 лет, бельгиец Кетле – 185 лет.

Количество цивилизаций определяется исследователями по-разному.

- Н.Я. Данилевский – 11 (египетская, ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская или древнесемитская, китайская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитская или европейская, мексиканская и перуанская (погибли насильственной смертью на ранней стадии).

-О.Шпенглер – 8 (вавилонская, египетская, майя, античная, индийская, китайская, арабская, западная).

-Ю.В. Яковец – 7 мировых цивилизаций (неолитическая, раннерабовладельческая, античная, раннефеодальная, позднефеодальная-прединдустриальная, индустриальная, постиндустриальная).

-Э.Тоффлер –3 тысячелетних цивилизационных цикла (сельскохозяйственный, индустриальный, постиндустриальный с конца ХХ века).

-А.Тойнби – 37 локальных цивилизаций, из них 21 исследованы.

Причина упадка цивилизаций – меняются потребности человека, семьи биологически и социально. Для производства товаров и услуг нужны дополнительные природные ресурсы. Рост численности населения, конфликты, войны расширяют сферы обороны, органов порядка, управления. В поисках выхода из кризиса включается духовная сфера – выдвигаются новые идеи, ценности, идеалы, которые увлекают активную часть общества. Перемены невозможны без изменения социально-политических отношений, экономического и технологического способов производства.

Сводная таблица «Локальные культуры. Теория локальных цивилизаций».

Локальная культура – культура конкретного, исторически определенного общества, обладающая специфическими (этническими, национальными) чертами.
Теория локальных цивилизаций и культурно-исторических типов (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби): существует бесконечное многообразие уникальных, непохожих друг на друга и неповторимых культур, полилинейный культурно-исторический путь развития.
Русский философ Н.Я. Данилевский (1822-1885) в книге «Россия и Европа» утверждал, что европейская цивилизация не является наивысшей и обязательной формой, которую должны принять все народы. Он выдвигал идею полилинейности: существуют разные культурно-исторические типы развития всех народов Земли.
Жизненный цикл культурно-исторических типов по Данилевскому проходит 4 этапа: 1) подготовительный, 2) складывание государства, 3) период расцвета культуры, 4) застой жизни - 1) смешение племен в единый народ, формирование его языка и других особенностей, составляющих его самобытность; 2) обеспечивающего политическое и культурное единство, создающего условия для развития творческой силы; 3) реализация накопленного потенциала в произведениях искусства, науки, философии, в развитии гражданских и политических учреждений, техники и экономики; 4) «апатия» культуры.
Способы взаимодействия культур по Данилевскому: -«прополка» - насаждение чужой цивилизации и уничтожение существовавшей ранее культуры; -«прививка» - пересадка в культуру элементов чужой цивилизации; -«почвенное удобрение» - усвоение результатов более зрелой цивилизации (достижений науки, техники, искусства, промышленности и др.). Историческую миссию России Данилевский видел в содействии развитию славянского культурно-исторического типа.
Немецкий философ, историк культуры Освальд Шпенглер (1880-1936) предложил целостную циклическую модель возникновения и развития культуры. Концепция культуры Шпенглера изложена в труде «Причинность и судьба. Закат Европы» (1918-1922). Основные идеи: утверждение множественности культур, цикличности их развития, неизбежной гибели культурного организма и перехода культуры в цивилизацию. Такой переход обусловлен конфликтом убывающей исторической культуры с технобюрократической цивилизацией, что и становится трагическим для культуры.
Душа культуры по Шпенглеру – особая идея, которая стремится выразиться в культурной деятельности народа. Выражается в прасимволе культуры, характеризующем ее разнообразные проявления. Прасимвол античной культуры – ограниченное материальное тело; душа культуры – аполлоническая. Прасимвол арабской культуры – мир-пещера; душа культуры – магическая. Прасимвол западной культуры – бесконечность, «чистое» безграничное пространство. Душа европейской культуры, неудовлетворенная пребыванием в границах достигнутого, нацеленная на бесконечное движение к неизведанному, - фаустова душа. Истощив свои творческие силы, душа умирает, и с ней умирает культура и вступает в последний этап своего бытия – цивилизацию. Цивилизация – умирающая культура. Современное состояние западного мира предрекает его близкую и неизбежную гибель. О.Шпенглер вкладывал в понятие «цивилизация» негативный смысл – фаза заката культурно-исторического типа, его разложения. Шпенглер доказывал, что цивилизация приводит к гибели культуры.
Английский исследователь Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) - создатель оригинальной концепции локальных цивилизаций. А.Тойнби в работе «Постижение истории» пишет, что всемирная история – история различных цивилизаций, сосуществующих рядом друг с другом. Тойнби видел в многообразии локальных цивилизаций неизменные черты родовой природы человека, обусловливающие единую основу истории человечества (сознание, воля, способность к различению добра и зла, религиозность).
Ключевой идеей Тойнби стала концепция «вызовов-ответов». Становление цивилизации есть ответ на вызов социально-природного окружения. Она проходит стадии генезиса, роста, надлома, падения. Критерием роста цивилизации выступает увеличение ее духовной независимости, а главной причиной надлома – преувеличение роли техники.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: