Оформление понятия культура в классической европейской философии

Понятие «культура» впервые начинает употребляться в античности. Однако оно еще не обладает статусом научности. Оно подразумевает целенаправленное воздействие на природу, а также воспитание и образование самого человека. В древнегреческой философии воспитанность и культурность противопоставляется варварству, отсутствию образованности. Античные мыслители различали природное и нравственное, как два противоположных начала, и усматривали в последнем превосходство греков над варварами. В Древней Греции сформировались и два подхода к решению проблемы субъекта культуры. С одной стороны своим возникновением культура обязана богам, а с другой – ее творец – человек. Человек свободен в мыслях и действиях. Искусство Древней Греции полностью игнорировало негативное начало в человеке и мире, который его окружает. Ничего грубого, унижающего достоинство или патологического не находило в нем место. Оно возносило человека и его культуру до недосягаемых высот, идеализируя жизнь. Рассматривая культуру, через призму человека-гражданина, наделенного разумом и свободой, греки дали идеал гуманизма демократии. В позднеримский период культура уже традиционно ассоциируется с персональными особенностями человека. Возникает тенденция переноса комплекса представлений о культуре на уклад городской и имперской жизни. Наибольшее воплощение эти идеи получили в трудах Цицерона. Рассуждая о культуре, он говорил не о возделывании земли, а о создании духовности, отождествляя культуру души и духа с философией. Культура для него не только образность, развитие искусства и науки, но и особый строй жизни, где духовное состояние человека и интересы государства находятся в

противоречивом единстве. Таким образом, в период античности были намечены основные подходы к интерпретации культуры: 1. понимание культуры как глобального явления, характеризующего форму человеческого бытия, выраженного в способах и результатах деятельности человека и в этом плане противоположного и противостоящего природе; 2. сведение культуры к деятельности как воплощению духа и разума; 3. рассмотрение культуры как позитивной качественной характеристики личности. При этом во всех подходах присутствовала одна существенная черта феномена: возвышенная созидательность, устремленность к совершенству как общества, так и личности на основе развития человеческого духа и разума. Существенные изменения в трактовке культуры происходили в средние века. Место человека в ней занимает бог, мир получает божественную окраску. Это период изменения основных систем ценностей. С их переориентацией происходит и изменение формы культуры. То, что раньше признавалось в

качестве единственно ценного, устраняется, начинает приобретать противоположное значение и, наоборот, а также христианство называло знание на истине чувств глупостью. Культура Запада средних веков выражала главную ценность – бога. Черты искусства, науки, философии, этики, права, основные формы социальной, политической и экономической организации, нравы и обычаи, образ жизни, все они по-своему выражали эту ценность. В это время в реальном функционировании культуры происходит разделение на два пласта: 1. официальная и «сокральная» культура, идеи и ценности которой освещены католической церковью. Именем Бога они навязываются и внушаются в обыденное сознание, предопределяя его основные черты. Но вместе с тем содержание культуры характеризуется

представлениями, противоположными или не совпадающими с официально установленными. 2. Т.е., с другой стороны в средневековье обнаруживается пласт культуры народной, «низовой». В эту эпоху впервые проанализированы тончайшие пласты человеческой души, поставлены проблемы морали. В это время выработан подход к культуре как форме диалога с универсальной системой духовно-нравственных ценностей. Противопоставление природы и культуры с возникновением христианства сменилось другой полярностью: Бог и культура. На место природы как критерия оценки культуры приходит Бог. Эпоха Возрождения – период перехода к Новому времени (почти 3 века, 14-17 в.в.). Т.о. период Ренессанса – переходная стадия, когда только закладываются основы нового мировоззрения (антропоцентризма) в центре которого находится человек-творец.

Наступившая эпоха Просвещения провозгласила разум единственным мерилом человека. Французские просветители ставили на первое место искусство, этику и науку, как наиболее могучее орудие социального преобразования. В понятие «просвещение» они вкладывали широкий смысл: развитие знаний, гражданское воспитание, пропаганда новых идей, разрушение старого мировоззрения. Культура разума становится синонимом культуры. Для

деятелей Просвещения характерен поиск смысла истории в связи с понятием культура. Вольтер – родоначальник новой «философии историй», подчеркивал ценность культуры и понимал как борьбу за прогресс и образование. Определяющей стороной культуры он считал духовную сферу, стоял на позиции самоценности каждой культуры и был противником европоцентризма. Особую роль в культуре своей эпохи сыграл Руссо. Он предпринял попытку использовать культуру как противоречивое единство природного и социального, общественного и индивидуального и создал теорию, в которой подвергнул критике культурные основы человеческого общества. Немецкие просветители внесли свой вклад в разработку теории культуры. Особая роль придается Гердеру. Он называл культуру миром человеческих изобретений, рождающихся в результате борьбы человека с противостоящей природой, в числе естественных факторов развития культуры Гердер выделил природную среду обитания людей и многообразие окружающего животного мира.

Он утверждал, что культуры обладают способностью развиваться из себя. Немецкая классическая философия выступила как продолжение, критика, идеология просвещения. Ее родоначальник Кант, поставил проблему: культура как человеческое изобретение. Для Канта история культуры сост. грубости и животности, в развитии его нравственных качеств. Назначение культуры – моральное совершенствование человека, следование нравственности, долгу. Апогеем рационализма в понимании культуры явились взгляды Гегеля. История культуры предстает как процесс самореализации идеи (мирового разума) и одновременно ее самопознания. Гегелевская модель культуры европоцентрична. Кульминационной точкой, возносящей разум, является диалектико-материалистическая концепция, связанная с Марксом и Энгельсом. Проблемы культуры рассматривались ими исходя из материалистического понимания культуры. Согласно ему культура практикуется как процесс и результат деятельности человека во всех сферах бытия и сознания, направляя на преобразование действительности, выявление и развитие сущностных сил человека. Культура характеризует человека как общественное, деятельное существо. К середине 19 века завершается формирование т.н. «классических» моделей культуры. Для них характерны: 1. разведение субъекта и объекта познания по разным полюсам; 2. в их основе лежат принципы гуманизма, рационализма, историзма; 3. они представлены с позиций идеалистической и материалистической идеологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: