Методологические походы к изучению культуры

Методология культурологических исследований зависит от того какие научные объяснения выбираются для явлений культуры. Методы исследований определяют различные направления в культурологии. Деятельностный подход - рассматривает культуру как особый вид человеческой деятельности наряду с экономической, политической и т.д. Семиотический подход -культура рассматривается как сложноорганизованная система знаков. Игровой подход -культура рассматривается как игра, аспект свободы и несвободы (следовать или не следовать определенным правилам),свод правил игры, которым люди подчиняются или нарушают их проявляя свою человеческую свободу, которая противостоит сфере необязательности, которая господствует в сфере законов природы и инстинктов. Аксеологический подход -культурология рассматривается как система ценностей, которые регулируют отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира, позволяет ориентироваться в нём. Феноменологический подход - согласно нему только сознание придает смыслы предметам и образует многообразный мир явлений, т.е. культурной реальностью является не то,что существует независимо от сознания, а то на что сознание направлено. Также культуру можно изучать на различных уровнях: отдельной личность (индивидуальная культура), человеческого сообщества (группы: маленькие - семья, большие - общество,класс). Подходы к изучению культуры также определяются особенностями научных дисциплин, занимающихся изучением культуры, для каждой из которых характерно: понятийный аппарат, фактологическая база, теоретическая база, традиции, организационные структуры. Следовательно культуролог использует различные и гуманитарные и естесственно научные методы. Если, например, он прослеживает изменение экономических и социальных отношений, обусловивших культурную динамику, то обращается к экономической и социологической наукам и к их методам соответственно.


6. Понятие "цивилизация", его формирование и основные значения.

В ХVIII веке понятие "цивилизация" означало "разумность", научность, гражданственность, справедливость. Термин "цивилизация" так же, как и "культура" латинского происхождения. Латинское слово "civis" переводится как город. Следовательно, в прямом смысле "цивилизация" ознацает "общество имеющее городские поселения". Но уже в Древнем Риме под словом "цивилизованный" понимались гражданские, общественные и государственные характеристики. В науку термин "цивилизация" был введен французскими просветителями, прежде всего для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость, правовой строй, то есть для качественной характеристики общества, уровня его развития. В настоящее время термин "цивилизация" означает определенный уровень развития материальной и духовной культуры общества. Основоположниками теории цивилизации стали западные исследователи Тойнби, Шпенглер, Вебер и другие. Подходы к понятию "цивилизация" различны. С начала XIX века цивилизацией считалась определенная ступень развития культуры. Льюис Морган разделил процесс развития общества на дикость, варварство и цивилизацию. То есть в динамике культурного развития человечества цивилизация стоит на самой высокой ступени. Дикость - присвоение готовых продуктов,собирательство, скотоводство. Варварство - разделение труда, изготовление продуктов, земледелие, скотоводство. Цивилизация - ремесло, торговля. Но эта классификация устарела. Франсуа Фурье также считал цивилизацию одной из ступеней культуры. Последователи Маркса считали, что цивилизация - определенные достижения в материальной культуре. В любом случае разные исследователи понимали цивилизацию как улучшение материальной обстановки и общественных отношений. В конце XIX века термин "цивилизация" употреблялся как характеристика капиталистического общества. Сейчас можно выделить три основных значения термина "Цивилизация": высокая степень общественного развития, возникшая на основе товарного производства, разделения труда и обмена; вообще общественная культура, достигшая высокой степени развития, а также общество, являющееся носителем такой культуры; как обозначение современной европейской культуры.


7. Взаимосвязь понятий "культура" и "цивилизация".

В ХVIII веке понятие "цивилизация" означало "разумность", научность, гражданственность, справедливость. Термин "цивилизация" так же, как и "культура" латинского происхождения. В любом случае разные исследователи понимали цивилизацию как улучшение материальной обстановки и общественных отношений. В конце XIX века термин "цивилизация" употреблялся как характеристика капиталистического общества. Сейчас можно выделить три основных значения термина "Цивилизация": высокая степень общественного развития, возникшая на основе товарного производства, разделения труда и обмена; вообще общественная культура, достигшая высокой степени развития, а также общество, являющееся носителем такой культуры; как обозначение современной европейской культуры. В работах Освальда Шпенглера говорится о том, что любая культура в конце своего развития переходит в стадию цивилизации. Что в свое время преведет к концу той или иной культуры. Шпенглер считал, что в цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника. И в определенном смысле цивилизация и культура не совместимы. Есть и другие точки зрения, например русский историк Данилевский не разделял понятия "цивилизация" и "культурно-исторический тип", а часто использовал их как синонимы. Арнольд Тойнби известный английский историк, не считал, что цивилизация - это конец развития культуры. Он считал цивилизацию особым социокультурным феноменом. При историческом подходе цивилизация трактуется как более широкое понятие, чем культура: культура является главным фактором развития цивилизации. При культурологическом подходе цивилизация представляется как определенная ступень развития культуры. Сходства понятий: могут обозначать общие отличия человека от природы; антонимы понятий "дикость" "варварство"; обозначают определенные исторические типы культур. Различия: понятие "культура" чаще применяется к духовной стороне жизни общества, понятие цивилизация чаще ассоциируется с явлениями материальными; понятие культура - национальные культурные особенности, цивилизация - особенности социо-культурной системы ряда стран;


8. Античное представление о культуре.

Основной доминантой античной культуры был её гуманизм - направленность на человека, которая была выражена в архитектуре, религиозных представлениях, в системе ценностей с акцентом на общину, коллектив, единство общественного и индивидуального. Античной культурой принято называть культуру Древней Греции и Древнего Рима, а также стран испытавших их влияние в период с начала I тыс. до нашей эры по V век нашей эры. Античная культура стала фундаментом всей Европейской Цивилизации, к которому восходят литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы математики, астрономии, естествознания. В античной культуре можно выделить основные составляющие: эгейская культура, культура античной Греции, культура Античного Рима. В понятии «культура», восходящем к римской античности, обычно подчеркивается фиксируемое им отличие «человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни». И действительно, первое значение данного термина — это возделывание, обработка, уход. И конечно же, в первую очередь — земли, поэтому культура — это и возделывание поля, обработка сада и уход за растениями и животными, т. е. земледелие и сельское хозяйство. Наиболее же привычное для нас значение «культуры» как воспитания и образования в этом контексте воспринимается как нечто дополняющее, а иногда и исправляющее человеческую природу и даже противостоящее ей. В обращенности к человеку и состоит непреходящее гуманистическое значение античного понимания культуры, в основе которого лежит идеал человека, идеал, выступающий целью культурного процесса. «Без греческой идеи культуры не существовало бы ни античности как исторической эпохи, ни западноевропейского мира культуры».






Подборка статей по вашей теме: