Процесс планирования организационной культуры подчиняется общим закономерностям внутрифирменного планирования. Последовательность этапов планирования оргкультуры изображена на рис.28.
Рис.28. Процесс планирования организационной культуры
Первый этап предполагает изучение и оценку сложившихся культурных структур.
Всякий анализ и оценка явления основаны на получении информации об объекте исследования. Возможными источниками информации об определенной организационной культуре могут быть:
> история организационной культуры (события, рассказы, личности, ее олицетворяющие, и т.д.), дающая начало ретроспективному анализу культуры;
> изучение текущей культурной ситуации: господствующих ценностей и культурных процедур, способов общения и отношений между людьми, амбиций и устремлений, личных ценностей (как управляющих, так и рядовых работников), особенностей культурного уклада и т.п., то есть мониторинг существующей культуры;
> данные о возможном развитии культурного пространства организации - прогноз по оргкультуре.
|
|
Когда данные о состоянии культурной среды организации получены, они должны быть определенным образом обработаны и интерпретированы. Предпочтительными для оценки культурной ситуации представляются качественные методы в силу низкой форма-лизованности оргкультуры. Примером качественного анализа является оценка культурных явлений по принципу "лучше-хуже". Возможно сочетание качественных методов с количественными, применение при измерении элементов оргкультуры формализованных моделей, в частности некоторых моделей стратегического анализа. Так, специалисты по организационной культуре Р. Килман и М. Сакстон применили для оценки культурной среды экономической организации метод составления так называемого профиля культурного разрыва, по сути являющийся вариантом известного анализа разрыва, основанного на сопоставлении предполагаемых и реальных значений тех или иных экономических показателей. Соответственно использование модели Килмана-Сакстон позволяет определить разницу между желаемым и действительным состоянием культуры в организации (рис.29).
ОА - элементы культурной структуры экономической организации. Их содержание может соответствовать тому или иному подходу к определению культурной структуры. В данном случае обозначение культурных элементов отвечает подходу Килмана и Сакстон.
ОБ - баллы, выражающие разницу между желаемым и реальным состоянием каждого из элементов культурной структуры. Понятно, что чем ниже цифра, соответствующая данному элементу, тем более он развит и меньше проблем создает при управлении оргкультурой. Следовательно, профиль более сильной, успешной организационной культуры сдвинут влево, более слабой -вправо.
|
|
Рис.29. Профиль культурного разрыва Килмана-Сакстон
Используя те или иные методы оценки организационной культуры, нужно иметь в виду, что не существует критериев, одинаково применимых во всех фирмах. Различие культурных ценностей и форм их реализации делает необходимым дифференциацию подходов к оценке организационных культур.
Второй этап процесса планирования культуры включает в себя определение содержания и структуры организационной культуры исходя из степени эффективности тех или иных культурных форм в данных конкретных условиях.
На третьем этапе содержание запланированных культурных параметров соотносится с реальными элементами культуры. Здесь принимается решение о сохранении существующих культурных традиций или об определенном изменении культуры. Изменение культуры является объективным требованием в условиях быстро изменяющейся среды современной фирмы. Однако результатом быстрого разрушения существующей культуры является возникновение культурного вакуума, что в целом характерно для любого
процесса разрушения культуры (это ясно показал российский опыт последнего десятилетия). Зачастую опыты с намеренным уничтожением культуры (особенно характерные для новых руководителей) приводят к тому, что отвергнутая культура "погружается" в сферу неформальных контактов, не контролируемых руководством, и отрицательные эффекты ее функционирования еще более усиливаются, приобретая свойство высокой непредсказуемости. Культура из элемента "видимой руки" превращается в невидимого врага организации.
Поэтому наиболее эффективным способом преобразования оргкультуры является ее постепенное, многошаговое изменение, имеющее эволюционный характер.
Условия, которые предопределяют необходимость изменения культуры, можно установить, основываясь на выводах С. Роббинса:
• наличие серьезного кризиса в деятельности фирмы. Кризис может быть спровоцирован шоком, подрывающим статус-кво организации и ставящим вопрос об уместности (релевантности) текущей культуры (неожиданным финансовым фиаско, потерей основных потребителей, стремительным технологическим рывком конкурентов и т.д.);
• смена лидеров;
• небольшие размеры и срок существования организации. В маленькой фирме облегчены процессы взаимодействия между сотрудниками (а значит, и проницаемости "человеческой среды") и контроля над изменениями культуры. Чем моложе фирма, тем менее укреплена и более пластична ее культура;
• общая слабость организационной культуры.