Основные подходы к понятию культуры

Культурология представляет собой науку о культуре, ее теории и истории. Как наука культурология складывается в к. XIX в., когда во всемирном масштабе возникает ситуация диалога культур. До этого рефлексия над культурой осуществлялась в рамках своей собственной культуры и собственной философии и выполнялась философией культуры. Но изучением культуры занимаются различные отрасли знания, такие, как археология, этнография, социология. Не говоря уже о том, что существуют и обыденные представления о культуре, в которых она предстает как степень общественного и умственного развития.

Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке и имеется в лексиконе практически каждого человека. Это говорит скорее о его многозначности, чем об изученности и осмысленности скрывающихся за этим значений. Многообразие обыденного словоупотребления перекликается с множественностью научных определений, свидетельствует о многообразии самого феномена культуры. Культура – это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях.

Понятие «культура» употребляется для обозначения оптимального функционирования социальных институтов («культура быта», «культура труда», «политическая культура»), либо ассоциируется с вежливостью и образованностью («культура поведения», «культура мышления»), используется в публицистических штампах («наука и культура», «новости культурной жизни»), а также область культуры ограничивается сферой искусства и нравственностью. Таким образом, обыденным сознанием культура воспринимается как сумма ценностей.

Категория «культура» привлекала и привлекает многих исследователей глубиной своего содержания и эвристической значимостью. Широта охватываемых ею общественных явлений вызывает особый эффект закрепления за этим понятием множества смысловых оттенков, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на понимание и употребление термина «культура» различными дисциплинами в различные исторические эпохи.

В своем современном значении понятие «культура» вошло в оборот европейской социальной мысли со второй половины XVIII в., хотя представление о культуре возникло значительно раньше.

Если обратиться к этимологии этого термина, то слово «культура» происходит от латинского, означавшего «возделывание почвы», ее «обработку», т. е. изменение в природном объекте под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Это особая форма человеческой жизнедеятельности, сложившаяся в процессе активного освоения человеком окружающей природы для удовлетворения своих потребностей. Уже в этом первоначальном содержании понятия язык выразил важную особенность – единство культуры, человека и его деятельности. Понятие «культура» в отличие от другого – natura (природа) – означает в данном контексте «созданное», «внеприродное». Позднее в «Тускуланских диспутах» Цицерона слово «культура» было применено метафорически, для характеристики возделывания ума, мышления.

С той поры и началась длительная история этого слова. Чтобы систематизировать наши знания о культуре в разные исторические эпохи, обратимся к истории культуры и посмотрим, как на протяжении веков менялись представления об этом явлении. Так, эллины видели в воспитанности свое главное отличие от «диких», «некультурных варваров». Другим понятием, которое еще в древней философии было одновременно противопоставленным и взаимодополняющим слова «культура», явилось понятие «природа», «натура».

В III-V вв. н.э., в эпоху поздней Римской империи, понятие «культура» сблизилось во смыслу со словом «цивитас», которым римляне обозначали общество граждан, государство, живущее по справедливым законам, городской образ жизни, который противопоставляли деревенской дикости и невежеству.

Мало нового в развитие этого понятия внесли и средние века. В средние века слово «культура» ассоциировалось с личными качествами, с признаками личного совершенствования. Культура – это богоподобие человека, его служение Богу и самоукрощение. Средневековая культура – это культура христианская. В основе понимания культуры лежало стремление к самосовершенствованию путем избавления от греховности. Оказавшись перед лицом Бога в необозримом мире, человек увидел, что здесь действуют законы и нормы, неподвластные человеческому разуму. Но вместе с тем у него появилась надежда на высший Разум и высшую Справедливость. Культура сознания и самосознания приобретает книжный характер. Появляется, осознается и культивируется интерес к учености и начитанности как основному показателю культуры. Прислушиваясь к строчкам Библии, человек наполнял моральным смыслом свою жизнь, свои поступки и помыслы. Культура вновь приобрела смысл «возделывания» собственных способностей, в т.ч. и разума, но разума «естественного», от природы, не испорченного и дополненного верой. Новое место человека в окружающем мире в том, что он – существо слабое, беспомощное, достойное жалости и участия. Но в своей слабости он обнаруживает огромную силу. Ведь вера в Бога давала власть над страшным миром. Человек учится преодолевать себя, достигать недостижимого. Культура осознается не как воспитание меры, гармонии, порядка, а как преодоление ограниченности, культивирование неисчерпаемости личности, как ее постоянное духовное совершенствование.

В эпоху Возрождения под личным совершенством начинали понимать соответствие гуманистическому идеалу. Культурным считался универсально развитый человек, разумный и деятельный. А с точки зрения просветителей XVIII в. «культура» означала «разумность». Джамбаттиста Вико (1689-1744), Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803), Шарль Луи Монтескье (1689-1755), Жан Жак Руссо (1712-1778) считали, что культура проявляется в разумности общественных порядков и политических учреждений, а измеряется достижениями в области науки и искусства. Цель культуры и высшее назначение разума совпадают: сделать людей счастливыми. Это была уже концепция культуры, получившая название эвдемонической.

Эпоха Просвещения смотрела на культуру как на воплощение разумного. Соответственно культурность нации противопоставлялась варварскому состоянию народов, их дикости. Культура измерялась достижениями наук и ремесел, а ее целью считалось сделать всех людей счастливыми. Просвещение по-новому переосмысливает культурный опыт прошлого и настоящего. В то же самое время появилась и пессимистическая трактовка культуры, критика ее негативных сторон и противопоставление культуры природе.

Со второй половины XIX в. понятие «культура» все более приобретает статус научной категории. Она перестает означать только уровень развития общества. Это понятие все чаще стало перекликаться с такой категорией как «цивилизация». Долгое время понятия «культура» и «цивилизация» были тождественны. Первым провел между ними границу немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804), а в начале XX в. другой немецкий философ Освальд Шпенглер (1880-1936) и вовсе противопоставил их.

В немецкой классической философии культура воспринималась как сфера духовной свободы человека. Эта философия решительно разделила мир на мир природы и мир культуры. Подчеркивалось, что культура – это мир идей и вещей, созданный в ходе человеческой деятельности. Рост культуры рассматривался как один из законов истории общества.

В XX в. в научных представлениях о культуре окончательно исчезает налет романтизма, придававший ей значение уникальности, творческого порыва, высокой духовности, освобождение от бремени повседневности. Французский философ Жан Поль Сартр (1905-1980) отмечал, что культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо.

Очевидно так же, что прослеживается определенная сущностная связь между понятиями «культура» и «культ». «Культура родилась из культа, истоки ее сакральны…», - писал Н. А. Бердяев (1874-1948). Оригинально расшифровал понятие «культура» Н. К. Рерих (1874-1947). Он разбил понятие на две части: «культ» - почитание, «ур» - свет, т. е. почитание света. Следовательно, девиз Н. К. Рериха – «Мир через культуру» - в свою очередь должен расшифровываться как «Мир через почитание света», т. е. через утверждение светоносного начала в душах людей.

Итак, явление культуры чрезвычайно богато и многообразно, поистине всеобъемлюще. Что же следует понимать под культурой? Единого ответа нет и не только из-за многозначности самого понятия «культуры», но и из-за того, что слово «культура» объединяет различные точки зрения. Не случайно культурологи давно затрудняются дать ему определение. Современная научная литература характеризуется быстрым ростом числа определений культуры.

Проблеме определения культуры была специально посвящена книга А.Крёбера и К.Клакхона «Культура, критический обзор определений» (1952), в которой авторы привели около 150 определений культуры. Успех книги был огромный, поэтому во второе издание этого труда вошло уже более 200 определений культуры. Хотелось бы подчеркнуть, что каждый тип определения выделяет свою грань в изучении культур, подчас становящуюся исходной установкой для того или иного типа культурологической теории. По подсчетам американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона, с 1871 по 1919 гг. было дано семь определений культуры. Одним из первых они считают определение английского историка культуры XIX в. Эдуарда Бернетта Тайлора в его книге «Первобытная культура».

Э.Тайлор рассматривал культуру в качестве совокупности ее элементов: верований, традиций, искусства, обычаев и т. д. Такое представление о культуре накладывало отпечаток на его культурологическую концепцию, в которой не было места культуре как целостности. Ученый изучал ее как ряды усложняющихся в процессе развития элементов, например, как постепенное усложнение предметов материальной культуры (орудий труда) или эволюцию форм религиозных верований (от анимизма до мировых религий).

Л.Уайт же в определении культуры прибегал к предметно-вещественному толкованию. Культура, считал он, представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, которая рассматривается в экстрасоматическом контексте. Культура для него представляет собой целостную организационную форму бытия людей, но рассматриваемую со стороны особого класса предметов и явлений.

Так называемые нормативные определения культуры связаны с образом жизни общности. Так, согласно К.Уисслеру, «образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой... Культура племени есть совокупность верований и практик...».

Большую группу составляют психологические определения культуры. Например, У.Самнер определяет культуру «как совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям». Р.Бенедикт понимает культуру как приобретенное поведение, которое каждым поколением людей должно усваиваться заново. Специфическую точку зрения на культуру выразил Г.Стейн. По его мнению, культура - это поиски терапии в современном мире. М.Херсковиц рассматривал культуру «как сумму поведения и образа мышления, образующую данное общество».

С 1920 по 1950 годы появилось еще 157 определений этого понятия. А. Моль в книге «Социодинамика культуры» (1968) насчитывает уже 250 определений. Сейчас, по одним оценкам, существуют уже более 500 определений культуры, а, по мнению других, эта цифра приближается к тысяче.

Это свидетельствует о том, что понятие «культура» охватывает широкий и разнообразный мир явлений и находится на предельно высоком уровне абстракции. Именно по этому оно не может быть однозначно и исчерпывающе определено одной лапидарной фразой, не может быть выражено через какое-то одно адекватное определение, полученное с помощью формально-логической процедуры причисления к роду или совокупности признаков. Поэтому определения «культуры» выступают как ее интерпретации в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры.

Отечественные исследователи проблем культуры, выявляя ее специфику, вырабатывают ряд подходов к определению этого понятия.

Аксиологический (ценностный) подход заключается в выделении той сферы бытия человека, которое можно назвать миром ценностей. Именно к этому миру, с точки зрения сторонников этой концепции, применимо понятие культуры. Этот подход к пониманию культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели жизни – должного в жизни общества, и культура в ней рассматривается как воплощение, реализация должного в сущее, реальное. Понятие культуры выступает своего рода итогом всего многообразия деятельности человека, как совокупность материальных и духовных ценностей, идеалов и смыслов, значимых для конкретного общественного организма.

Согласно ценностному подходу, культура есть не что иное, как реализация идеально-ценностных целей, предметный мир, взятый под углом зрения его значения для человека. Этот подход выступает как реализация субъектно-объективных отношений. Его главные проблемы – понимание природы ценностей, их происхождение и общезначимость.

При структуралистическом подходе культура рассматривается как совокупность социальных элементов, «культурных образцов» - носителей ценностных отношений, регулирующих человеческую деятельность (брак, семья, обычаи, тексты, символы и т. п.), но без учета личного фактора.

При социологическом подходе культура трактуется как социальный институт, который дает обществу системное качество, позволяет рассматривать его как устойчивую целостность, отличную от природы. Здесь в значительной мере отождествляется функционирование общественных институтов и подсистем культуры. Культура рассматривается с точки зрения ее функционирования в конкретной системе общественных отношений и институтов, определяющих роли и нормы поведения людей в обществе.

При гуманитарном подходе внимание акцентируется на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры. В неогуманистических концепциях культура рассматривается как процесс, включающий все виды человеческого творчества и регулируемый человеком как членом коллектива. Выступая в качестве проявления человеческой сущности, культура охватывает все стороны жизни человека во всем богатстве его свойств и потребностей, универсальности. Культура, таким образом, есть процесс создания человеком своей родовой сущности, мера человеческого в человеке.

При семиотическом подходе культура фиксируется в качестве ее сущностной характеристики: внебиологический знаковый механизм передачи опыта через так называемый социокод как знаково закрепленную совокупность деятельностных схем, обеспечивающих социальное наследование. Здесь подчеркивается, что, поскольку культура является общественным образованием, принципиально важно для ее понимания рассмотрение роли знаковых систем. Символы и знаки являются теми средствами реализации ценностей и смыслов культуры, которые наиболее доступны для изучения. Тем самым, культура имеет символически коммуникационную природу.

В деятельном подходе культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности. Культура рассматривается как диалектически реализующийся процесс в единстве его объективных и субъективных моментов, предпосылок и результатов. Поиски содержательного определения культуры приводят, таким образом, к пониманию родового способа бытия человека в мире, а именно к человеческой деятельности как подлинной субстанции человеческой природы.

Реализующееся в деятельности единство субъективного и объективного позволяет понять культуру как «систему внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе». Культура выступает как «способ деятельности», «технологический контекст деятельности», что придает человеческой активности внутреннюю целостность и особого рода направленность. Тем самым культура есть способ регуляции, сохранения, «ген» жизнедеятельности людей, основа творческой активности человека, механизм адаптации и самодетерминации личности в обществе. Такой подход тяготеет к технологической трактовке культуры, что вытекает из специфики человеческой деятельности, в которой люди руководствуются внебиологическими и социально закрепленными средствами и механизмами, образующими культуру. С этой точки зрения она и выступает как своего рода «технология» человеческой деятельности.

Дальнейшая логика процесса выработки определения культуры привела к формированию в рамках деятельного подхода двух основных концепций: «антропологической» и «технологической».

«Антропологическая позиция» (Межуев В.М., Коган Л.И., Злобин Н. и др.) предполагает перенесение акцента в определении культуры с результата (ценностей) на субъект деятельности, т.е. на самого человека, творящего ценности. С этой точки зрения, культура есть самопроизводство человека во всей целостности и всесторонности его общественного существования. Она есть механизм формирования и реализации сущностных сил человека, посредством которого обеспечивается взаимодействие процессов социализации и индивидуализации личности.

«Технологическая концепция» (Маркарян Э.С., Давидович В.Е., Коган М.С., Файнбург З.И. и др.) предполагает переход от понятия «продукт деятельности» к понятию «способ (технология) деятельности». Логика развертывания сущности культуры в рамках данной позиции следующая: культура есть то, что отличает человеческую жизнедеятельность от форм биологической деятельности. Если в живой природе коллективные биологические организмы регулируются биологическими механизмами, их существование возможно лишь на основе доминирования «жесткой» наследственно передаваемой программы поведения или на основе механизма условных рефлексов, то в обществе человеческая деятельность программируется не биологически наследственно, а закрепленными в традициях типами поведения, которые усваиваются путем социализации. На место биологических механизмов становятся внебиологические. Система внебиологических механизмов и средства – есть культура. «Технологичность культуры» состоит в том, что она представляет собой исторически изменяющуюся и исторически конкретную совокупность тех приемов, процедур, норм, которые характеризуют уровень и направленность всей человеческой деятельности, взятой во всех ее измерениях и модификациях. С этих позиций функциональное назначение культуры в обществе состоит в том, что она выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни.

Все эти подходы заслуживают внимания, т. к. в каждом из них обращено внимание на существенную сторону культуры. Они взаимодополняют друг друга, способствуют выработке более полного и глубокого представления о ней.

В настоящее время понятие культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженной в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Таким образом, понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором живет.

Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование, воспитание – это не что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу. Любой человек, прежде всего, овладевает той культурой, которая была уже создана до него, осваивает социальный опыт, накопленный его предшественниками. Но одновременно в культурный слой он вносит и свой вклад, тем самым, обогащая его.

Рассмотренные сущностные черты феномена культуры позволяют представить ее внутреннюю структуру. Принято подразделять культуру по ее носителю (мировая и национальная культура, культура социальных общностей, семьи, отдельного человека).

Культура делится на определенные виды и роды на основании учета многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяется материальная и духовная культура. Их подразделение условно, т. к. в реальной жизни они тесно связаны и взаимопроникаемы. Материальная культура включает в себя средства производства, орудия труда, средства потребления, производственные отношения, способы практической деятельности по созданию средств производства и потребления, а также технический уровень производства в целом, навыки и умения людей пользоваться техникой, научную организацию труда.

Духовная культура – это достижения науки, художественное творчество, общественные идеи и теории, язык, навыки участия людей в политической жизни, нравственные качества и навыки общественного поведения, правовые отношения, религиозные воззрения, формы приобщения людей к достижениям науки, литературы, искусства.

В каждом элементе культуры присутствует и духовное, и материальное, в культуре есть такие сферы, которые трудно отнести только к материальному или духовному (например, архитектура или дизайн). Все материальное выступает как реализация духовного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: