Политология 3
Политическое сознание и политическая культура составляют духовный, компонент политической системы общества. Их частичное совпадение и различие является скорее концептуальным, чем предметным. И то и другое есть отражение того факта, что мир политики не существует вне человек, наделенного сознанием. История показывает, что практически все политические режимы от древних до новейших времен (в том числе и диктаторские) нуждаются в определенной поддержке и признании со стороны масс. Функционирование политической власти непосредственно зависит от человеческого фактора и определяется развитием политической культуры общества, его политическим сознанием.
Политическая культура и политическое сознание тесно взаимосвязаны между собой и являются взаимодополняющими характеристиками политической системы общества. Через их развернутый анализ дается характеристика человеческого фактора в политике.
Политическая культура присуща любой государственно - организованной социальной общности и представляет собой определенный способ функционирования некоторых элементов политической системы. Следует подчеркнуть, что политическая культура составляет «субъективную» сторону политической системы, ее социально-психологический момент. Она не детерминирует жестко политическое поведение, а включает лишь образцы политической деятельности, на которые и могут быть направлены установки (способы) политического поведения.
Основные особенности политической культуры заключаются в том, что она представляет собой не политику или политический процесс в их реальном воплощении, а комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики, всей политической жизни, законах и правилах их функционирования. Политическая культура, с одной стороны, является особой частью общей культуры данного общества, хотя и обладающей определенной автономией, а с другой — связана с конкретной политической системой, хотя и не сводится к ней, В понимании сущности политической культуры прослеживаются различные подходы, что обусловлено сложностью и многогранностью данного явления. Насчитывается более 30 определений политической культуры, каждое из которых отражает ее определенные характеристики (или их комплекс).
В западной политологии можно выделить два основных направления в понимании сущности политической культуры:
1) субъективистское (бихевиористское), ограничивающее политическую культуру сферой политического сознания и рассматривающее ее как субъективную ориентацию личности на политику (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Пауэлл, Л. Пай, К. фон Бейме и др.);
2) объективистское, связывающее содержание политической культуры не только с системой ориентации и убеждений, но и с политической деятельностью (Ч. Фостер, Р. Даль, Р. Роуз, Ж. П. Котт и др.).
Среди наиболее известных отечественных исследователей этой проблемы (Баталов Э. Я., Иовчук М. Т., Коган Л. Н., Орлов А. Н„ Чередниченко А. П., Лузан А. А., Шесто пал Е. Б. и др.) можно найти сторонников обоих направлений.
Политическая культура общества не может быть однородной, поскольку имеет социальную обусловленность. В целом структуру политической культуры можно представить следующим образом:
• мировоззренческие установки, убеждения, ориентации, обращенные на политическую систему (политическое мировоззрение). Это знания о политике в оценке политических явлений, что составляет основное содержание политической культуры;
•эмоционально-чувственная сторона политических позиций;
•признанные в данном обществе образцы политического поведения.
В соответствии с этими основными элементами политической культуры можно выделить и основные ее уровни:
1. Базовый —- теоретическое отражение, закрепление и практическую реализацию коренных политических интересов.
2. Когнитивный (идеологический) — совокупность политических знаний, взглядов, концепций.
3. Эмоционально-психологический (ценностный) — совокупность политических убеждений и ценностных ориентации.
4. Поведенческо-практический — определенные формы, способы, участия в политическом процессе на основе усвоенных знаний о политике и объективных закономерностях развития общества.
5. Нормативный — совокупность норм и правил политического поведения, традиций политической деятельности.
Исходя из этого, можно дать общее определение политической культуры. Политическая культура — это система политических взглядов, знаний и политических чувств, политических оценок, традиций, обычаев, норм, а также основанных на них установок и стереотипов политической деятельности, моделей политической активности, на основе которых осуществляется политическая деятельность. Можно сказать, что политическая культура — это совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения граждан и власти, своеобразная форма организацииполитической жизни общества
.Для развернутой характеристики политической культуры следует выделять ее различные субкультуры: политическую культуру общества, политическую культуру социальной группы и политическую культуру личности.
Политическая культура общества представляет собой синтез политических культур всех социальных групп, классов, наций и других общностей при доминирующей роли культуры господствующей социальной группы. Говоря, например, о политической культуре буржуазного общества, мы подчеркиваем ведущую роль политической культуры буржуазии, но всегда признаем наличие в данной политической системе политической культуры рабочего класса, а также неосновных классов (крестьянства, помещиков) и других социальных групп. Политическая культура общества с необходимостью включает в себя элементы политических культур, традиций, обычаи, унаследованные ог прошлого. Но в то же время необходимо помнить, что в рамках существующей политической культуры общества начинают формироваться элементы политической культуры последующей общественно- экономической формации.
Политическая культура социальной группы представляет собой совокупность политических знаний, позиций, ценностей и образцов поведения представителей данной социальной группы. Если мы говорим
о политической культуре малых социальных групп, то она, как правило, отличается высокой степенью однородности. Политическая культура больших социальных групп в большинстве случаев неоднородна, но эти различия скорее горизонтального плана, зависящие от характера труда, уровня образования, условий проживания, национальных особенностей, отношения к религии, унаследованных традиций и т. д.
Политическая культура личности формируется под воздействием политической культуры социальной группы и общества в целом и представляет собой ее преломление через индивидуальное сознание, собственный опыт, уровень политических знаний с учетом психологических особенностей данной личности. Политическая культура личности формируется в процессеполитической социализации и выражается в политическом поведении личности, уровне ее политической активности.
При анализе политической культуры следует обратить внимание на ее сходство с национальным характером. При определенных обстоятельствах типология национального характера может быть аналогична типологии политической культуры. Нагцюнальный характер — представляет собой совокупность психологических черт, обусловленных сходством условий существования представителей одной национальности, внешнего окружения и долговременного совместного исторического развития. Национальный характер как результат длительного социально-исторического развития в гораздо меньшей степени подвержен изменениям, это явление более глубокое, чем политическая культура. Одному и тому же национальному характеру могут соответствовать несколько сменяющихся политических культур. Социальная дифференциация национального характера ввиду его устойчивости проявляется не так часто, как политической культуры. Национальный характер может определить поведение наций в кризисных ситуациях, поскольку под влиянием исторических условий формируются те аспекты национального характера, которые имеют особое значение и могут оказывать решающее воздействие на политику.
По своей сути понятие национальный характер скорее описательное, а не теоретико-аналитическое. Поэтому при анализе политической культуры оно играет вспомогательную роль для выяснения той самой духовно-поведенческой специфичности, которая делает представителей одной нации не похожими на представителей других национ&ть - пых групп.
Социализация есть процесс, посредством которого люди приобретают опыт, понимают суть культуры, в которой они родились, и осваивают установки, соответствующие их социальным ролям. Люди почти не имеют врожденных моделей поведения. Но они в гораздо большей мере, чем любое животное, наделены способностью усваивать сложные навыки (например, язык). Социализация дает людям не только возможность общаться между собой посредством освоенных ролей, но и обеспечивает сохранение общества в ходе смены поколений, прививая новым членам общества общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения. Наряду с общей социализацией происходит и политическая социализация индивидов, становление их гражданской и политической идентичности. Процессы политической социализации имеют особо важное значение в современном демократическом обществе, в котором права и свободы человека, его включенность в политику являются одним из краеугольных камней политической системы и гражданского общества.
Политическая социализация есть процесс усвоения индивидом политической культуры общества, его политических ценностей, норм, традиций, моделей политического поведения. Благодаря процессу политической социализации обеспечивается воспроизводство политической системы общества, усвоение политических ролей, интеграция индивидов в политику.
Функция политической социализации состоит в том, чтобы обеспечить непрерывность функционирования и развития политической системы на основе преемственности поколений. Политическая социализация не только обеспечивает непрерывную вертикальную связь поколений, что является предпосылкой непрерывного функционирования политической системы, но, кроме этого, она придает горизонтальную устойчивость обществу, и это выражается в его гармонизации, сплоченности и гражданском мире. Итак, политическая социализация — это процесс постоянного обучения, в ходе которого индивид осваивает культуру и приспосабливается к обществу, которое для него (индивида) является жизненной средой.
Вовлеченность в политическую жизнь во многом определяется связями отдельного человека с себе подобными, наличием возможностей для обмена информацией, для выработки удобных и взаимоприемлемых правил человеческого общежития. В современной социологии и политической психологии продуктивно занимались проблемами социализации Н.В. Андреенков, В.Т. Лисовский, Н.А. Головин, В.Н. Шубкин, Е.Б. Шестопал, В.А. Ядов.
В работе Е.Б.Шестопал дается анализ нескольких концептуальных подходов к анализу политической социализации.
В психоаналитическом подходе акцент делается на верховенстве биологического над социальным, раскрепощении бессознательной мотивации (традиции фрейдизма). От антропологической школы идет представление о социализации как инкультурации - передаче культурного наследия, отражающего национальный характер.
В соответствии с традицией функционализма (идущей от Т. Парсонса), социализация — ролевая тренировка, адаптирование индивида к готовым шаблонам поведения, передача от поколения к поколению целей и образцов поведения.
От бихевиористской (поведенческой) традиции в социологии развивается взгляд на социализацию как на обучение навыкам при соответствующих поощрениях-наказаниях.
Когнитивная (познавательная) модель социализации представляет, что на человека менее всего влияют разные факторы и социализирующие агенты. Обществу нужны мыслящие личности, способные усваивать и передавать информацию. Научение сводится к развитию познавательных способностей человека, его моральных и эмоциональных качеств. Процесс социализации — это постепенное вызревание личности.
В постбихевиористских концепциях главный упор делается на идею господства-подчинения, столкновения интересов, незыблемость неравенства и элитарности.
Социально-психологический подход к исследованиям социализации во многом аналогичен подходу культурной антропологии, представители которой изучают национальные особенности социализации путем сравнения (кросс-культурные исследования). Важное место отводится роли родителей, возрастным статусам, обычаям и обрядам, т. е. тем агентам и механизмам социализации, которые формируют этническую идентичность народа. Она, в свою очередь, связана с политической идентичностью через вхождение национальных ценностей в гражданскую идентичность.
Кроме того, культурно-антропологические исследования демонстрируют многообразие путей и результатов социализации у разных народов. Наиболее известным произведением такого рода в XX в. стало исследование социализации детей на о. Самоа, выполненное М. Мид (1928 г.). С его помощью М. Мид опровергла расхожий тезис о существовании универсальных форм человеческого поведения. Ей удалось продемонстрировать, что подавляющее большинство «естественных способов поведения» являются всего лишь результатом социализации в конкретной культуре. Не менее убедительные материалы на этот счет содержатся в книге датско-американского психоаналитика и социолога Э. Эриксона «Детство и общество». Позитивный вклад этих произведений и культурно-антропологического подхода в целом в исследования социализации состоит в предостережении ученых от стереотипов по поводу «единственно верных» целей и систем социализации, якобы имеющих место лишь в своей культуре.
Процессы политической социализации происходят как на индивидуальном, так и на надиндивидуальном уровнях. В социально-психологических теориях в основном акцент делается на индивидуально-личностный аспект политической социализации, в социологических теориях — на надиндивидуальный.
Логично предположить, что агенты, институты, механизмы, факторы и результаты социализации на надиндивидуальном уровне не совпадают целиком и полностью с теми, которые воздействуют на отдельного индивида. Иными словами, меняется масштаб и качественный уровень изучения процесса социализации, а не просто число относящихся к ней проблем. В поле зрения социолога попадают процессы исторического масштаба, эффекты социализации рассматриваются на уровне различий в исторических поколениях, в то время как в случае психологического и социально-психологического подхода этого обычно не происходит. На уровне массовой социализации, рассматриваемой в социологическом аспекте, ключевыми для понимания результатов социализации становятся не только яркие исторические и политические события, но и латентные социально-экономические и политические процессы, свойственные определенному историческому периоду.
В качестве важнейшего агента политической социализации на уровне массового процесса выступает элита, как политическая, так и интеллектуальная. В качестве «значимого другого» место отдельного лица скорее всего займет либо она же, либо идеологическая доктрина, либо общественно-политическое устройство других стран как образец для подражания.
Как интересный и перспективный вариант развития социологической теории политической социализации можно предложить концепцию Н.А. Головина, в которой он описывает социализацию как сложный кумулятивный процесс, развертывающийся во времени, результатом которого является формирование целого политического поколения.
Социологический подход к изучению политической социализации связан с исследованием структур общества, организующих процессы социализации. Социология исследует социальные и политические институты, оказывающие воздействия на процессы политической социализации. Социологический подход «означает изучение политической социализации как общественно организованного процесса на массовом уровне с использованием теоретических и эмпирических методов социологии». Политическую социологию интересуют не только проблемы формирования политически зрелой личности, но и организация этого процесса в обществе, роль в нем политической системы в целом и каждого института в отдельности.Особое внимание политическая социология уделяет таким вопросам, как организация системы политической социализации в различных типах общества (стабильных, нестабильных, переходных), влияние типа политической культуры на процессы социализации, роль государства в разработке и осуществлении национальной политики в области политического воспитания и образования граждан, структура и особенности взаимодействий между различными социальными и политическими поколениями.
Политическая социализация может осуществляться двумя основными путями.
Первый — это передача новым поколениям политического опыта предшествующих поколений, опыта, воплощенного в нормах политической культуры. Такая передача происходит в процессе семейного воспитания, обучения в школе, через СМИ.
Второй путь — это приобретение личностью новых, ранее неизвестных политических знаний, усвоение нового, ранее неизвестного политического опыта. В реальной жизни оба эти направления переплетаются.
Социализация может быть прямой — политические собрания, митинги, избирательные кампании, политическая пропаганда, изучение политической жизни по школьной (вузовской) программе, и косвенной — например, невольное подражание детей родителям в политических предпочтениях.
В западной социологии на основе характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политического поведения, выделяется несколько типов политической социализации.
Гармонический тип политической социализации предполагает наличие культурно однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти. Предполагается, что подобная степень культурной однородности характерна для британо-американской культуры. Власть и индивид в ней привержены общепринятым идеалам, нормам и ценностям, что позволяет новым поколениям безболезненно входить в политическую жизнь. Хотя следует признать, что однородность данной культуры нередко преувеличивается.
В странах материковой Западной Европы преобладает плюралистический тип политической социализации, которому свойственен опосредующий характер взаимодействия личности с властью. Наличие значительного числа разнородных субкультур предполагает первоначальную политическую социализацию индивида в границах идеалов и ценностей своей культурно-этнической группы. Однако конфессионально-культурное многообразие не препятствует достижению консенсуса участников политического взаимодействия благодаря высокому уровню жизни большинства социальных групп, наличию многочисленного среднего класса, а также существованию единого культурного «кода». Он представлен ценностями либеральной цивилизации (свобода, частная собственность, индивидуализм, права человека, демократия, плюрализм и т. д.).
Общества незападной цивилизации характеризуются конфликтным типом политической социализации. Высокий уровень нищеты большинства населения, жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени затрудняли достижение согласия между носителями различных ценностей и властью. Значительная культурная неоднородность является основой существования в этих обществах высокой степени политического насилия. В качестве примера можно привести ситуацию в Афганистане, где ориентация на племенные ценности фактически расколола его на два государства: на севере — таджикско-узбекское, и на юге — пуштунское.
Западные авторы выделяют гегемонистский тип политической социализации, предполагающий вхождение человека в политику исключительно на основе ценностей какого-либо класса (например, буржуазии или пролетариата), определенной религии (например, ислама) или политической идеологии (например, коммунизма, национализма, фашизма и т. д.). Этот тип политической социализации характерен для закрытых политических систем, которые критически относятся к ценностям иных систем. Такой тип политической социализации существовал в России в советское время, а также в странах социалистической системы.
4. Типы политической культуры:
Выделяют три идеальных типа политической культуры: патриархальную, подданническую и культуру участия.
Патриархальная характеризуется ориентацией на местные, национальные ценности и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции, мафии. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств.
Подданническая предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата. Именно эта политическая культура доминировала в Союзе ССР, начиная с 20-30-х гг.
Гражданская отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).
Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Разнообразие интересов различных общностей порождает отличающиеся друг от друга модели политической субкультуры. Среди наиболее значимых в политологии выделяются пять типов субкультур: региональные, социоэкономические, этнолингвистические, религиозные, возрастные.
Основные пути формирования политической культуры. Условием формирования политической культуры людей является их включенность в политический процесс, взаимодействие с политической реальностью. С политической системой взаимодействуют различные сферы общественной жизни, все они в той или иной степени участвуют в формировании политической культуры, определяют основные направления этого процесса. Ими являются: целенаправленная образовательно-просветительская, духовно-идеологическая деятельность государства, полит партий, общественных организаций и движений, церкви, СМИ, воздействие бизнеса, науки, образовательных учреждений, семьи, трудового коллектива, клубов и организаций по интересам.