Возникновение предмета экономической науки представляет собой одновременно и формирование предмета изучения различных экономических теорий. Поскольку школ и теорий очень много постольку и формирование предмета прошло достаточно долгий эволюционный путь. В настоящее время общепризнанное определение предмета ЭТ
Общая ЭТ – общественная наука, которая изучает поведение людейи их групп в производстве, распределении, обмене и потреблении (фазы общественного воспроизводства) материальных благ и услуг в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.
ЭТ является методологическим фундаментом целого комплекса прикладных, отраслевых, функциональных наук таких как: региональная экономика, налоги и налогообложение, менеджмент. Поскольку экономическая теория изучает закономерности и факторы развития общественного производства на уровне, как отдельного субъекта, так и экономики в целом, постольку она включает в себя структурно 2 раздела:
- микроэкономика - изучает поведение отдельных экономических субъектов
макроэкономика - изучает функционироване национальной экономики в целом
Основной задачей ЭТ состоит в анализе взаимосвязей и взаимообусловленности экономических явлений и процессов. Роль ЭТ проявляется в выполняемых ею функций:
- познавательная
- методологическая
- практическая
Основные школы экономической мысли
- меркантилизм
- физиократы
- классическая школа политэкономии
- марксизм
- неоклассическая школа (Альфред Маршал)
- маржинализм (Карл Менгер, Фридерих Фонхайек, Людвик Фон Визер)
- утопический социализм
- институционализм