Основные категории рыночных отношений

Экономические и соц. условия формирования и становления рынка. Условия формирования и становления рынка: 1)общ-ное разделение труда и специализация. 4 общественных разделения труда: отделение земледелия от скотоводства; отделение ремесла от с/х; выделение посредника-купца, отделение от произ-ва торгового капитала; выделение НИОКР; 2)экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хоз. решений, исторически возникающая на базе частной собственности и затем распространившаяся и на коллективную собственность; 3)разрешение проблемы транзакционных издержек – издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением лицензии, с поиском информации, на ведение переговоров, расходы по измерению свойств товаров; 4)самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов.

Элементы, функции и роль рынка по территориальному, функциональному назначению, степени ограничения конкуренции, формам продаж, характеру сделок, видам субъектов рыноч. отношений, соответствию действующему законод-ву, по степени зрелости, по уровню насыщения. Критериями для хар-ки структуры и системы рынка могут быть: 1) По объектам: р.товаров и услуг, р. рабочей силы, р. ср-в производства, РЦБ, валюты; р. научно-технич. разработок, рынок информации, рынок средств обращения, р. лицензий, р. отд. товаров или товарных групп и др. 2) По субъектам:• рынок покупателей;• рынок продавцов;• рынок гос. учреждений,• рынок промежуточных продавцов посредников.На р. покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Р. продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением (главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание). Рынок гос. учреждений включает совокупность актов купли-продажи гос. организаций, федерального правительства, местных органов власти. Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи в аренду другим потребителям с выгодой для себя. 3) По географическому положению: • местный (локальный) рынок;• региональный рынок;• национальный рынок;• мировой рынок. 4) уровню насыщения:• равновесный рынок;• дефицитный рынок;• избыточный рынок. 5) По степени зрелости: • неразвитый рынок;• развитый рынок;• формирующийся рынок. 6) По степени ограниченности конкуренции:• свободный рынок;• монополистический рынок;• олигополистический рынок;• смешанный рынок. 7) По соответствию действующему законодательству:• легальный рынок;• нелегальный ("черный" и "серый") рынок. 8) По отраслям: • автомобильный рынок;• компьютерный рынок и т.д. 9) По характеру продаж: • оптовый рынок;• розничный рынок. 10) С учетом ассортимента товаров: • замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;• насыщенный рынок, на котором множество сходных товаров многих производителей;• рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;• смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

Барьеры входа и выхода (в отрасли). Барьеры входа на рынок - такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Барьеры входа могут носить структурный характер, обусловленный особенностями данной отрасли и рынка (технология производства, стартовые и текущие затраты, объем спроса, тип конкуренции), либо определяться поведением хозяйствующих субъектов. Особое место занимают барьеры входа, вызванные действиями органов государственной власти. Под барьерами выхода понимаются все факторы объективного или субъективного характера, которые препятствуют фирме без существенных потерь уйти из отрасли. Барьеры выхода связаны главным образом со структурными характеристиками того или иного вида хозяйственной деятельности, такими как ликвидность активов, возможность диверсификации производства с использованием имеющегося оборудования, технологий, источников сырья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: