Рыночное равновесие: спрос и предложение, их взаимодействие

Спрос и закон спроса.Кривая спроса. Исключения из закона спроса. Детерминанты спроса. Неценовые факторы изменения спроса. Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге. Различают индивидуальный и рыночный спрос на товары или услуги. Для количественной оценки спроса используются такие показатели, как величина и цена спроса. Величина спроса кол-во товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах. Максимальная цена, кот. покупатели готовы заплатить за опред. кол-во данного товара или услуги в данное время и в данном месте, называетсяценой спроса. На величину спроса влияет огромное кол-во факторов (детерминантов), среди кот. наиболее значимыми явл. вкусы потребителей, размеры их дохода, цены данного и др. товаров на рынке. Закон спроса: Если цена на какой-либо товар сокращается и при этом всё прочие параметры остаются неизменными, то величина спроса на данный товар возрастает. Неценовые факторы изменения спроса: 1) вкусы и предпочтения потребителей. 2) доходы потребителей. 3) число потребителей. 4) цены на др. товары. 5) качество товара.

Исключения из закона спроса. 1. Эффект «цена – показатель качества». При росте цены люди рассчитывают получить больше полезности (эффекта) на единицу затрат (денег), чем при покупке дешевого товара. 2. Эффект ожидаемой динамики цен. Формируется вследствие действия спекулятивного фактора. Вызывает спрос сверх нормального уровня, вызванный ожиданием значит. изменения цен или исчезновением товара из продажи. 3. Эффект престижного спроса (эффект Веблена). Приобретая редкий товар, дорогой и в силу этого не всем доступный, потребитель подчеркивает свою исключительность. 4. Эффект Гиффена. Товар Гиффена – низкокач-ный дешевый товар, занимающий большое место в потребительской корзине малообеспеченных потребителей. При повышении цен на него их бюджет страдает настолько сильно, что потребители отказываются от ранее приобретавшихся ими более дорогих товаров-заменителей, увеличивая потребление подорожавшего товара, который, тем не менее, остается самой дешевой альтернативой.

Предложение и закон изменения предложения. Кривая предложения. Детерминанты предложения. Предложение можно определить как сов-ть товаров и услуг, кот. находятся в данный момент на рынке и кот. продавцы (производители) готовы продать при существующих ценах. Величина предлож-я кол-во товаров и услуг, кот. продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, не всегда совпадает с объемом произ-ва и объемом продаж, имеющим место на рынке. Цена предложенияпоказывает минимальную цену за данное кол-во товара, на кот. продавец готов согласиться в данное время и данном месте. Для большинства конкретных рынков кривая предлож-я имеет возрастающий хар-р, т.к, чем выше рыноч. цена, тем больше кол-во фирм захотят произ-ть и про­давать данный товар. Прямую зав-ть м/у ценой и величиной предлож-я называют законом предлож-я: Если цена на какой-либо товар возрастает и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то величина предлож-я данного товара увелич-ся.

На величину предлож-я, кроме фактора цены на основной продукт, влияют и неценовые факторы: 1) издержки произ-ва. 2) уровень налогообложения. 3) технология произ-ва. 4)эконом. ожиданияпроизводителей. 5)кол-во производителей. 6)цены на сопряженных рынках.

Теория рыночного равновесия. Рыноч. равновесие - состояние, при кот.ни у кого из эконом. субъектов не возникает побуждений к егоизменению.Современные модели рыноч. равновесия: Паутинообразная модель. При отклонении цен от равновесного состояния происходит колебание цен и кол-ва товара, реализуемого на рынке. В итоге колебания наступает такое положение, при кот. устанавливается рыноч. равновесие между D и S. Невальрасова модель с жесткими ценами. Модель ценообразования основывается на допущениях гибкости цен. При рассмотрении рыноч. равновесия можно предположить, что при его нарушении устранение происходит или путем изменения цен, или путем изменения кол-ва товаров, предлагаемых для реализации.

Механизм равновесия при мгновенной, краткосрочной и долгосрочной динамике. При мгнов-м равн-ии S товара не меняется, но в связи с увел-нием D равновесная цена на него увелич-ся. Крат-ное рав-сие устан-ется за более длит. промежуток времени, когда S увел-ется, но число пред-тий, производящих товар, не меняется. Убедившись в том, что данный товар пользуется спросом, то же самое число пред-тий начинает увел-ть его пр-во. При этом равновесная цена будет ниже той, кот. возникает при мгновенном равновесии.

Долг-ное, или нормальное рав-сие устан-ется, когда изменяется как объем используемых рес-сов для пр-в товара, так и число пред-тий. Благодаря этому S товара увел-ется, а это приводит к понижению равновесной цены.

Понятия мгнов-ого и крат-ого равновесия можно рассматривать как временные этапы для устан-ния нормального равновесия между D и S.

Рынки факторов производства. 4 группы рынков факторов пр-в: 1) Рынок труда - это сфера взаимоотношений покупателей и продавцов трудовых услуг. Закон С/са на труд: чем меньше з/п, тем больше величина С/са на труд; 2) На рынке капитала осущ-ся купля-продажа инвестиц. рес-сов, т.е. реального капитала — всего, что требуется для выпуска товаров и услуг.; 3) Рынок земли и рынок природных рес-сов. 4) предприним-во (способности людей к орг-ции пр-ва товаров и услуг) Предпр-ская дея-ть рассматр-ся как специф-кий фактор пр-ва, сводящий воедино все др. факторы и обеспечивающий их взаимодействие через знание, инициативу, смекалку и риск предпр-ля в орг-ции пр-ва.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: