Вопрос 8. Понятие и идентификация монополизма. Антимонопольная политика

Монополизм предполагает собой сужение свободной деятельности рынка с деформацией признаков свободной конкуренции и рынка. Идентификация монополиста:

1. Неосуществление или расплывчатое осуществление признаков свободного рынка.

2. Конкретные экономические показатели: (удержание монопольной высокой цены, сдерживание или сокращение объемов производства, ухудшение стандартов качества, сокращение номенклатуры и ассортимента изделий).

3. Доля контролируемого рынка: а) если предприятие контролирует более 65% рынка, то оно автоматически признается монополистом; б) если от 35% до 65%, то гос. комитет по антимонопольной политике должен доказать, что предприятие занимает доминирующее положение на рынке; в) если менее 35%, то предприятие признается монополистом в исключительном случае.

При монополизме продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы), нет близких заменителей данного товара. При этом степень контроля над ценами очень высокая, что блокирует вступление в отрасль других фирм. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна-единственная фирма-производитель товаров, не имеющих субститутов. А раз так, то невозможно найти фирму, кривая спроса на продукцию которой была бы абсолютно неэластичной.

Абстрактная ситуация «чистой» монополии отличается следующими важнейшими чертами: 1. Монополист — это единственный продавец товара, не имеющего близких субститутов (т. е. взаимозаменяемых товаров). 2. Монополист-продавец вступает в рыночные отношения только с покупателями его продукции. Монополист обладаетопределенной властью над ценой,но власть над ценой у этого монополистане абсолютна, он чувствует за спиной дыхание конкурентов — производителей субститутов его товара; кривая спроса на товары, производимые монополистом, не является абсолютно неэластичной.

Особо следует выделить ситуацию так называемой естественной монополии. В этом случае, как и при «чистой» монополии, отрасль состоит всего из одной фирмы, но обусловлено это не искусственными препятствиями для вступления в отрасль, а другими причинами. Главная экономия на масштабе производства, или эффект масштаба. Это означает, чтосредние издержки в долгосрочной перспективе будут минимальны, если отрасль предоставлена только одной, а не несколькими конкурирующими фирмами.

Входной барьер — это условие, которое затрудняет вступление «фирм-новичков» в отрасль, где хозяйствует монополист. Классификация барьеров может быть следующей:

1.Правительство наделяет фирму исключительными правами (выдача правительственной лицензии на определенный вид деятельности, например, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги).

2.Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы, обладание уникальными человеческими дарованиями

3.Авторские права и патенты(закрытая монополия).

4.Эффект масштаба, позволяющий снижать издержки и вместе с тем наращивать объем выпуска продукции.

5.Вступлению в отрасль могут препятствовать и нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами, вплоть до угрозы физического уничтожения (мафиозные структуры).

Антимонопольная политика. Концепции проведения антимонопольной политики.

1.«Сталинизм» - планирование и решение буквально всех аспектов монополии (цены, ЗП, квоты, пределы). При этом уничтожается механизм рынка и возникает государственный монополизм.

2.Самореализация рыночного механизма – здоровые силы рынка сами устранят элементы монополизма, если он не зашел слишком далеко.

3.Компромиссная – государство воздействует прямыми и косвенными методами на рыночную экономику с целью устранения монополизма.

Цели антимонопольной политики: защита прав потребителей; поддержка механизмов свободного рынка.

Средства антимонопольной политики. 1) Прямые - государство давит на монополию административными юридическими методами (прямой контроль за рынком, предупреждение, суд, расформирование). 2) Косвенные – экономические методы, направленные на уменьшение доли монополиста на рынке (либерализация таможенных пошлин, диверсификация производства, поощрение малого бизнеса).

Монополия означает определенную степень власти над ценой. А эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные и явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Антитрестовское законодательство призвано не допустить развертывания разрушительной (для эффективности экономики) ограничительной деловой практики.

Сложнейшая задача, стоящая перед государственными органами, непосредственно проводящими в жизнь антитрестовское законодательство, заключается в определении экономических критериев, на основании которых устанавливается факт монополизации. Вопросы, которые решают государственные службы: что считать низким (или наоборот, завышенным) уровнем цен? Какой процент (доля) всего отраслевого производства свидетельствует о монополистическом захвате? Какой уровень ограничения выпуска продукции считается искусственным дефицитом? Государственные службы, призванные осуществлять реализацию антимонопольного законодательства, могут руководствоваться двумя принципами: жестко следуя букве закона и « принципом разумности ».

Антимонопольная практика должна действительно поддерживать конкуренцию, а не ограничивать ее, предоставляя наиболее льготный режим одним группам производителей (потребителей) за счет других. Важно отметить, что антитрестовское законодательство направлено не против крупных корпораций, «большого бизнеса» как такового, т.к. размер компании еще не дает возможности трактовать ее как монополию. Антимонопольное регулирование направлено против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. И если использовать принцип сравнения дополнительных издержек и дополнительных выгод, который исповедуется в рыночной экономике, то можно утверждать: неизбежные издержки, которыми сопровождается антимонопольное регулирование, все-таки оказываются ниже тех преимуществ, которые приносит ограничение монополистических тенденций в рыночной экономике.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: