Вопрос 11. Экономическая роль государства в рыночной экономике

Государственное вмешательство в экономику объективно необходимо для любого правительства независимо от того, является экономика рыночной или командно-распределительной. В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. Оно не имеет права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это происходит в командно-распределительной экономике. Рыночная система — это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений производителями и потребителями.

1) Недостатки рыночной системы, с которыми должно бороться государство и функции государства (указаны в скобках): монополизм (антимонопольная политика), инфляция (антиинфляционная политика), безработица (политика полной занятости), экономическая преступность (борьба с коррупцией и теневой экономикой), соц. неравенство, различия между регионами (политика социального выравнивания и перераспределения доходов), не обеспечение экономики общественными товарами, экологическая проблема. Рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста. Появляется острая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм принятия регулируемых решений. Для решения противоречий стагнации необходимо привлечь государство с его обширным потенциалом. Государство берет на себя функцию обеспечения совместимости эффективного спроса с полной занятостью.

2) Решение тех проблем, которые рынок не контролирует, государство должно взять на себя: обеспечение экономики нужным количеством денег (монопольное право ЦБ); обеспечение экономики общественными товарами (финансы, оборона, безопасность общественного порядка, коммуникации, дороги, гос. система образования, страхования, медицины); обеспечение охраны окружающей среды, обеспечение развития фундаментальной науки, выравнивание региональных различий между бедными и богатыми регионами, представление страны на международной арене (валютный курс, система пошлин, экспортные и импортные квоты, платежный и торговый баланс страны).

Слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства (правительства). Любое неравновесное воздействие должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста. Так правительство воздействует на тот или иной сегмент рынка. Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Оно берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, для ограничения монополизированного производства. Государство должно направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, о детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике, регулировании платежного баланса и валютных курсов.

В условиях рынка государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.ГРЭ - это целенаправленный координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутренних и внешнего рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы. В дереве целей ГРЭ можно выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям. Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов. К объектам регулирования следует отнести наднациональный уровень межгосударственных союзов национальной экономики, отдельных секторов и регионов, где возникают проблемы, не разрешимые посредством рыночных регуляторов. Субъектами ГРЭ выступают центральные (федеральные), региональные, муниципальные или коммунальные органы управления. Различают следующие типы государственного регулирования: полный государственный монополизм в управлении хозяйством; различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов; крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства. Существуют две главные модели ГР через определенные органы государства.

1. Реактивная (адаптационная) модель, которая позволяет четко реагировать на изменения и "осечки" рынка. Это обеспечивается подвижностью структур и функций регулирующих органов, варьированием рычагов прямого и косвенного регулирования на макро- и микроуровне, сочетанием разных форм совместной деятельности государства и частного бизнеса

2. Проактивная модель ГР предполагает предупреждение возможных сбоев в рыночном механизме путем "точной" дозировки объемов государственного вмешательства, использования прогнозирования, координирующих или корректирующих рекомендаций в переговорах государства и предпринимателей.

В саморегулирующейся экономической системе принципиально меняется роль государства, которое превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы, способствующий расширению их сети и совершенствованию структуры. Государство вмешивается в жизнь рынка только в той степени, в которой требуется поддержание устойчивости и макроэкономического равновесия, а также для обеспечения работы механизма конкуренции или для контроля тех рынков, на которых условия свободной конкуренции неосуществимы. Экономические функции современного государства: 1. Поддержка функционирования рыночной системы обеспечения правовой базы и создания конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное законодательство. 2. Перераспределение дохода и богатства, корректировка распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта, стабилизации экономики посредством контроля за уровнем занятости и инфляции. 3. Ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма. 4. Достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике. 5. Функция общественного выбора в принятии правительственных решений, которая определяет, что покупать правительству, как производить товары, для кого предназначаются государственные расходы, на кого распространяются льготы и т.д.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: