Вопрос 13. Несовершенная конкуренция и ее типы

Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия — это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. Эти модели позволяют сформулировать условия рационального поведения индивидуальной фирмы, стремящейся к максимизации своей прибыли в каждой из этих ситуаций.

При совершенной конкуренции фирма (производитель) не в состоянии повлиять на рыночную цену. Уровень цены на продаваемый товар диктуется рынком. В этих условиях фирма может увеличивать свои прибыли поиском такого объема производства, при котором разница между валовым доходом и валовыми издержками была бы максимальной. В случае же несовершенной конкуренции монополист обладаетопределенной властью над ценой.Он сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной. При этом функция спроса является заданной, т. е. предполагается, что монополист не в силах ее изменить.

Самым ярким и показательным примером несовершенной конкуренции является монополия, которая характеризуется наличием одного-единственного продавца конкретного вида товара или услуг на рынке и невозможностью вхождения в него других фирм. Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию. Продавец, обладая монополией (властью над рынком), может повышать цену на свой товар путем ограничения своего собственного объема выпуска. Чтобы обладать монопольной властью над рынком, фирме вовсе не требуется быть монополистом, даже маленькие магазинчики имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают. И разница между их контролем над рынком и крупной монополией состоит лишь в том, что магазинчики имеют меньшую степень власти над ценой своей продукции, чем крупная монополия. На несовершенно конкурентных рынках, где преобладает монополия проявляется тенденция, не дающая возможности проникновения на рынок любого нового продавца. Именно, поэтому монополия может иметь значительный прирост прибыли. Особо следует выделить ситуацию так называемой естественной монополии. Отрасль состоит всего из одной фирмы, но обусловлено это не искусственными препятствиями для вступления в отрасль, а другими причинами. Главная экономия на масштабе производства, т. е. средние издержки в долгосрочной перспективе будут минимальны, если отрасль предоставлена только одной, а не несколькими конкурирующими фирмами. Могут существовать препятствия, затрудняющие доступ новым фирмам на рынок – входные барьеры, где функционирует монополия: исключительные права (выдача правительственной лицензии на определенный вид деятельности), собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы, авторские права и патенты, эффект масштаба, позволяющий снижать издержки и вместе с тем наращивать объем выпуска продукции, нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами.

Монополистической конкуренции свойственны черты как монополии, так и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов. Однако, в данных условиях имеет место и конкуренция поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые товары. По существу, монополистическая конкуренция- это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции, дающая каждому монополистическому конкуренту некоторую власть над рынком, т. к. каждый конкурент, может слегка повышать цену, не теряя при этом своих традиционных покупателей. Но все же его монопольная власть уменьшается пропорционально количеству конкурентов, предлагающих подобные товары и услуги. В условиях монополистической конкуренции, как и в условиях совершенной конкуренции, не существует барьеров вхождения в рынок новых фирм. Открыть новый ресторан, аптеку, автозаправочную станцию или магазин в большинстве крупных городов не составляет труда. Но отсутствие барьеров вхождения порождает отсутствие гарантии на получение значительной прибыли на протяжении долгосрочного периода. Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т. п. Дифференциация продукта означает отсутствие однородности предоставляемых потребителю благ и услуг. Монополия в условиях дифференциации продуктов характеризуется какнекая степень власти над ценой. Поэтому особенно важен такой фактор, как эластичность спроса по цене. Цена в условиях дифференциации продукта не является единственным орудием конкуренции. В борьбе за рынок сбыта важнейшим фактором становится и качество товара. В условиях монополистической конкуренции объем сбыта фирмы определяется, помимо цены, и такими факторами, как особенности продукта и расходы по сбыту. Наиболее характерная форма затрат на сбыт —реклама.

Следующий основной тип несовершенной конкуренции - это олигополия, подразумевающая наличие нескольких продавцов. Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого вида — это отрасли с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий; олигополия второго вида — положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. Автомобильная, сталелитейная промышленность, грузовой и пассажирский воздушный транспорт являются олигополиями. Олигополистический рынок занимает промежуточное положение между монополистическим рынком и совершенно конкурентным рынком. В условиях совершенно конкурентного рынка барьеры вхождения в него отсутствуют, а монополистический рынок не оставляет никакой возможности для проникновения других фирм. На олигополистических рынках обычно существуют барьеры вхождения, но в то же время они не столь непреодолимы, как в условиях монополистического рынка, что предоставляет возможность проникновения других фирм на данный рынок. Причем, чем слабее барьеры вхождения, тем выше вероятность, что в отрасли (рынке), где олигополист получает большие прибыли, будет пытаться прорваться множество других фирм. Это в свою очередь может привести к снижению прибыли в долгосрочном периоде.

В условиях несовершенной конкуренции существуют еще и редко встречающиеся рынки, рынки с крупными покупателями, где основные условия экономического поведения, на которые должны равняться предприятия создает крупный покупатель. В данном случае понятиям монополии и олигополии, представляющим сторону продавцов на рынке, соответствуют понятия монопсонии и олигопсонии, которые представляют сторону покупателей. Олигопсония - рынок, на котором большая часть продаж уходит нескольким покупателям. Рассматривать экономическое поведение предприятий в условиях двух вышеуказанных типов несовершенного рынка представляется слишком сложным, тем более, что олигопсония и монопсония встречаются крайне редко.

Формы конкуренции Признаки, определяющие форму конкуренции Степень контроля
Совершенная Множество фирм, производящих данный продукт Полная однородность производимой продукции Отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала Полная информация, т. е. совершенное знание рынка потребителями и производителями Отсутствие контроля над ценами
Несовершенная:    
I. Монополия (чистая) Данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) Очень высокая степень контроля над ценами
2. Дуополия Производство данного вида продукции сосредоточено на двух фирмах Производится однородная продукция Частичный контроль над ценами
3. Олигополия Относительно небольшое количество фирм, производящих данный вид продукции Производится однородная продукция (или незначительная дифференциация продукции) Частичный контроль над ценами
4 Монополистическая конкуренция с диффе-ренциацией продукта Множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции Очень слабый контроль над ценами


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: