Ригоризм этики Платона

Ригори́зм (от лат. rigor — твёрдость, строгость) - строгость проведения какого-либо принципа (нормы) в поведении и мысли. Ригоризм исключает компромиссы и не учитывает другие принципы, отличные от исходного.

Платон жил между 427 и 347 гг. до н. э. - великий древнегреческий философ, которого считают основоположником всей западноевропейской философии. Родился в знатной аристократической семье. Ученик Сократа. Большую часть жизни провел в Афинах, где образовал свою школу. Здесь философ написал труды, которым придал форму диалогов (главным действующим лицом которых был Сократ, выражавший, как правило, мысли самого автора). Платон – прозвище, которое Сократ дал афинскому аристократу Аристоклу, оно означало «широкий». Вся философия Платона носит этический характер. Этика Платона рассматривает, во-первых, природу высшего блага, а затем осуществление этого блага сначала в действительности единичного человека (учение о добродетели) и, наконец, в деятельности общества (политика).

С точки зрения Платона, душа человека перед рождением находилась в мире высших идей и созерцала его красоту и совершенство. На земле мы находимся в ссылке, и душа тоскует по своей внеземной Родине. Тот, кто это осознал и чья душа начала припоминать свое прошлое, сам станет избегать всего чувственного, материального, тленного. Философия, по Платону, есть очищение души от страстей и желаний плоти. Платон разделяет учение Пифагора о переселении душ. Цель земной жизни – припоминание того, что он видел в одной из предыдущих жизней посредством созерцания вечных идей.

В диалоге «Филеб» Платон указывает иерархию из 5 благ, доступных благодаря подлинному знанию.

  1. Высшее благо – единство истины, меры и красоты; задающее меру всему существующему.
  2. Прекрасное, совершенное и самодовлеющее.
  3. Сам ум и его деятельность – разумение.
  4. Знания и искусства, выражающие мнения людей по разным предметам.
  5. Чистые удовольствия самой души, сопровождающие знания.

Но для восхождения по этой иерархической лестнице требуется особый настрой души, о котором философ повествует в диалоге «Пир». Этот настрой рождается благодаря обладанию эросом – любовью к прекрасному, бессмертному, нетленному, вечному. Бескорыстная и отважная любовь к истине отличает философа от простого смертного. Здесь Платон выстраивает еще одну иерархическую вертикаль: любовь к прекрасному телу – к прекрасной душе – к красоте наук и, к красоте самой по себе. Он считает, что счастья можно достичь собственным усердием, путем интеллектуальных и эмоциональных усилий.

Платон считается основателем социальной этики – раздела нравственной философии, занятой вопросом о справедливом распределении благ между членами общества. Философ полагает, что идея высшего блага может быть реализована не только в индивидуальной жизни, но и обществом, для которого оно – это воплощение справедливости, где каждый из его членов получит наилучшую долю. Платон строит знаменитую утопию – проект идеального государства.

Платон делит на три типа в зависимости от того, какая по своему составу душа преобладает в них: разумная, аффективная (эмоциональная) или вожделенная (чувственная). Им соответствуют и разные типы добродетели. Если преобладает разумная, то людям свойственна мудрость, которая состоит в истинном знании. Мудрость - это принимаемые разумом решения, направленные только добру. Люди этого типа привержены к правде, справедливости и умеренности во всём, касающемся чувственных наслаждения. Их Платон называл философами, мудрецами, и отводил им роль правителей в идеальном государстве.

При преобладании аффективной части души человек отличался мужеством, отвагой, умением подчинять страсти долгу. Эти качества необходимы воину или «стражу», который охраняет государство. Люди же с душой вожделеющего типа должны заниматься физическим трудом, т.к. они слишком привержены к телесно-физическому миру. Это крестьяне, ремесленники, обеспечивающие материальную жизнь государства. Платон считал, что в каждом человеке есть все три части души, но преобладает какая-либо одна из трёх.

Для полного развития добродетели справедливости, считал Платон, необходимо соединение людей в такое государство, в котором все было бы приспособлено к этой цели. Цель государства состоит в обеспечении справедливости. В государстве, как и в душе человека, должно быть реализовано 3 начала, в соответствии с которыми люди должны быть поделены на 3 сословия: философы-мудрецы, стражи-воины и земледельцы. Философы управляют государством, стражи их защищают, а земледельцы занимаются хозяйством. Справедливость заключается в том, чтобы «заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие». Где каждый человек будет счастлив, поскольку занимает свое место согласно своим способностям и не мечтает на о чем другом. Такое общество и будет в высшей степени моральным. Проект идеального государства был подвергнут критике.

Платон не выделил этику в самостоятельную дисциплину, в его системе она включена в общую стратегию отыскания истины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: