double arrow

Учение Стагирита о счастье, дружбе и справедливости

Учение Аристотеля (Стагирит),(384 -322 гг. до н.э.) о нравственности является практической наукой о благе и счастье человека, живущего в обществе. Аристотель древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

Этика – это наука о том, как достичь высшего блага. Цель этики не знание, а сами поступки. По мнению философа, высшее благо – это то, к чему стремятся все. Оно представляется в виде конечной разумной цели нашей жизни, которая сама не может быть средством. Сюда подходит только одно понятие – счастье. Во-первых, потому что все так считают, во-вторых, поскольку нельзя стремиться к счастью ради чего-то; оно есть последняя и самодостаточная цель. Аристотель указывает на 3 магистральных пути понимания счастья, зависящих от образа жизни человека. 1- жизнь ради удовольствия, которую ведут те, кто стремится к животному существованию. 2- слава и почет, избираемые при образе жизни государственного деятеля. 3 – созерцание, которое доступно только мудрецам.

Как считает Аристотель, счастье – это реализация назначения человека в мире. Свое назначение имеет каждая профессия: цель полководца – победа, цель портного – хорошая одежда. Сам человек должен довести свою жизнь до совершенства. Единственное средство, которое поможет это сделать – добродетель. Счастье есть жизнь, согласная добродетелью. Любой человек в свой жизни стремиться к 2 вещам: получить удовольствие и избежать страдания. Если это удается сделать, то человека можно считать счастливым. Добродетель – способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствия и страдания. Развивая эту мысль, автор «Никомаховой этики» утверждает, что добродетельный человек остается счастливым всегда, даже в самых трудных жизненных обстоятельствах, поскольку в любом случае поступит наилучшим образом. Аристотель указывает на 2 вида добродетелей: этические («этос» - привычка) и диноэтические («дианойя» - разумение). 1-ые имеют отношения к нашим чувствам и касаются повседневных поступков. 2-ые направляют деятельность разума и определяют общую стратегию человеческой жизни. Быть добродетельным означает обладать серединой между избытком страсти и ее недостатком.

Восьмая книга «Никомаховой этики» посвящена добродетели, которая обозначается словом "philia". В данном случае речь идет об особом отношении между людьми, о дружбе или дружественности. О том, что есть, по словам Аристотеля, "самое необходимое для жизни". Дружбу Аристотель ставит выше справедливости. Ведь когда граждане дружественны друг к другу, они не нуждаются в суде. А всего существует три вида дружбы, и различаются они по тому, ради чего люди желают друг другу благ: одни ради блага самого по себе, другие ради удовольствия, третьи ради пользы. Но совершенная дружба устанавливается между людьми добродетельными и по добродетели друг другу подобными. Главный же признак дружбы - наслаждение взаимным общением. Поэтому скучные и сварливые люди не годятся для дружбы. От индивидуально-психологического аспекта Аристотель переходит к социальному, рассматривая дружбу в связи с правом и государством. Такова ментальность древнего грека, государство для него - нечто иное, нежели для нас. В зависимости от типа государства по-разному складывается между людьми дружба. Одно государственное устройство более располагает к дружбе, другое менее.

Существует еще одна этическая добродетель, рассмотрению которой Аристотель посвящает целую главу – справедливость. Он считает ее наиболее полной и совершенной добродетелью. Она направлена не только на заботу о себе, но прежде всего о других людях. Аристотель усматривает 2 модели справедливости: распределяющую и уравнивающую. 1-ая должна исходить из очевидного принципа, что наиболее заслуженные перед отечеством люди должны получать наиболее количество благ. Правда, в таком случае на их долю должны выпадать и наибольшие тяготы. Здесь середина выступает в виде пропорции между заслугами и благами. 2-ой вид – управляющая справедливость, которая должна царствовать в коммерческих сделках. Для упрощения обмена вещами вводится монета, устанавливается добродетельным человеком справедливая цена. Здесь середина заключается в том, чтобы при сделке получать больше и отдавать меньше. А если рассматривать справедливость как гражданскую добродетель человека: поступать несправедливо и терпеть несправедливость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: