Соотношение целей и средств в профессиональной деятельности юриста

Вступая в отношения, участники профессиональной деятельности так или иначе мотивируют сови поступки и поведение. Мотив является основание поступка и представляет собой внутреннее побуждение к действию, заинтересованность в его совершении. Мотив реализуется в цели. Цель – это желаемый результат предпринимаемого субъектом действия или поступка. Участники профессиональной деятельности, действуя в пределах установленных законом рамок, могут преследовать разные цели, и стремясь их достижению, использовать разные средства.

Рассмотрим соотношение целей и средств на примере уголовного процесса.

В уголовно- процессуальном законодательстве понятие цели отсутствует. Оно заменено категорией «назначение». В соответствии со Ст. 5 УПК РФ уголовное судопроизводство имеет своим назначением:

- защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

- защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, суждения, ограничения ее прав и свобод.

По мысли Кобликова (источник- Юрю Этика) Данное понятие, хотя и полностью соответствует принципу состязательности, все же не избавляет правоприменителя и тем более уголовно-процессуальную науку от обязанности разработать методологическую основу для применения категории цели, а также средств, необходимых и достаточных для ее достижения. На наш взгляд, любая деятельность, и тем более в сфере уголовного судопроизводства, если гипотетически признать отсутствие цели. Автоматически становится бесцельной, что лишает ее и внешней правовой формы, и внутреннего содержания.

Проблема соотношения цели и средств – одна из важнейших в этике. Она приобретает правовой аспект, если мы коснемся права и правоприменения. В узкой сфере уголовного процесса можно констатировать эволюцию в подходе к ее решению как в праве, так и в нравственном сознании. Если инквизиционный процесс был подчинен цели изобличить преступника во что бы то ни стало, а затем жестоко его наказать в назидание другим, то и средства, предназначенные для ее достижения, согласовывались с этой целью.. Система доказательств сосредотачивалась на показаниях и прежде всего на собственном сознании и оговоре.. Это сознание добывали во что бы то ни стало: если не убеждением, то страхом, не страхом, так пыткой. Судья допытывается правды и считает за нее то, что слышит из запекшихся от страданий и криков уст. Кони писал о целях и средствам в средневековом уголовном процессе: «Этого нельзя делать всенародно». И суд уходит в подземелье, «в подполье».

В совремменом уголовном процессе цивилизованного общества проблема соотношения цели и средства решается на иных нравственных и правовых началах.

Принцип «цель оправдывает средства» опрвергается». На место антигуманной формулы выдвигаются принципиальные положения о том, что цель определяет средства, но не оправдывает их, что несоответствие цели применяемых для ее достижения средств искажает природу самой цели. Нравственно только то средство, которое необходимо и достаточно для достижения нравственной цели. Цель, для достижения которой надо применять безнравственные средства, - безнравственная цель. Нравственно то средство, которое необходимо и достаточно для достижения нравственной цели, которое не противоречит более высокой и высшей цели, не изменяет ее морального характера (по мнению философа Бакштановского В.И.).

При толковании положений действующего уголовно-процессуального закона (СТ. 6 УПК РФ) в профессиональной литературе обсуждается вопрос о соотношении цели уголовного процесса и его назначения. Представляется, что нет достаточных оснований каким либо образом противопоставлять эти понятии, т.к. между ними нет резкого различия. В то же время можно считать, что цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, а назначение – это практическая категория, обозначающая то, что надо сделать для ее достижения.

Цель уголовного процесса – защита личности и общества от преступных посягательств путем справедливого правосудия. Назначение – защита прав и законных интересов лиц и организаций, как потерпевших от преступлений, так и в защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.

Элькинд П.С. выделяет в уголовном процессе цели:

-цели всего уголовного процесса и отдельных стадий,

-цели уголовно- процессуальной деятельности и функциональные стадии,

- официальные и неофициальные

Классификация целей представляет интерес с нравственных позиций. Для судебной этики важно соотношение официальных целей, определяемых законом, и неофициальных, которые определяют поведение субъектов реальной жизни. Так, закон определяет компетенцию судьи, прокурора, следователя и т.д., но на практике приходится сталкиваться с преступлениями против против правосудия, уклонением от свидетельствования на следствии, фальсификацией доказательств и т.д. Цели подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего вряд ли вообще можно отрегулировать законодательно. Их мотивы также никто заранее определить не может.

По мнению Элькинд П.С. средства у головном процессе должны быть: этичными, подлинно научными, максимально эффективными, экономичными.

Этичность и нравственность участников профессиональной деятельности может быть обеспечена при следующих условиях - наличие развитого законодательства и организационно-правовым мер, направленных на:

- научно обоснованное, четкое формулирование целей

- поднятие престижа профессии,

- создание материальных условий, отвечающих социальной роли и трудностям деятельности

-создание гарантий, стимулирующих совпадение официальных и неофициальных целей субъектов проф деят-ти.

38. Свобода и нравственность. О нравственности. Выводим нравственность из понятий мораль и проф. Этика.

Мораль — это форма общественного сознания, совокупность принципов,

правил и норм, которыми люди руководствуются в своих действиях.

Если мораль представляет собой форму общественного сознания,

регулирующую и оценивающую поведение и действия социальных

субъектов, то нравственность проявляется в самих реальных процессах

сферы человеческих отношений. Она выступает в качестве определенной

меры, характерной для достойного поведения, и служит критерием

добра и зла.

Профессиональная этика — это учение о профессиональной морали,

представляющей собой исторически сложившуюся систему нравственных

принципов, предписаний, заповедей и норм применительно к особенностям

определенных профессий.

Профессиональная этика — это учение о профессиональной морали,

представляющей собой исторически сложившуюся систему нравственных

принципов, предписаний, заповедей и норм применительно к особенностям

определенных профессий..

Например, нельзя не учитывать специфики и своеобразия деятельности

и характера отношений между людьми таких профессий, как

врач — больной, учитель — ученик, судья — подсудимый, артист —

зритель, где функции профессиональной деятельности объективно

порождают особые нравственные требования, нормы, оценки, регулирующие

возникающие взаимоотношения.

Именно по этой причине в этике существует понятие «нравственность

труда», подразумевающее как отношение к труду, так и нормы

взаимоотношений между участниками совместной деятельности. В данном

случае исходят из того, что труд — главное условие существования

человека, главный показатель моральной ценности и источник нравственных

отношений.

Нравственные отношения — это социально значимые взаимоотношения

между людьми, определяющие понимание смысла их бытия и являющиеся

каналами их духовного общения, регуляции поведения и передачи

нравственного опыта. Нравственные отношения, складываясь в процессе

деятельности, существуют в виде совокупности определенных

зависимостей и связей, являющихся условием осуществления этой деятельности.

Нравственное сознание представляет собой систему взглядов, идей,

представлений о должном поведении, соответствующем социальным

интересам. Оно включает в себя два уровня отражения действительности:

эмоционально-чувственный и рациональный.

Эмоционально-чувственный уровень нравственного сознания охватывает

совокупность нравственных чувств и переживаний. Чувства

— это особая форма отношения человека к явлениям действительности,

обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям

человека. Позитивные (нравственные) чувства направлены на

благо человека. Их примером являются чувства сострадания, справедливости,

патриотизма, уважения, достоинства, чести и т. д. Негативные

(безнравственные) чувства направлены против человека. Это может

быть зависть, трусость, эгоизм, корысть, черствость, жестокость

и т. д.

На рациональном уровне нравственное сознание выступает в виде

понятий, суждений, моральных норм и принципов. Моральные

нормы — это наиболее простые формы нравственных требований,

предъявляемых к каждому человеку. Позитивные нормы предписывают

необходимую линию поведения, побуждают к определенного рода

действиям (ォБудь правдивサ, ォБудь честенサ и т. д.), негативные нормы

запрещают какие-либо действия, ограничивают выбор поступка (ォНе

завидуйサ, ォНе оскорбляйサ и т. д.).

Сказать о существовании «золотого правила нравственности».

В системе моральных норм человеческого общества постепенно выделилось

правило, ставшее обобщенным критерием нравственности поведения

и действий людей. Оно получило название ォзолотого правила

нравственностиサ. Его суть можно сформулировать следующим образом:

не делай другому того, чего не желаешь, чтобы делали тебе. Исходя

из этого правила, человек учился отождествлять себя с другими

людьми, развивалось его умение адекватно оценивать ситуацию, формировались

представления о добре и зле.

«Золотое правило» — это одно из древнейших нормативных требований,

выражающее общечеловеческое содержание нравственности,

его гуманистическую сущность.

«Золотое правило» встречается уже в ранних письменных памят-

никах многих культур (в учении Конфуция, в древнеиндийской ォМа-

хабхаратеサ, в Библии и др.) и прочно входит в общественное сознание

последующих эпох вплоть до нашего времени. В русском языке оно

закрепилось в виде пословицы: «Чего в других не любят, того и сам не

делай».

О соотношении свободы и нравственности.

В настоящее время в реальной повседневной жизни мы можем встретить самые различные уровни воплощения нравственных ценностей, самые различные уровни моральности, от святости до низменности, цинизма. Крайности, как всегда, встречаются реже. Большинство общества традиционно старается держаться «золотой середины». Этому способствуют многие факторы: и законы коллективной психологии (подражание, в частности), и традиции, и стереотипы поведения, и средний уровень культуры, и условия жизни и многое другое. Но главный фактор нравственного поведения -- моральные убеждения личности, уровень ее нравственной культуры, ее волевой настрой. Бывает, личность отстаивает свою честь, высшие моральные ценности вопреки обстоятельствам, вразрез со своими личными эгоистическими интересами. Можно сказать, что бытие личности определяется ее пониманием добра и зла, справедливости, счастья и смысла жизни и умением воплотить это понимание в конкретных жизненных ситуациях.

Нравственное поведение - это всегда выбор, это творчество. Но последнее невозможно без свободы. Без свободы нет личности, нет нравственности.

СВОБО́ДА ВО́ЛИ, категория, обозначающая философско-этическую проблему — самоопределяем или детерминирован человек в своих действиях, т. е. вопрос об обусловленности человеческой воли.
СВОБО́ДА ВО́ЛИ (лат. arbitrium, liberum arbitrium), понятие европейской моральной философии, окончательно оформившееся у И. Канта в значении способности индивида к моральному самоопределению.

Cущность нравственной свободы

Нравственное поведение -- это всегда выбор, это творчество. Но последнее невозможно без свободы. Без свободы нет личности, нет нравственности. Свобода -- это центральный стержень, вокруг которого вращается человек, как-то заметил Гегель. Однако здесь встает непростой, как оказывается, вопрос: «А что из себя представляет свобода? Что значит быть свободным?». Для ответа на эти вопросы рассмотрим две крайности в понимании свободы.

С одной стороны -- фатализм, считающий, что все поступки, вся жизнь человека уже предопределены какими-то высшими силами. Подобные позиции характерны для ряда религиозных идеологов, для метафизических материалистов, считающих, что можно «просчитать» всю будущую жизнь, если хорошо знать исходные параметры Но можно ли при таком понимании говорить об ответственности человека за свои поступки? Ведь уже все заранее предрешено. Не приводит ли это к моральной пассивности, безразличию, размытости самого понимания добра и зла? Увы, ответы на все эти вопросы скорее утвердительные, нежели отрицательные. Таким образом, фатализм вряд ли может стать идейной основой для нравственного поведения.

С другой стороны -- волюнтаризм, полагающий, что воля человека должна быть ничем не ограничена. Человек действует по своему капризу, сам выбирает свою мораль, сам творит свою сущность. Можно сказать, человек уподобляется Богу. Но в этом случае очень легко ущемить интересы других личностей, проигнорировать высшие моральные ценности.

Где же истина? Вероятно, она где-то в середине. Свою свободу индивид может реализовывать в определенных границах, рамках, которые заданы внешними обстоятельствами (природными, социальными, культурными), возможностями данного конкретного человека.

Но что же из себя представляет свобода? Возможность выбора между добром и злом. Именно так трактуют многие философы. Но подобная трактовка отдает известным формализмом. Можно ли считать по-настоящему свободным человека, который «свободно» выбирает ложь, насилие, измену, т.е. то, что противоречит самой сущности человека, его высокому назначению? В природе человека есть, конечно, и светлое, и темное, низменное. Но именно в добром, светлом человек реализует свою сущность, свою свободу. В противном случае он превращается в дикого зверя, в низшее существо. Если перейти на религиозные термины, то только в стремлении к Богу, а не к сатане человек утверждает свою нравственную свободу, свою сущность. В этом же плане Вл. Соловьев понимал внутреннюю свободу как «добровольное предпочтение добра злу», видя в этом важное условие нравственного совершенствования. Добро, по мнению русского философа, «определяет выбор в свою пользу всею бесконечностью своего положительного содержания и бытия». При выборе же зла «нет никакого определяющего основания, никакой необходимости, и следовательно, бесконечный произвол». Словом, нравственную свободу нельзя понимать чисто формально, как ничем не ограниченный выбор, как совершенный произвол, который может привести к чему угодно.

Нравственная свобода состоит не в выборе между добром и злом. Нравственную свободу однозначно детерминирует добро. Сам же выбор состоит в выявлении наиболее оптимальных способов утверждения добра в конкретной ситуации, ибо добро существует не в чистом виде, а через многообразие человеческих поступков. В одном случае -- в элементарном совете, в другом -- в материальной помощи, в третьем -- в сострадании и сочувствии и т.д. Человек действительно свободен в конкретном проявлении добра. В злых же поступках индивид искажает свою сущность или, говоря религиозным языком, свой божественный первообраз.

Таким образом:

1)Основой нравственного поведения считается поступок.

2)Нравственное поведение невозможно без нравственной свободы. Нравственная свобода состоит в выявлении наиболее оптимальных способов утверждения добра в конкретной ситуации, ибо добро существует не в чистом виде, а через многообразие человеческих поступков.

3)Конкретному человеку в его повседневной жизни, в самых различных, порой конфликтных ситуациях, необходимы не абстрактные, отвлеченные представления, а конкретный пример поведения, пример для подражания, наглядный ориентир для действия. В самом обобщенном виде такой наглядный пример и выражается в нравственном идеале, который, можно сказать, представляет собой конкретизацию для данных исторических, культурных, социальных условий представлений о добре и зле, справедливости, долге, счастье, смысле жизни, других понятий морали.

4)Нравственное воспитание представляет собой процесс многогранный, многоуровневый. Он состоит в целенаправленном воздействии на разум, чувства, волю человека с целью выработки у него определенных представлений, переживаний и отношений к различным явлениям действительности, а также соответствующих навыков поведения.

5)Задача нравственного воспитания состоит не только в простом нравственном просвещении, но и в формировании навыков, умений реализовывать нравственные ценности в самых разнообразных житейских ситуациях, в выработке нравственного творчества, а также стремления к нравственному совершенствованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: