СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ КАК СИСТЕМА
П л а н
1. Особенности лексической системы языка. Принципы классификации лексики.
2. Семантические отношения в лексической системе.
3. Синонимия.
4. Антонимия.
5. Семантические поля, ЛСГ, тематические группы.
Литература
1. Конспект лекции.
2. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1987. – с.177-184.
3. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. – Статьи «Антонимия», «Антонимы», «Синонимия», «Синонимы», «Гипонимия», «Эвфимизмы».
4. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1996. – с.96-107.
Дополнительная литература
1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синомические средства языка. М., 1974.
2. Варпахович Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах. Минск, 2003.
3. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001.
4. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2005.
5. Иванова В.А. Антонимия в системе языка. Киш., 1982.
6. Попова З.Д., Стернин И.А. Лексическая система языка. Воронеж, 1984.
7. Русский язык. Энциклопедия. М., 1979.
8. Фомина М.Э. Современный русский язык: Лексикология. М., 1983.
|
|
9. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984.
Задания
1. Изучите предложенную литературу. Зафиксируйте необходимую информацию (с помощью тезисов/конспекта/плана/выписок) в соответствии с планом семинарского занятия.
2. Сделайте глоссарий терминов (см. Приложение).
3. Выполните следующие задания.
3.1. С.И. Калабина. Практикум…
Задания 1, 2, 5, 6, 14 (с.84-85,90).
3.2. Как группируются слова: бездельничать, большой, веселый, говорить, добрый, жарко, злой, кислый, маленький, молчать, мягкий, плакать, поздно, покупать, продавать, работать, рано, скучный, сладкий, смеяться, твердый, холодно? В каких семантических отношениях они находятся?
3.3. Как соотносятся между собой значения глагола выводить в следующих предложениях?
1) Тараканов чтоб не было! Надо их вывести!
2) Они пытаются вывести новый сорт озимой пшеницы.
По аналогии составьте предложения со словами просматривать,прослушать.
3.4. Какие типы синонимов представлены: жадный-ненасытный, лоб-
чело, сказать-молвить, ясно-четко?
3.5. Распределите синонимы на абсолютные, семантические,
стилистические и семантико-стилистические.
идти-плестись, украсть-спереть, везде-всюду, книга-фолиант, жара-зной, спешить-торопиться, малыш-карапуз.
3.6. Найдите доминанту синонимического ряда: увлечься, влюбиться, влопаться, полюбить, врезаться, втюриться. Обоснуйте ваш ответ.
3.7. Составьте несколько субстантивных словосочетаний с определением-прилагательным мягкий в разных его значениях и к каждому из них подберите антонимы.
3.8. Классифицируйте следующие пары слов на собственно антонимы и конверсивы: пугать-бояться, предшественник-последователь, легкий-тяжелый, далеко-близко, старше-моложе.
|
|
3.9. Найдите в тексте все слова, участвующие в отношениях синонимии, антонимии, гипонимии и метонимии (отношение части и целого). Установите соответствующие пары, тройки и т.д. слов:
У нас в квартире много животных. В моей комнате живут две собаки: овчарка и пудель. На кухне спит кошка Муська. Она так смешно вылизывает свой хвост. А в столовой в клетке сидят два попугая. Других птиц у нас нет. В ванне спит крокодил. Еще я хотел бы приобрести какого-нибудь хищника: тигра или льва, но родители не разрешили.
3.10. Из перечисленных ниже слов составьте группировки и назовите эти группировки. Пополните каждую из них:
плечо, ходить, лужа, ехать, нога, почва, звезда, земля, вода, носить, кино, бегать, флаг, брести, река, новый, лазить, горячий, голова, луна, озеро, носиться, поезд, театр, ползать, возить, чесать, шапка.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные особенности лексической системы.
2. Какими отношениями объединены слова в лексической системе?
3. Что такое синонимы? Какой член синонимического ряда называется доминантой?
4. Как классифицируются синонимы?
5. Какие слова называются антонимами? Как их можно классифицировать?
6. Что такое гипонимы и гиперонимы?
7. В чем заключается различие между ЛСГ и тематической группой?
8. Какова структура семантических полей? Как они связаны друг с другом в лексической системе?