До этого момента мы не рассматривали никаких публичных диагностических конструктов для клинического применения. Это еще предстоит сделать в одной из последующих глав. Однако прежде мы хотели бы более широко обсудить вопрос об опыте и личных способах его структурирования. Кроме того, мы намерены проиллюстрировать то, каким образом человек может оправиться от своего опыта и выздороветь, как это бывает, например, в психотерапии. Диагностические конструкты, которые мы собираемся предложить, необходимым образом предполагают связь с таким выздоровлением.
До сих пор наш подход к личным конструктам был почти что феноменологическим или дескриптивным. Несмотря на это, наша теоретическая позиция не является строго феноменологической, ибо мы признаем, что личные конструкты, сокрытые во глубине души, нельзя превратить в предмет общественного потребления. Все, что мы пытаемся сделать, так это поднять наши данные, полученные от конкретного человека, на относительно высокий уровень абстракции. Это немного напоминает утверждение, что мы конкретно рассматриваем индивидуума, а не обсуждаем абстрактно его конкретные результаты. Бихевиористы, к примеру, поступали иначе: создавали сложные абстракции общего пользования из мелких реакций частного характера.
|
|
Фактически, мы наблюдаем поведение индивидуума в разных ситуациях, пользуясь, по возможности, наименее общими мерами описания. Затем, продолжая дескриптивно рассматривать этого человека, мы экспериментально выявляем его личные абстракции наблюдавшегося нами поведения - его личные конструкты. В тот момент эти абстракции не обязательно вербализуются и вовсе не должны немедленно воплощаться им в слова всем или только ему понятного языка. Его абстракции собственного поведения могут структурироваться или истолковываться им исключительно в виде антиципируемых непрерывных последовательностей и циклов. И все же это абстракции, ибо они выделены и замкнуты. Кроме того, в том, как человек размышляет о них, обнаруживается различение симупьтанного сходства и отличия, свойственное конструктам.
Итак, психолог, придерживающийся теории личных конструктов, выявляет принадлежащие конкретному человеку абстракции его собственного поведения по мере того, как он вербализует или упорядочивает их каким-то иным способом. Но такой психолог с самого начала рассматривает их предельно конкретно, - с его точки зрения, разумеется. Он начинает с того, что берет все видимое и слышимое им по номиналу. Даже то, что ему удается увидеть и услышать в отношении конструктов своего испытуемого, он принимает по номинальной стоимости. В психотерапии это обычно называется «принятием» клиента. У Салливана это называлось бы «усвоением языка пациента». Наш термин, который будет конкретизирован позднее, - доверчивое отношение (credulous attitude).
|
|
Однако наш психолог - тоже человек, и потому его психологические процессы подчиняются его собственным личным конструктам. Да и другие психологи тоже люди, причем разные. Если мы хотим добиться общего понимания клиента, должна быть достигнута общность способа его истолкования. Если имеет место конструктивный сложный процесс, включающий клиента, например, терапия, - человек, собирающийся играть роль терапевта, должен категоризовать конструкты своего подопечного, а не просто интерпретировать его открытое поведение. Все это означает, что мы не можем считать психологию личных конструктов феноменологической теорией, если таковая подразумевает игнорирование личного истолкования психолога, проводящего наблюдение.
Разделяющий наш подход психолог пытается, прежде всего, точно описать высшие уровни абстракции в системе его испытуемого на самых низших, по возможности, уровнях абстракции в своей собственной системе. Именно это мы и имели в виду, когда говорили, что данные должны быть подняты на относительно высокий уровень абстракции. Мы указывали на высокий уровень абстракции в системе испытуемого. Разумеется, это не следовало понимать так, будто эти данные должны рассматриваться как абстракции в той системе, где ими оперирует психолог. Данные, рассматриваемые психологом как таковые, являются относительно конкретными элементами, ожидающими толкования.