№
| Орфограмма
! Нумерация с пропусками
| Как исправить ошибку?
|
| БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ
В КОРНЕ СЛОВА
| ПРОВЕРЯЕМАЯ гласная!
! Проверяем ударением!
$ Записываем слово верно.
$ Приписываем 2 – 3 проверочных слова.
$ Во всех словах выделяем корень и ставим ударение.
Образец: дрИмать, дре мать, дрём а, дрем лет.
НЕПРОВЕРЯЕМАЯ гласная! (словарное слово)
$ Записываем слово верно.
$ Приписываем 2 – 3 однокоренных слова.
$ Во всех словах выделяем корень и ставим ударение.
Образец: мАлочный, молоч ный, молок о, молоч ко, молоч ница.
|
| БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ
В ПРИСТАВКЕ
| ! Единообразное написание приставок!
$ Записываем слово верно.
$ Определяем значение приставки или указываем правило написания данной приставки.
$ Приписываем 2 - 3 слова с т / ж приставкой.
$ Во всех словах выделяем корень и приставку, ставим ударение.
Образец: прЕлетел, прилетел (при – приближение), при шёл, при бежал, при землился.
Образец: прАснулся, про снулся, про пел, про шёл, про нёс.
|
| БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ
В СУФФИКСЕ
| ! Единообразное написание суффиксов!
$ Записываем слово верно.
$ Определяем значение суффикса или указываем правило написания данного суффикса.
$ Приписываем 2 - 3 слова с т / ж суффиксом.
$ Во всех словах выделяем корень и суффикс, ставим ударение.
Образец: малИнький, маленький, (еньк – уменьшительно-ласкательный), добр еньк ий, умн еньк ий, Маш еньк а.
|
| БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ
В ОКОНЧАНИИ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
| ! Окончания сущ-ых зависят от их числа, склонения и падежа!
$ Записываем слово (словосочетание) с верным окончанием сущ-го + вопрос.
$ Выделяем корень и окончание, ставим ударение.
$ Определяем число, род, склонение, падеж сущ-го.
Образец: Ехали в машинИ, ехали (в чём?) в машин е, сущ., ед. ч, ж. р, 1 скл, П. п.
|
| БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ
В ОКОНЧАНИИ
ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
| ! Окончание прилаг-го (число, род, падеж) зависит от формы сущ-го!
$ Записываем словосочетание с верным окончанием прилаг-го + вопрос.
$ Выделяем корень и окончание, ставим ударение.
$ Определяем форму сущ-го, по нему - форму прилаг-го.
Образец: Нет правильноВА ответа, ответа (какого?) правильн ого, (прил. ед.ч. м. р. Р. п.)
|
| БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ
В ОКОНЧАНИИ ГЛАГОЛА
| ! Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени зависят от спряжения!
$ Записываем словосочетание с верным окончанием глагола + вопрос.
$ Выделяем корень и окончание, ставим ударение.
$ Определяем форму глагола по алгоритму.
Образец: Мы клеЕм обои. Мы (что делаем?) кле им; кле ить, II спр.,
наст. вр., 1 лицо, мн. ч.
|
| СОМНИТЕЛЬНАЯ СОГЛАСНАЯ
В КОРНЕ СЛОВА
| ПАРНАЯ ПРОВЕРЯЕМАЯ согласная.
! Проверяем СИЛЬНОЙ позицией (в сочетании с гласным или сонорным согласным)!
$ Записываем слово верно.
$ Приписываем 2 – 3 проверочных слова.
$ Во всех словах выделяем корень.
Образец: гиПкий, гиб кий, гиб ок, с гиб ать.
НЕПРОИЗНОСИМАЯ ПРОВЕРЯЕМАЯ согласная или «ложное» сочетание.
! Проверяем СИЛЬНОЙ позицией (в сочетании с гласным или сонорным согласным)!
$ Записываем слово верно.
$ Записываем 1 - 2 проверочных слова.
$ Во всех словах выделяем корень, подчёркиваем согласную или сочетание.
Образец: прелеСНый, прелест ный, прелест и.
Образец: ужасТный, ужас ный, ужас ен, ужас ы.
НЕПРОВЕРЯЕМАЯ парная или непроизносимая согласная
(словарное слово).
$ Записываем слово верно.
$ Приписываем 2 – 3 однокоренных слова.
$ Во всех словах выделяем корень.
Образец: леСНица, лест ница, лест ничный, лест ничка.
Образец: воГзал, вокзал,вокзал ьное, вокзал ьчик.
|
| СОМНИТЕЛЬНАЯ СОГЛАСНАЯ
В ПРИСТАВКЕ
| ! Единообразное написание приставок!
$ Записываем слово с верной приставкой.
$ Определяем её значение или указываем правило написания данной приставки.
$ Приписываем 2 - 3 слова с т / ж приставкой.
$ Во всех словах выделяем приставку.
Образец: Збежались, с бежались, (приставки З нет), с летелись, с несли, с говорились.
Образец: раСбег, раз бег (б - звонкий согласный), рас сказ, раз говор, рас крутить.
|
| СОМНИТЕЛЬНАЯ СОГЛАСНАЯ
В СУФФИКСЕ
| ! Единообразное написание суффиксов!
$ Записываем слово с верным суффиксом.
$ Определяем его значение или указываем правило написания данного суффикса.
$ Приписываем 2 - 3 слова с т / ж суффиксом, выделяем суффикс.
$ Во всех словах выделяем суффикс.
Образец: домиЖко, дом ишк о, волч ишк о, пальт ишк о.
|
| УДВОЕННАЯ СОГЛАСНАЯ
| ! Определяем МЕСТО удвоенной согласной в слове:
корень, стык приставки и корня, стык корня и суффикса!
$ Записываем слово верно.
$ Приписываем 2 – 3 слова из этой группы, выделяем морфемы.
Образец: руСкий, рус ск ий (стык корня и суффикса), осен н ий, весен н ий, бездон н ый.
Образец: поДержка, под держка (стык приставки и корня), рас сказ, с сора.
Образец: ваНа, ва нн а (слов. слово), анте нн а, гру пп а, Ро сс ия.
|
| ИМЯ СОБСТВЕННОЕ
| ! Имена собственные пишутся с заглавной буквы!
$ Записываем слово верно.
$ Приписываем 2 – 3 слова из этой группы (название страны, города, др. населённого пункта, имя, фамилия, отчество, кличка, географическое название и т. д.)
Образец: анапа, А напа (название города), П ермь, М осква, К унгур.
|
| Сочетания:
ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
| $ Записываем слово верно.
$ Приписываем 2 – 3 слова из этой группы, подчёркиваем сочетание.
Образец: чЯща, ча ща, ча йник, ча сто, ча сы.
|
| Сочетания:
ЧК, ЧН, НЧ, РЩ, НЩ, ЩН, СТ, НТ
| $ Записываем слово верно.
$ Приписываем 2 – 3 слова из этой группы, подчёркиваем сочетание.
Образец: ночЬник, но чн ик, двое чн ик, було чн ая, моло чн ый.
|
| Глагольные сочетания:
ТСЯ и ТЬСЯ
| ! ТЬСЯ - инфинитив
! ТСЯ - форма 2 или 3 лица настоящего или будущего времени
$ Определяем форму глагола (по вопросу)
$ Записываем слово верно, выделяем личное окончание и постфикс СЯ или формообразующий суффикс ТЬ и постфикс СЯ.
Образец: Дети купаюТЬСЯ в бассейне. Дети (что делают?) купа ют ся (3 л, мн.ч, наст. вр.).
Образец: Надо умываТСЯ. Надо (что делать?) умыва ться. (инф)
|
| Буквы И – Ы
после Ц
в корне слова,
в окончании сущ., прил., в суффиксах прил.
| ! Цыган на Цыпочках сказал Цыплёнку: «ЦЫЦ!»!
В остальных случаях в корне – И.
$ Записываем слово верно, выделяем корень или суффикс, или окончание.
$ Приписываем 2 – 3 слова из этой группы, выделяем морфему.
Образец: огурцИ, огурц ы, молодц ы, лестниц ы.
Образец: куцИй, куц ый, бледнолиц ый.
Образец: птицИн, птиц ын, куриц ын, лисиц ын.
Образец: цЫфра, цифр а, цирк, цирк уль, цитат а.
Образец: акацЫя, ака ция, мили ция, ра ция.
|
| Буквы О - Ё
после шипящих
в корне слова
| $ Записываем слово верно, выделяем корень.
$ Приписываем 2 – 3 однокоренных слова с буквой Е (если в корне Ё) или
с буквой О (если О сохраняется в однокоренных словах).
Образец: шОпот, шёп от, шепт ать, шеп оток.
Образец: шЁрты, шорт ы, шорт ики.
|
| Буквы О – Ё после шипящих и Ц
в окончаниях сущ., прил.,
в суффиксах сущ., прил., наречий
| ! Под ударением О, без ударения Е.
$ Записываем слово верно, ставим ударение, выделяем суффикс или окончание.
$ Приписываем 2 – 3 слова из этой группы.
Образец: снежЁк, снеж ок, сапож ок, пятач ок.
Образец: медвежЁнок, медвеж онок, зайч онок, мыш онок, волч онок.
Образец: жильцЁв, жильц ов, овц ой, молодц ом.
Образец: горячЁ, горяч о, свеж о, хорош о. (искл. ЕЩЁ)
|
| Ь
КАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ
| $ Записываем слово верно.
$ Приписываем 2 – 3 слова на это правило.
Образец: коЛЦо, ко льц о, со ль, морко вь, сел ьдь.
|
| Ь
ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
Ж, Ш, Ч, Щ
КАК ПРИЗНАК
ЧАСТИ РЕЧИ
| ! Сущ-ые 3 скл., наречия, глаголы 2 лица ед. ч. в настоящем и будущем времени, на конце частиц ЛИШЬ, ВИШЬ, БИШЬ!
$ Записываем слово верно.
$ Определяем часть речи.
$ Приписываем 2 – 3 слова такой же части речи, подчёркиваем сочетание.
Образец: БроШ, бро шь (сущ. 3 скл.), мы шь, ро жь, помо щь.
Образец: плачЬ, пла ч (сущ. 2 скл.), пла щ, ме ч, хво щ.
Образец: МогучЬ, могу ч (краткое прил), колю ч, шипу ч.
Образец: НевмоЧ, невмо чь (наречие), навзни чь, наотма шь.
Образец: ГоворИШ, говор ишь (глагол 2 лица, ед. ч, наст. вр), пиш ешь, рису ешь, уч ишь.
|
| Наличие и отсутствие
Ь
у числительных
| $ Записываем слово верно.
$ Приписываем 2 – 3 подобных числительных.
Образец: пятдесят, пя ть десят, шес ть десят, се мь десят.
Образец: пятЬнадцать, пя тн адцать, шес тн адцать, се мн адцать.
|
| РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ
Ь и Ъ
| ! Пишутся между согласной и гласной (йотированной)!
Ь - в корне, Ъ - между приставкой и корнем
$ Определяем необходимость знака, его вид, его место.
$ Записываем слово верно.
$ Приписываем 2 – 3 слова из этой группы, выделяем корень, приставку.
Образец: СолоВИ, соло вьи, мура вьи, льё т, пьё т.
Образец: ПоДЕзд, по дъе зд, съё мка, ра зъе л, въе хал.
Образец: СЪЭкономил, сэ кономил (знак не нужен), о ту тюжил.
|
| Соединительные буквы О – Е
в сложных словах
| $ Записываем слово верно.
$ Приписываем 2 – 3 слова из этой группы, выделяем корни, подчёркиваем соединительную гласную.
Образец: парАход, пар о ход, сам о лёт, вод о воз, фот о мир.
Образец: пешИход, земл е мер, каш е вар.
|
| Раздельное написание слов
с предлогами
| $ Записываем слово верно.
$ Доказываем, что это предлог!
$ Приписываем 2 – 3 слова с таким же предлогом.
Образец: вшколе, вшколе, внашей школе, влесу, вдоме, в машине.
|
| Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами различных частей речи
| $ Записываем слово верно.
$ Определяем часть речи, доказываем выбор.
$ Проверяем по правилу в Теории.
Образец: незахотел (глагол), незахотел, не стал, неговорю.
Образец: не забудка (сущ., без НЕ не употребляется), не забудка, не знакомка, не ряха.
Образец: не вежливый (прил., нет противопоставления), не красивый, не умный, не добрый.
|
| Ошибка при ПЕРЕНОСЕ слова
| ! Переносим по слогам!
$ Записываем слово, верно разделив его чёрточками для переноса.
$ Записываем ВСЕ возможные варианта переноса ДАННОГО слова.
Образец: пер-еговоры, пе-реговоры, пере-говоры, перего-воры, перегово-ры.
Образец: я-блоко, яб-локо, ябло-ко.
Образец: кол-ьцо, коль-цо.
|