Сокращенный вариант, без № для 5-6 классов
| № | Орфограмма ! Нумерация с пропусками | Как исправить ошибку? |
| БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА | ПРОВЕРЯЕМАЯ гласная! ! Проверяем ударением! $ Записываем слово верно. $ Приписываем 2 – 3 проверочных слова. $ Во всех словах выделяем корень и ставим ударение. Образец: дрИмать, дре мать, дрём а, дрем лет. НЕПРОВЕРЯЕМАЯ гласная! (словарное слово) $ Записываем слово верно. $ Приписываем 2 – 3 однокоренных слова. $ Во всех словах выделяем корень и ставим ударение. Образец: мАлочный, молоч ный, молок о, молоч ко, молоч ница. | |
| БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В ПРИСТАВКЕ | ! Единообразное написание приставок! $ Записываем слово верно. $ Определяем значение приставки или указываем правило написания данной приставки. $ Приписываем 2 - 3 слова с т / ж приставкой. $ Во всех словах выделяем корень и приставку, ставим ударение. Образец: прЕлетел, прилетел (при – приближение), при шёл, при бежал, при землился. Образец: прАснулся, про снулся, про пел, про шёл, про нёс. | |
| БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В СУФФИКСЕ | ! Единообразное написание суффиксов! $ Записываем слово верно. $ Определяем значение суффикса или указываем правило написания данного суффикса. $ Приписываем 2 - 3 слова с т / ж суффиксом. $ Во всех словах выделяем корень и суффикс, ставим ударение. Образец: малИнький, маленький, (еньк – уменьшительно-ласкательный), добр еньк ий, умн еньк ий, Маш еньк а. | |
| БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В ОКОНЧАНИИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО | ! Окончания сущ-ых зависят от их числа, склонения и падежа! $ Записываем слово (словосочетание) с верным окончанием сущ-го + вопрос. $ Выделяем корень и окончание, ставим ударение. $ Определяем число, род, склонение, падеж сущ-го. Образец: Ехали в машинИ, ехали (в чём?) в машин е, сущ., ед. ч, ж. р, 1 скл, П. п. | |
| БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В ОКОНЧАНИИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО | ! Окончание прилаг-го (число, род, падеж) зависит от формы сущ-го! $ Записываем словосочетание с верным окончанием прилаг-го + вопрос. $ Выделяем корень и окончание, ставим ударение. $ Определяем форму сущ-го, по нему - форму прилаг-го. Образец: Нет правильноВА ответа, ответа (какого?) правильн ого, (прил. ед.ч. м. р. Р. п.) | |
| БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В ОКОНЧАНИИ ГЛАГОЛА | ! Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени зависят от спряжения! $ Записываем словосочетание с верным окончанием глагола + вопрос. $ Выделяем корень и окончание, ставим ударение. $ Определяем форму глагола по алгоритму. Образец: Мы клеЕм обои. Мы (что делаем?) кле им; кле ить, II спр., наст. вр., 1 лицо, мн. ч. | |
| СОМНИТЕЛЬНАЯ СОГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА | ПАРНАЯ ПРОВЕРЯЕМАЯ согласная. ! Проверяем СИЛЬНОЙ позицией (в сочетании с гласным или сонорным согласным)! $ Записываем слово верно. $ Приписываем 2 – 3 проверочных слова. $ Во всех словах выделяем корень. Образец: гиПкий, гиб кий, гиб ок, с гиб ать. НЕПРОИЗНОСИМАЯ ПРОВЕРЯЕМАЯ согласная или «ложное» сочетание. ! Проверяем СИЛЬНОЙ позицией (в сочетании с гласным или сонорным согласным)! $ Записываем слово верно. $ Записываем 1 - 2 проверочных слова. $ Во всех словах выделяем корень, подчёркиваем согласную или сочетание. Образец: прелеСНый, прелест ный, прелест и. Образец: ужасТный, ужас ный, ужас ен, ужас ы. НЕПРОВЕРЯЕМАЯ парная или непроизносимая согласная (словарное слово). $ Записываем слово верно. $ Приписываем 2 – 3 однокоренных слова. $ Во всех словах выделяем корень. Образец: леСНица, лест ница, лест ничный, лест ничка. Образец: воГзал, вокзал,вокзал ьное, вокзал ьчик. | |
| СОМНИТЕЛЬНАЯ СОГЛАСНАЯ В ПРИСТАВКЕ | ! Единообразное написание приставок! $ Записываем слово с верной приставкой. $ Определяем её значение или указываем правило написания данной приставки. $ Приписываем 2 - 3 слова с т / ж приставкой. $ Во всех словах выделяем приставку. Образец: Збежались, с бежались, (приставки З нет), с летелись, с несли, с говорились. Образец: раСбег, раз бег (б - звонкий согласный), рас сказ, раз говор, рас крутить. | |
| СОМНИТЕЛЬНАЯ СОГЛАСНАЯ В СУФФИКСЕ | ! Единообразное написание суффиксов! $ Записываем слово с верным суффиксом. $ Определяем его значение или указываем правило написания данного суффикса. $ Приписываем 2 - 3 слова с т / ж суффиксом, выделяем суффикс. $ Во всех словах выделяем суффикс. Образец: домиЖко, дом ишк о, волч ишк о, пальт ишк о. | |
| УДВОЕННАЯ СОГЛАСНАЯ | ! Определяем МЕСТО удвоенной согласной в слове: корень, стык приставки и корня, стык корня и суффикса! $ Записываем слово верно. $ Приписываем 2 – 3 слова из этой группы, выделяем морфемы. Образец: руСкий, рус ск ий (стык корня и суффикса), осен н ий, весен н ий, бездон н ый. Образец: поДержка, под держка (стык приставки и корня), рас сказ, с сора. Образец: ваНа, ва нн а (слов. слово), анте нн а, гру пп а, Ро сс ия. | |
| ИМЯ СОБСТВЕННОЕ | ! Имена собственные пишутся с заглавной буквы! $ Записываем слово верно. $ Приписываем 2 – 3 слова из этой группы (название страны, города, др. населённого пункта, имя, фамилия, отчество, кличка, географическое название и т. д.) Образец: анапа, А напа (название города), П ермь, М осква, К унгур. | |
| Сочетания: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | $ Записываем слово верно. $ Приписываем 2 – 3 слова из этой группы, подчёркиваем сочетание. Образец: чЯща, ча ща, ча йник, ча сто, ча сы. | |
| Сочетания: ЧК, ЧН, НЧ, РЩ, НЩ, ЩН, СТ, НТ | $ Записываем слово верно. $ Приписываем 2 – 3 слова из этой группы, подчёркиваем сочетание. Образец: ночЬник, но чн ик, двое чн ик, було чн ая, моло чн ый. | |
| Глагольные сочетания: ТСЯ и ТЬСЯ | ! ТЬСЯ - инфинитив ! ТСЯ - форма 2 или 3 лица настоящего или будущего времени $ Определяем форму глагола (по вопросу) $ Записываем слово верно, выделяем личное окончание и постфикс СЯ или формообразующий суффикс ТЬ и постфикс СЯ. Образец: Дети купаюТЬСЯ в бассейне. Дети (что делают?) купа ют ся (3 л, мн.ч, наст. вр.). Образец: Надо умываТСЯ. Надо (что делать?) умыва ться. (инф) | |
| Буквы И – Ы после Ц в корне слова, в окончании сущ., прил., в суффиксах прил. | ! Цыган на Цыпочках сказал Цыплёнку: «ЦЫЦ!»! В остальных случаях в корне – И. $ Записываем слово верно, выделяем корень или суффикс, или окончание. $ Приписываем 2 – 3 слова из этой группы, выделяем морфему. Образец: огурцИ, огурц ы, молодц ы, лестниц ы. Образец: куцИй, куц ый, бледнолиц ый. Образец: птицИн, птиц ын, куриц ын, лисиц ын. Образец: цЫфра, цифр а, цирк, цирк уль, цитат а. Образец: акацЫя, ака ция, мили ция, ра ция. | |
| Буквы О - Ё после шипящих в корне слова | $ Записываем слово верно, выделяем корень. $ Приписываем 2 – 3 однокоренных слова с буквой Е (если в корне Ё) или с буквой О (если О сохраняется в однокоренных словах). Образец: шОпот, шёп от, шепт ать, шеп оток. Образец: шЁрты, шорт ы, шорт ики. | |
| Буквы О – Ё после шипящих и Ц в окончаниях сущ., прил., в суффиксах сущ., прил., наречий | ! Под ударением О, без ударения Е. $ Записываем слово верно, ставим ударение, выделяем суффикс или окончание. $ Приписываем 2 – 3 слова из этой группы. Образец: снежЁк, снеж ок, сапож ок, пятач ок. Образец: медвежЁнок, медвеж онок, зайч онок, мыш онок, волч онок. Образец: жильцЁв, жильц ов, овц ой, молодц ом. Образец: горячЁ, горяч о, свеж о, хорош о. (искл. ЕЩЁ) | |
| Ь КАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ | $ Записываем слово верно. $ Приписываем 2 – 3 слова на это правило. Образец: коЛЦо, ко льц о, со ль, морко вь, сел ьдь. | |
| Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ Ж, Ш, Ч, Щ КАК ПРИЗНАК ЧАСТИ РЕЧИ | ! Сущ-ые 3 скл., наречия, глаголы 2 лица ед. ч. в настоящем и будущем времени, на конце частиц ЛИШЬ, ВИШЬ, БИШЬ! $ Записываем слово верно. $ Определяем часть речи. $ Приписываем 2 – 3 слова такой же части речи, подчёркиваем сочетание. Образец: БроШ, бро шь (сущ. 3 скл.), мы шь, ро жь, помо щь. Образец: плачЬ, пла ч (сущ. 2 скл.), пла щ, ме ч, хво щ. Образец: МогучЬ, могу ч (краткое прил), колю ч, шипу ч. Образец: НевмоЧ, невмо чь (наречие), навзни чь, наотма шь. Образец: ГоворИШ, говор ишь (глагол 2 лица, ед. ч, наст. вр), пиш ешь, рису ешь, уч ишь. | |
| Наличие и отсутствие Ь у числительных | $ Записываем слово верно. $ Приписываем 2 – 3 подобных числительных. Образец: пятдесят, пя ть десят, шес ть десят, се мь десят. Образец: пятЬнадцать, пя тн адцать, шес тн адцать, се мн адцать. | |
| РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ Ь и Ъ | ! Пишутся между согласной и гласной (йотированной)! Ь - в корне, Ъ - между приставкой и корнем $ Определяем необходимость знака, его вид, его место. $ Записываем слово верно. $ Приписываем 2 – 3 слова из этой группы, выделяем корень, приставку. Образец: СолоВИ, соло вьи, мура вьи, льё т, пьё т. Образец: ПоДЕзд, по дъе зд, съё мка, ра зъе л, въе хал. Образец: СЪЭкономил, сэ кономил (знак не нужен), о ту тюжил. | |
| Соединительные буквы О – Е в сложных словах | $ Записываем слово верно. $ Приписываем 2 – 3 слова из этой группы, выделяем корни, подчёркиваем соединительную гласную. Образец: парАход, пар о ход, сам о лёт, вод о воз, фот о мир. Образец: пешИход, земл е мер, каш е вар. | |
| Раздельное написание слов с предлогами | $ Записываем слово верно. $ Доказываем, что это предлог! $ Приписываем 2 – 3 слова с таким же предлогом. Образец: вшколе, вшколе, внашей школе, влесу, вдоме, в машине. | |
| Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами различных частей речи | $ Записываем слово верно. $ Определяем часть речи, доказываем выбор. $ Проверяем по правилу в Теории. Образец: незахотел (глагол), незахотел, не стал, неговорю. Образец: не забудка (сущ., без НЕ не употребляется), не забудка, не знакомка, не ряха. Образец: не вежливый (прил., нет противопоставления), не красивый, не умный, не добрый. | |
| Ошибка при ПЕРЕНОСЕ слова | ! Переносим по слогам! $ Записываем слово, верно разделив его чёрточками для переноса. $ Записываем ВСЕ возможные варианта переноса ДАННОГО слова. Образец: пер-еговоры, пе-реговоры, пере-говоры, перего-воры, перегово-ры. Образец: я-блоко, яб-локо, ябло-ко. Образец: кол-ьцо, коль-цо. |






