В. В. Елютина
РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ОТ ТРЕХ ДО ПЯТИ ЛЕТ.
РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ
«Чувству красоты музыки
Открывает перед ребенком
собственную красоту…»
В. Сухомлинский
Мироздание звуков управляется временем. Оно течет незыблемо и равномерно, его невозможно поторопить или придержать. Но в этом мироздании есть два оазиса, полных необыкновеннейших чудес, сказочных приключений, радостного чувства полета в бесконечном пространстве – это мир музыкальных звуков и возможность человека познавать этот мир.
Любое познание, а музыкальное, с его неуловимым течением, тем более, требует от человека не просто особых усилий и напряжений, но и длительного терпения, устойчивости в преодолении трудностей, встречающихся на каждом фантазийном взлете, повороте мысли и понимании того, что музыкальное познание не может свершиться за несколько дней, недель, лет. Это познание бесконечно и прекрасно и имеет свою формулу успеха, а здоровое напряжение ума, воли, чувств, мысли дают истинное ощущение радости, счастья. А маленькому ребенку дают не только счастье, равновесие, но и душевный комфорт. Жизнь ребенка почти всегда наполнена волшебным светом воображения, мечты, тайны мира. Мы не видим этого света, но нужно помнить, что он есть у ребенка и стараться не разрушить его …
|
|
В дружной семье искусств музыка занимает особое место. Язык музыки может быть единственный в мире язык, на котором человеческая душа может выразить самое тонкое, самое возвышенное, ничем, кроме музыки не выразимое. Музыка начинается там, где кончаются слова. Она не терпит в занятиях ею ничего скучного, пошлого, злого, некрасивого …
Психологический портрет ребенка
Многолетний опыт музыкального воспитания детей помог понять, что первые занятия следует проводить в самом раннем детской возрасте – в четыре - пять лет. В этот период ребенок вполне может начинать свое музыкальное образование. Надо только помнить, что мир звуков – это особая стихия, в которую погружать ребенка необходимо незаметно и радостно, а не вталкивать его насильно. Удобнее всего использовать игровой метод, держа малыша в заинтересованном состоянии, стараться околдовывать ребенка музыкой как интересной сказкой, не имеющей конца, будить его воображение всеми доступными нам и ему способами. Особенности развития детей в раннем возрасте дают возможность преподавателю проявить свои артистические способности как рассказчика, музыканта, так и художника, композитора, сочинителя музыкальных сказок с использованием музыкальных знаков, понятий и понемногу «вливать» в него необходимые знания, но ни в коем случае не перегружать слух ребенка насыщенным громкостью звуком и тяжелым артиллерийским ударом теории.
|
|
Импонирует главный принцип В. А. Сухомлинского: «…снять чувство страха с души ребенка, сделать его раскованным, свободным, вселить уверенность в свои силы, увидеть в нем полноценного, способного к творчеству серьезного человека». А когда впервые в пять - шесть лет для ребенка «заговорит» нотный текст, когда его окутает звук, многое станет интересным. Вот тогда ему будет легко задать «каверзный» вопрос учителю: «А почему?» И с этого времени начинается радость познания, жажда умственной деятельности, а это и определяет уровень развития ребенка.
Еще один ключ в работе с маленькими детьми – воспитание успехом, приятными чувствами, плюсовым уровнем комфорта. Детей необходимо хвалить за каждый, пусть даже самый маленький, успех: ребенок понял, что целая нота считается до четырех – похвалить, что точка над нотой играется коротко – похвалить…
Если педагогика зиждется на компромиссах - то слова «нет», «плохо», «неправильно» всегда неприятны, но и если все время «да» и «да» - это уже баловство. Здесь и должно проявиться искусство воспитания – поменьше прямых запретов, побольше убеждений, доказательств, отключений и переключающих ситуаций. Очень важно следить за тем, чтобы ребенок не потерял интерес к занятиям, не появилась скука, назойливость педагогического «Слушай внимательно!», «Не вертись!», «Что ты никак не поймешь?». Не следует придираться к мелочам, т.к. отрицательные чувства хуже работают на запоминание, на работоспособность, а при равнодушии и совсем не работают. Высокая активность, хорошие результаты бывают только при одновременном сочетании возбужденных чувств и сильных убедительных объяснений. Изучать новый материал и повторять пройденный на прошедших уроках необходимо на качественном эмоциональном, одухотворенном уровне, окутать ребенка теплом речевой интонации, вносить радость в общение с ним.
В чем прелесть обучения детей четырех - пяти лет? В этом возрасте дети не умеют писать, читать, ассоциировать увиденное в воображаемые картинки, а вот слушать звуки (вслушиваться в их длину, широту, высоту, метричность, окраску, яркость или бледность, подвижность или медлительность, контрастность и т.д.) могут. Воображение, мечты, творчество становятся доступными интеллекту ребенка приблизительно к пяти годам.
Длительное наблюдение психологов за детьми этого возраста определили три типа черт поведения в этом возрасте:
Первый тип – «исследователи» - проявляют очень активный интерес к предметам, окружающей среде, способны к длительному концентрированию внимания и значительному напряжению;
Второй тип – «лидеры» - очень активные, «вожаки», общительные, но не склонные к концентрации внимания;
Третий тип – «наблюдатели» - пассивные ребята, видимо слабого типа характера, таких «середняков» оказалось большинство.
Дети по своему рождению разные, обязательно в какой-то момент вступают в действие генетические ограничения. Трудно представить себе, что пассивного от рождения ребенка можно переделать в яркого лидера, а необщительного, замкнутого в «открытого». Малыш приходит в школу, наделенный такими же чертами жизнедеятельности, которые свойственны человеку, но наряду с этим природа стремиться к разнообразию, оригинальности, например: черты лица, особенности фигуры, тембр голоса, форма рук. Все эти врожденные особенности отличают одного ребенка от другого.
Разум, интеллект – разнообразная и сложная среда в развитии ребенка, имеющая большую продолжительность во времени. Большая удача для преподавателя, если разумность, интеллектуальность появилась у ребенка в результате творческой работы, обучения. Но и здесь таятся препятствия, ведь обучение – это не просто заполнение ячеек памяти. В нем должны присутствовать чувства, эмоциональность, деятельность ребенка. Подтолкнуть маленького ученика самому с удовольствием участвовать в своем обучении, тогда его воспитание, образование будет строиться на его собственной активности – это трудная задача для учителя. Развитие интеллекта является главным условием формирования личности ребенка …
|
|
Основы интеллекта закладываются в первые годы. В четырехлетнем возрасте есть уже половина интеллекта семнадцатилетнего человека, к шести годам – 2/3. Темпы дальнейшего нарастания интеллекта определяются его исходным уровнем перед школой. Если он низок – усилия учителей будут недостаточно эффективными. Рост интеллекта напрямую зависит от затраченного времени на общение и развитие ребенка и от возраста.
Известно, что не только интеллект, но и характер складывается к пяти годам. Малыш уже в три года имеет чувство собственного достоинства и стремится в чем-то быть лучше. До пяти лет человек усваивает 90% всей информации об окружающем мире, на последующие годы остается лишь 10%. Все, что он видит и слышит, поражает его своей новизной и поэтому запоминается на всю жизнь. Вот почему так важно, чтобы эти первые впечатления были светлыми и радостными, а не тяжелыми и гнетущими душу. Душа ребенка открыта добру, у него ясное, незамутненное отношение к жизни и горячее стремление к тому, чтобы все было хорошо …