Психологический портрет ребенка

В. В. Елютина

РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ОТ ТРЕХ ДО ПЯТИ ЛЕТ.

РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ

«Чувству красоты музыки

Открывает перед ребенком

собственную красоту…»

В. Сухомлинский

Мироздание звуков управляется временем. Оно течет незыблемо и равномерно, его невозможно поторопить или придержать. Но в этом мироздании есть два оазиса, полных необыкновеннейших чудес, сказочных приключений, радостного чувства полета в бесконечном пространстве – это мир музыкальных звуков и возможность человека познавать этот мир.

Любое познание, а музыкальное, с его неуловимым течением, тем более, требует от человека не просто особых усилий и напряжений, но и длительного терпения, устойчивости в преодолении трудностей, встречающихся на каждом фантазийном взлете, повороте мысли и понимании того, что музыкальное познание не может свершиться за несколько дней, недель, лет. Это познание бесконечно и прекрасно и имеет свою формулу успеха, а здоровое напряжение ума, воли, чувств, мысли дают истинное ощущение радости, счастья. А маленькому ребенку дают не только счастье, равновесие, но и душевный комфорт. Жизнь ребенка почти всегда наполнена волшебным светом воображения, мечты, тайны мира. Мы не видим этого света, но нужно помнить, что он есть у ребенка и стараться не разрушить его

В дружной семье искусств музыка занимает особое место. Язык музыки может быть единственный в мире язык, на котором человеческая душа может выразить самое тонкое, самое возвышенное, ничем, кроме музыки не выразимое. Музыка начинается там, где кончаются слова. Она не терпит в занятиях ею ничего скучного, пошлого, злого, некрасивого

Психологический портрет ребенка

Многолетний опыт музыкального воспитания детей помог понять, что первые занятия следует проводить в самом раннем детской возрасте – в четыре - пять лет. В этот период ребенок вполне может начинать свое музыкальное образование. Надо только помнить, что мир звуков – это особая стихия, в которую погружать ребенка необходимо незаметно и радостно, а не вталкивать его насильно. Удобнее всего использовать игровой метод, держа малыша в заинтересованном состоянии, стараться околдовывать ребенка музыкой как интересной сказкой, не имеющей конца, будить его воображение всеми доступными нам и ему способами. Особенности развития детей в раннем возрасте дают возможность преподавателю проявить свои артистические способности как рассказчика, музыканта, так и художника, композитора, сочинителя музыкальных сказок с использованием музыкальных знаков, понятий и понемногу «вливать» в него необходимые знания, но ни в коем случае не перегружать слух ребенка насыщенным громкостью звуком и тяжелым артиллерийским ударом теории.

Импонирует главный принцип В. А. Сухомлинского: «…снять чувство страха с души ребенка, сделать его раскованным, свободным, вселить уверенность в свои силы, увидеть в нем полноценного, способного к творчеству серьезного человека». А когда впервые в пять - шесть лет для ребенка «заговорит» нотный текст, когда его окутает звук, многое станет интересным. Вот тогда ему будет легко задать «каверзный» вопрос учителю: «А почему?» И с этого времени начинается радость познания, жажда умственной деятельности, а это и определяет уровень развития ребенка.

Еще один ключ в работе с маленькими детьми – воспитание успехом, приятными чувствами, плюсовым уровнем комфорта. Детей необходимо хвалить за каждый, пусть даже самый маленький, успех: ребенок понял, что целая нота считается до четырех – похвалить, что точка над нотой играется коротко – похвалить…

Если педагогика зиждется на компромиссах - то слова «нет», «плохо», «неправильно» всегда неприятны, но и если все время «да» и «да» - это уже баловство. Здесь и должно проявиться искусство воспитания – поменьше прямых запретов, побольше убеждений, доказательств, отключений и переключающих ситуаций. Очень важно следить за тем, чтобы ребенок не потерял интерес к занятиям, не появилась скука, назойливость педагогического «Слушай внимательно!», «Не вертись!», «Что ты никак не поймешь?». Не следует придираться к мелочам, т.к. отрицательные чувства хуже работают на запоминание, на работоспособность, а при равнодушии и совсем не работают. Высокая активность, хорошие результаты бывают только при одновременном сочетании возбужденных чувств и сильных убедительных объяснений. Изучать новый материал и повторять пройденный на прошедших уроках необходимо на качественном эмоциональном, одухотворенном уровне, окутать ребенка теплом речевой интонации, вносить радость в общение с ним.

В чем прелесть обучения детей четырех - пяти лет? В этом возрасте дети не умеют писать, читать, ассоциировать увиденное в воображаемые картинки, а вот слушать звуки (вслушиваться в их длину, широту, высоту, метричность, окраску, яркость или бледность, подвижность или медлительность, контрастность и т.д.) могут. Воображение, мечты, творчество становятся доступными интеллекту ребенка приблизительно к пяти годам.

Длительное наблюдение психологов за детьми этого возраста определили три типа черт поведения в этом возрасте:

Первый тип – «исследователи» - проявляют очень активный интерес к предметам, окружающей среде, способны к длительному концентрированию внимания и значительному напряжению;

Второй тип – «лидеры» - очень активные, «вожаки», общительные, но не склонные к концентрации внимания;

Третий тип – «наблюдатели» - пассивные ребята, видимо слабого типа характера, таких «середняков» оказалось большинство.

Дети по своему рождению разные, обязательно в какой-то момент вступают в действие генетические ограничения. Трудно представить себе, что пассивного от рождения ребенка можно переделать в яркого лидера, а необщительного, замкнутого в «открытого». Малыш приходит в школу, наделенный такими же чертами жизнедеятельности, которые свойственны человеку, но наряду с этим природа стремиться к разнообразию, оригинальности, например: черты лица, особенности фигуры, тембр голоса, форма рук. Все эти врожденные особенности отличают одного ребенка от другого.

Разум, интеллект – разнообразная и сложная среда в развитии ребенка, имеющая большую продолжительность во времени. Большая удача для преподавателя, если разумность, интеллектуальность появилась у ребенка в результате творческой работы, обучения. Но и здесь таятся препятствия, ведь обучение – это не просто заполнение ячеек памяти. В нем должны присутствовать чувства, эмоциональность, деятельность ребенка. Подтолкнуть маленького ученика самому с удовольствием участвовать в своем обучении, тогда его воспитание, образование будет строиться на его собственной активности – это трудная задача для учителя. Развитие интеллекта является главным условием формирования личности ребенка

Основы интеллекта закладываются в первые годы. В четырехлетнем возрасте есть уже половина интеллекта семнадцатилетнего человека, к шести годам – 2/3. Темпы дальнейшего нарастания интеллекта определяются его исходным уровнем перед школой. Если он низок – усилия учителей будут недостаточно эффективными. Рост интеллекта напрямую зависит от затраченного времени на общение и развитие ребенка и от возраста.

Известно, что не только интеллект, но и характер складывается к пяти годам. Малыш уже в три года имеет чувство собственного достоинства и стремится в чем-то быть лучше. До пяти лет человек усваивает 90% всей информации об окружающем мире, на последующие годы остается лишь 10%. Все, что он видит и слышит, поражает его своей новизной и поэтому запоминается на всю жизнь. Вот почему так важно, чтобы эти первые впечатления были светлыми и радостными, а не тяжелыми и гнетущими душу. Душа ребенка открыта добру, у него ясное, незамутненное отношение к жизни и горячее стремление к тому, чтобы все было хорошо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: