У истоков творческой личности

В работе за фортепиано большое значение для ребенка четырех лет имеет осязание. Чем сильнее чувствительность кончиков пальцев, тем выше возможности его умственного развития, т.к. он многое еще не может понять только на основе рассуждения. Эта роль физического ощущения сохраняется и действует долгие годы.

В зависимости от строения игрового аппарата ребенка, его возможности, подвижности, цепкости и т.д., можно в течение определенного времени подбирать пьески, песенки в одной позиции, но по мере освоения ребенком материала, постепенно усложнять его, добиваясь более естественного положения рук на клавиатуре и равномерного развития пальцев. При этом не будут мешать упражнения в транспозиции выученных пьесок, попевок, мелодических кусочков, мотивов. У детей улучшается слух и восприятие абсолютной высоты звука, исчезает «боязнь» черных клавиш, происходит знакомство с разным тональным звучанием. Каждый урок для каждого ученика на начальной стадии обучения включает пение простых небольших песенок, мотивов, подбор по слуху.

Если у ребенка от природы крепкая рука, цепкие, подвижные пальцы, то лучше начинать ставить ручки с квинт («мостик», «паучок»). У ребенка хорошо развиты хватательные движения пальцев и этим можно воспользоваться. Затем можно перейти на терции и уже после этого ставить третий палец на клавиши. В малолетнем возрасте у детей почти никогда не бывает скованности и напряженности в ручках, во всем аппарате, они с легкостью «строят мостик» из квинт, «мурлыкают как котики» на секундах, с удовольствием «квакают» терциями, при этом учатся вслушиваться в звуки, в любое из параметров звуковых возможностей. Если у ребенка слабые ручки и пальцы, то предварительно кончики пальцев необходимо укрепить. В этом случае можно предложить игру в «бубенчики», которые одеваются по очереди на каждый палец, и палец может постучать по столу. Для бубенчиков годятся маленькие крышечки от пузырьков, наперстки, и, конечно же, всевозможные упражнения для закрепления пальцев в виде игр, воображаемых движениях зверушек, человечков из мультфильмов, сказок.

Попутно с этим, проходя нотную грамоту на инструменте, можно слушать как длинный звук, так и короткий, громкий, тихий, осторожный, смелый, низкий, высокий, льющийся, подпрыгивающий. Чем образнее представлять звучание, тем быстрее ребенок начнет реагировать на объяснения

Хочется предостеречь о том, что ребенок в раннем возрасте потеряет всякий интерес к занятиям от длительного «топтания» на одном месте. Не надо добиваться и желать, чтобы ребенок сразу усвоил тот элемент, который ему нужно освоить. Можно менять местами выстраиваемые части урока, элементы знаний, проявлять лояльность и мобильность в построении урока, не потокая капризам ребенка; помочь сосредоточиться, чтобы получилась цепь как будто бы даже не связанных между собой заданий урока, темы. Каждый этап обучения будет как бы новой игрой или удачно выстроенной цепочкой тем, деталей, элементов, разделов. Все это обыгрывается несколько раз за урок, а может быть и за несколько уроков, пока не окажется, что они твердо усвоены. Потом наступает момент, когда отдельные элементы сливаются в одно нужное целое, пройденный материал легко будет укладываться в познавательные действия ребенка

За первую четверть проходим ноты первой октавы, знаем целые, половинные, четвертные, считаем эти длительности. Играем по 12-13 небольших песенок каждой рукой отдельно. Упражнения вторым, третьим, четвертым пальцами, строим квинты, октавы, секунды, терции левой и правой руками, слушаем звуки во всех регистрах и слушаем одновременное звучание двух или трех звуков. И самое главное учимся их находить на клавиатуре по слуху. Обязательно занимаемся ритмом

Вторую четверть обычно начинаем с извлечения ласкового, певучего звука на non legato, legato. Обостряем внимание на кончики пальцев («бубенчики») и пропеваем слова «мяу», «баю», «гули» (для сравнения - «гав-гав», «дай-дай»). Схватыванию этих приемов очень помогает, если я воспроизвожу движения своими пальцами на руке ребенка или держа левой рукой под локоть ребенка, правой держу ладошку и как бы «вылепливаю» нужную форму кисти, ладошки, пальцев, помогая чувствовать кончик каждого пальца (на подушечках «бубенчики» и этими «бубенчиками» играем на клавишах). Одновременно с этим начинаем пропевать нотами звуки упражнений и песенок, и со словами тоже. А вот границы силы звучания от «шепотком» до «яркого солнышка», да еще раскрашивание нот разноцветными карандашами, соответственно восприятию ребенком градации силы звука, приводит детей в восторг и работают они с удовольствием и радостно.

Конечно же все прорабатывается на хорошем эмоциональном уровне с различными игровыми элементами, не забывая повторять пройденное ранее.

Третья четверть: разучивая песенки, попевки, упражнения ненавязчиво, но настойчиво, добиваюсь аккуратности в каждом движении пальца, кисти, учу вслушиваться в интонацию песенки, слежу за правильностью дыхания руки, не торопясь, рассматриваем ритмический рисунок, нотные знаки, аппликатуру в тексте и переносим их на клавиатуру, при этом не перегружаю внимание благодаря переключениям и игровым моментам. Если ребенок непоседа, очень подвижный и не очень внимательный, значит, темп урока должен быть немного быстрее, опережая действия ребенка, и чем раньше удается повести ребенка за своим объяснением, тем продуктивнее пойдет обучение.

К концу третьей четверти охватываем знание нот от двух с половиной до трех октав, включая ноты басового ключа. Знакомимся со знаками альтерации — диезы и бемоли проходим так: играем черные клавиши подряд вверх-вниз и просто чередуем названия диез-бемоль, диез-бемоль, чтобы потом ввести понятие диез — направо, бемоль — налево, затем в сравнительном объяснении «маленькое-большое» расстояние — объясняю тон - полутон. Растягиваю объяснение на несколько уроков. Усложняю упражнения, сочетая legato--non-legato; legato-staccato; non-legato--staccato. Приблизительно с этого времени ввожу в работу на каждый урок следующее — одну пьеску полегче, читаем с листа, вторую пьеску разбираем, не пропуская ни одного знака и немного работаем над ней без «переедания». Часть урока тратим на упражнения:

· Тремя пальцами левой или правой руки играем «перелётики» через клавишу, две, три, через октаву. Первый звук длинный, протяжный, слушаем, считаем, второй звук короткий, но не «острый». Это дает возможность ребенку сосредоточиться на разных ощущениях в аппарате.

· Используя хватательные движения кончиков пальцев, играем квинту (как у кошки лапки). Это дает возможность укрепить кончик пятого пальца и собрать кончик первого. Квинты играем от разных нот, на каждую квинту меняем счет 3/4 – 4/4-3/4-4/4 – это помогает развитию сосредоточенности, вниманию.

Дальше переходим к повторению одной-двух песенок, которые уже хорошо запомнились ребенку, повторению нот. Чтобы дать ему расслабиться от напряжения, повторяем пройденные нотные знаки. Еще для этой цели, как переключающий элемент, можно использовать «прохлопывание» ритма, используя деревянные ложки, погремушки и т.д. Это обостряет слух, чувство ритма. Теперь можно приступить к разучиванию нового, будь то песенки, этюд или новая тема урока, новое упражнение. Для первого раза все может пойти комом, не так, как хотелось бы, но в голове у ребенка все равно останутся 40-50% от того, что было ему объяснено. Предстоит работа не одного урока. На этом заканчивается основная часть урока, самое время заняться показательными развивающими играми. Например, игра «Угадалки» - развивает слуховую память, хорошее ориентирование в звуках каждого регистра. Надо объяснить ребенку, что от каждой клавиши идет тоненькая звуковая ниточка, которая тянется прямо в ушко. Когда ребенок открывает глаза, то он слушает эту «поющую» ниточку и по ней идет к той нотке, которая звучала. Еще я объясняю ребенку, что звук невозможно увидеть, лизнуть, потрогать руками, понюхать. Его можно только услышать. Другой прием – слушание с закрытыми глазами одного, двух, трех звуков, взятых вместе (интервалы, аккорды). Малыш должен услышать, угадать, сколько было звуков, весело или грустно, низким, грубым голосом пели нотки или высоким, тоненьким…

Если ребенок готов продолжать работать, не устал, не пресытился занятием, то, конечно же, надо пробовать подбирать песенки из проходимого репертуара от двух разных нот

Четвертая четверть: работа строится на повторении пройденного, выявлении слабых мест в знаниях и умениях ребенка. С детьми, которые работают с огромным желанием, пробуем осваивать транспонирование небольших попевок или частей песенок.

После первого года обучения четырех - пятилетних детей не стоит показывать на сцене, только в классном порядке, без всякого намека на прослушивание или какого-то контроля за его успехами, поведением. Можно устраивать маленькие концертики-викторинки с приглашением тех детей, которых он знает или родителей с согласия ребенка.

Двадцатилетний опыт работы с маленькими детьми позволяет говорить о многом. Каждый ребенок вносит новые грани общения, дает импульс, толчок к решению возникающих задач Повторению, копированию нет места, каждый урок с каждым учеником — это постоянная мобилизация сил, готовность к импровизации в действиях, ведении урока, в умении объяснить ребенку ту или иную тему, заинтересовать его, увлечь трудолюбием к познанию

У меня в кассе второй год учится мальчик Данила, сейчас ему полных 5 лет. Общительный, подвижный, быстро схватывающий проходимый материал, но когда заходил в класс, его почти невозможно было усадить за инструмент. Я попросила его маму принести любимую игрушку сына, ею оказалась собачка-Малыш с очень симпатичной мордочкой. Данечка не знал, что мама взяла его игрушку. Мы ее спрятали в классе. Игрушка одна из самых живых и веселых помощниц в обучении и сдерживании шалунишек. Она может заговорить голосом человека или сказочного персонажа. Вот к расшалившемуся малышу приходит из-за двери или из-под стола его старый знакомый Буратино (собачка, кошечка, обезьяна и т.д.). Оказывается, он все знает о маленьком шалуне и так рассказывает о его проделках, такое осуждение слышится в его голосе, что малышу не хочется больше проказничать. Ребенок охотно подчиняется требованиям кукольного персонажа и сразу найдет нужную нотку, сыграет песенку, расскажет и покажет, как сыграть лигу, стаккатто. Маленький ученик, конечно, знает, что за Буратино говорит учитель, что ожил смешной человечек только в руках учителя и позднее ребенок сам пробует «водить» куклу, говорить за нее. Когда Даня в очередной раз влетел в класс, и сразу стал лазать по стульям, я заговорила голосом игрушки. У мальчика засветились глаза удивлением, он перестал бегать и стал разговаривать с игрушкой. Собачка сначала посмеялась над тем, что он шалит и не занимается, потом сказала, что не будет с ним дружить, если он будет плохо вести себя и не сядет за инструмент для занятия, потом «сама» стала лапкой нажимать клавиши, пропевать песенки. Даня подлетел к инструменту и они наперебой хвалились своими знаниями. С тех пор собачка частый гость на уроках и не только собачка. Уроки приобрели более глубокий смысл, наполнились интересными умениями и знаниями. Теперь я могла выстраивать занятия более полноценно.

Педагогическая наука постепенно приходит к выводу об очень важном значении дошкольного обучения ребенка. Если этот возраст пропущен для обучения, да и для воспитания – потери в значительной степени ощутимы. Дошкольный период играет большую роль в формировании личности и убеждений.

В заключении хочется отметить две вещи: во – первых, из поступивших детей в возрасте четырех - пяти лет за весь опыт моей педагогической практики не было случая, чтобы ребенок, отучившись год, бросил школу. Как правило, дети занимаются с очень большим желанием. Во – вторых, первые два года работы, как правило, трудные, потому что ввести в курс музыкальных событий маленького ребенка нелегко, но при последующей работе взаимопонимание обеспечено.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: