Способы обучения

Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре ребенок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, и, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра помогает ребенку почувствовать себя сильным, большим, умным. В игре можно стать учителем, певцом.

Не менее важны для детей игры, которые называют дидактическими – обучающими – творческими. Такие игры имеют большое значение в жизни ребенка и сильное влияние оказывают на его развитие. Все обучающие игры, будь то для четырехлетних малышей или для более старших дошкольников, имеют игровой сюжет, род игровых действий и обязательно правила игры.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью нотных знаков, понимания и слуха. Задачи – игры даются ребенку в различной форме, с постоянным внесением элементов новизны, с постепенно нарастающей сложностью.

Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой, со второй попытки действия ребенка сложились. Он, возможно, еще не дорос, не созрел и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

Развивающие игры позволяют детям и преподавателям вносить новые элементы, сочинять, придумывать новые игры, т.е. заниматься творческой деятельностью. В сущности, фортепиано четырехлетним ребенком воспринимается как большая, сложная игрушка, а преподаватель, понимая особенность обучения игре на фортепиано, диапазон возможностей и трудностей этой «игрушки», должен возбуждать интерес к творчеству в течение не какого-то короткого периода времени, а на протяжении многих лет. Вот здесь то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. – все то, что помогает развивать творческие способности.

Творческая деятельность является более сложной по своей сущности и доступна только человеку. А более простая, исполнительская деятельность, может быть переложена на животных и машины, для нее ума не так уж много требуется. Исполнительские способности развивают внимание, память, умение копировать действия взрослых, повторять, даже выработать автоматизм в действиях, движениях. Но вот появились какие-то новые, непривычные обстоятельства, с которыми не приходилось ребенку сталкиваться, и возникает новое условие, задача, и хотя она не очень сложная, ребенку надо самому найти ее решение, ее уже можно отнести к творческой задаче, которая требует проявления творческих способностей.

Как же быть? Самое время включать в учебный процесс творческие игры, которые позволят каждому малышу подняться до определенной «планки», «потолка» его возможностей, и тогда его развитие пойдет успешнее. Некоторые игры проходят с игрушками, но большей частью это игры словесного характера или с применением неигровых предметов. В занятиях за фортепиано с ребенком 4-5 лет сплошь и рядом можно применять дидактику и не только ее, но и ролевые и режиссерские игры. Например: «Нотки весело живут, нотки песенки поют»; «Угадалки» - с одним звуком, интервалами, аккордами; «Повторюшки» - с ритмом; «Викторинки» - «Я знаю эту ноту или музыкальный знак, а ты знаешь?»; «Сказка про два царства-государства» очень дружных между собой соседей – басового и скрипичного ключей, которые ходят друг к другу в гости, а ребенок уже включился в сказку и задача преподавателя очень ловко, интересно, сказочно перенести все на ноты дополнительных линеечек и дать ребенку возможность фантазировать, думать, запоминать. Еще пример: бекар. Что можно придумать с этим знаком? Оказывается, этот «хитрый» бекар хочет прогнать из своего домика (такта) диез или бемоль. Можно придумать сказку с любым музыкальным знаком. Обычно в этом действии активно участвуют сами дети. Задача учителя вкрапливать во время игр обучающие элементы, детали из намеченных тем


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: