Начало фильма

Начало фильма выполняет две функции: во-первых, поймать зрителя "на крючок", а во-вторых, очень быстро задать тему фильма и направление развития действия. Эти правила хороши не только с точки зрения творчества, они приносят практическую пользу в сегодняшнем мире, где зритель смотрит документальный фильм в основном по телевизору, и режиссеру, чтобы быть увиденным, необходимо выдержать конкуренцию с другими программами. Исключение составляют хорошо известные, много раз проданные, популярные темы. Можно позволить себе игнорировать любые золотые правила, если вы работаете над фильмом под названием "Шерман: самый великий генерал", "Настоящий Элвис" или "День высадки десанта выиграл войну". Большинству зрителей все три темы небезызвестны. Зная, что ожидать от фильма по его названию, зритель не будет возражать против несколько затянутой завязки, как в фильме о виолончелистке Жаклин дю Пре.
"Крючок" в самом начале фильма должен сыграть на любопытстве аудитории. Вы подаете интригующую ситуацию, как бы говоря: "Смотрите-ка! Дальше будет еще интереснее". Давайте представим, что фильм начинается со сцены, в которой пожилой мужчина надевает женскую одежду. В начале другого фильма примерная девочка-подросток заряжает револьвер и стреляет в кого-то, кто находится в подвале дома. Мы сразу же поражены странностью, даже экстравагантностью ситуации. Мы заинтригованы: кто этот мужчина? Шпион, трансвестит или актер?
Что это за девочка? Может она собирается убить своих родителей? Или посто учится самозащите? Может она чемпион штата по стрельбе из револьвера?
В этот момент любопытство зрителей возбуждено, воображение работает. Мы хотим получить ответы на свои вопросы, поэтому решаем некоторое время посмотреть фильм, но только в том случае, если дальше увидим объяснение первых кадров. Таким образом, создатели фильма лают понять, что сейчас зритель увидит нечто очень интересное, и будет последним дураком, если пропустит это. ''"~ обязательно ловить аудиторию на столь драматическую завязку. Иногда можно обыграть заурядность ситуации: человек спокойно сидит в библиотеке, что-то записывает, берет с полки другую книгу. Или: хрупкая женщина разговаривает с пожилой индианкой. Ни одна из этих сцен не шокирует, наоборот, они достаточно тривиальны. Но если добавить комментарий, сцены приобретут другой смысл. Например, эпизод в библиотеке: "Он играет в шахматы и футбол. У него есть жена и две дочери. Ни один человек не узнает его в толпе. Однако он спас миллионы жизней. Его зовут профессор Йонас Салк.". Комментарий для второй сцены: "Ей семьдесят пять. Она живет в маленькой двухкомнатной квартире и зарабатывает около двух тысяч долларов в год. Нищие молятся за нее, парламенты присуждают ей награды и звания, президенты носят ее портреты. Ее зовут Мать Тереза.".
Большинство зрителей знает, что Салк открыл волшебную вакцину против полиомиелита, а Мать Тереза получила Нобелевскую премию за работу с индийскими бедняками. Даже если зритель вообще ничего не знает об этом, имена могут прозвучать как что-то где-то когда-то уже слышанное, поэтому нет особой необходимости определять тему в самом начале. Но в большинстве случаев основное определение темы и "крючок" Должны быть хорошо сбалансированы и работать рука об руку.
Давайте более подробно поговорим об основном определении темы, которое задает ход всему фильму. Иногда тема определяется простым
текстом:

Сначала они были героями и Америка преклонялась перед ними. Потом они были злодеями и мир проклял их. Они стали самыми знаменитыми родителями в мире. Один стал отцом атомной бомбы, второй создал водородную. Сегодня в фильме "А означает Атом, С означает Смерть" мы расскажем вам о жизненном пути Роберта Оппенхаймера и Эдварда Теллера и мировом значении их изобретений.


Автор несколько преувеличил, назвав их самыми знаменитыми в мире родителями. А как же Адам и Ева? Но такие гиперболы вполне допустимы в сценариях.
Еще один способ определения темы - постановка вопроса, тогда начало фильма "А означает Атом" могло быть таким: "После расщепления атома нам обещали обновленный яркий мир. Хиросима. Прошло сорок лет. Потеряло ли это обещание свой смысл? Что несет ядерная физика - разрушение или избавление? Новую вселенную или вымершую планету?". Можно сформулировать вопрос намеренно провокационно: "Он явился как царь мира и спокойствия. Однако его последователи грабили, убивали и разрушали его именем. Они говорили, что их вдохновляет Христос, но так ли это? Крестовые походы: священная миссия или последнее нашествие варваров?". Вступительная фраза, в утвердительной или вопросительной форме, четко определяет направление развития сюжета. Она является словесным противовесом визуального "крючка", но если визуальный "крючок" поманил, текст должен дать все гарантии, что часовой просмотр будет соответствовать всем ожиданиям.
Если вы снимаете фильм об историческом деятеле, интересном человеке или выдуманном в рекламных целях персонаже, лучше представить героя с самого начала и намекнуть на наличие конфликта. Поманите зрителя всевозможными достоинствами сюжета, заставьте его нетерпеливо ожидать каждый новый поворот интриги. Фильм о главнокомандующем немецкими танковыми войсками Второй Мировой войны Роммеле можно начать так:

Видеоряд Аудиоряд
Немецкие танки ведут мощный огонь. Возбужденные немецкие солдаты окружили невысокого аккуратного офицера. В 1941 году он был героем Германии номер один. Его танки наголову разбили французские и английские войска.
Сцены танковых сражений. Тот же офицер на балконе рядом с Гитлером, приветствует ликующие толпы. Солдаты обожали его. Женщины восхищались им. Гитлер присвоил ему звание фельдмаршала.
Крупный план лиц Гитлера и Роммеля.  
Одинокий понурый Роммель стоит в комнате. Крупный план его лица, подавленного, но сильного. Спустя три года он стоял перед выбором: пуля или яд в обмен на похороны героя, организованные лидером, которого он предал.
Военные похороны с почестями. Сегодня: Роммель. Лиса пустыни.

Энергичная, подобная пулеметному огню, завязка идеально подходит для фильма о солдате роммелевского типа. Это один вариант решения. В качестве контрастного примера можно привести начало фильма "День после Троицы", снятого Ионом Элсом о жизни Роберта Оппенхаймера.

Видеоряд Аудиоряд
Название на черном фоне: "День после Троицы" Диктор: В августе 1945 взрыв всего одной бомбы стер Хиросиму с лица земли за девять секунд. Эту бомбу создал мягкий интеллигентный физик по имени Роберт Оппенхаймер. Мы представляем историю Роберта Оппенхаймера и атомной бомбы.
Хакон Шевалье читает письмо. Хакон Шевалье: Стинтон бич, Калифорния, 7 августа 1945 г. Дорогой Оппи.
Портрет Роберта Оппенхаймера. сегодня ты, наверное, самый знаменитый человек в мире, но все-таки я не уверен, что ты получишь это письмо.
Взрыв и атомный гриб при испытании атомной бомбы, предшествовавшем Хиросиме. Но если оно дойдет до тебя, я хочу, чтобы ты знал: я очень горжусь тобой. А если не дойдет, ты все равно это знаешь. Твое молчание в течение последних лет раздражало нас, но мы знали, что все в порядке, работа продвигается, ты остался
Медленный наезд на лицо Оппенхаймера. тем же добрым и сердечным человеком, которого мы знали и любили. Теперь я понимаю, я ведь догадывался и раньше, твою угрюмость при наших последних встречах. На долю очень немногих людей за всю историю выпадал груз ответственности за такое предприятие.
Панорама руин Хиросимы. Я знаю, что при' твоей любви к людям очень нелегко принимать участие и играть не последнюю роль * в создании дьявольского' приспособления для их уничтожения. Но в возможности смерти заложена возможность жизни. Ты сделал историю. Мы так рады за тебя.
Ханс Бет. Ханс Бет: Можно задать правомерный вопрос: почему люди с добрым сердцем и гуманистическими убеждениями работают над созданием оружия уничтожения?
Портрет Оппенхаймера в детстве. Диктор: В 1904 году, когда родился Оппенхаймер, об атомной бомбе не имели представления даже писатели-фантасты. Он учился в нью-йоркской
Оппенхаймер в Гарварде. этико-культурной школе и прошел программу Гарвардского Университета за три года. Он говорил на шести языках и не знал, кем ему стать:
Геттингентский университет архитектором, поэтом ил и ученым. Именно увлечение физикой привело его в начале 20-х годов в Англию и Германию, где атом уже начинал раскрывать свои секреты Эйнштейну, Резерфорду и Бору.

Спокойная завязка выстроена очень эффектно и тщательно. Тем полностью определена в первом же предложении "в августе 1945 года..." история жизни человека, который несет ответственность за создани оружия, которое до 1950-х было самым разрушительным и страшным истории человечества. Далее можно было перейтл к рассказу о детстве: "1 1904 году, когда родился Оппенхаймер...", но авторы отказались от этоп вполне профессионального хода.
Вместо этого после вводной фразы они дают отрывок из письмг Почему? Не затягивает ли это завязку? Нет. Это смелый и красивый хо,г Письмо приоткрывает внутренний мир Оппенхаймера: этот челове обладал чувствами, мог грустить и радоваться. После этого Бет задае вопрос, который будет преследовать нас на протяжении всего фильмг Только теперь комментарий вводит нас непосредственно в действие.
Очень удобно начинать фильм с короткого утверждение дополненного провокационным комментарием одного из участнике! Этот комментарий может быть очень злым, даже яростным. Иногд вызывающим. Общим является страстность, с которой люди высказываю свое мнение. Мы сопереживаем их чувствам, неважно к чему - брак) войне, страданию, счастью - мы хотим услышать и узнать об этом ка можно больше. Прекрасным примером может стать филы "Заколдованные герои", снятый для ВВС в 1985 году Тони Салмоно: ("Haunted Heroes", Tony Salmon). Фильм рассказывает о ветерана Вьетнама, удалившихся от общества и цивилизации. Для завязки вполн Достаточно дикторского текста, чтобы опре, \лить тему и вставит °трывок из интервью, которое полностью захватывает наше внимание.

Видеоряд Аудиоряд
Панорама долин, озер, гор с воздуха. Музыка
Дополнительные кадры лесов и озер. Диктор: Среди лесов и гор дикой американской природы затерялись люди, живущие отголосками забытой войны. Одинокие и истязаемые моральными муками, они живут отверженными в собственной стране.
Деревья. Защищенные от людей, они выживают благодаря навыкам, приобретенным в джунглях Вьетнама.
Стив рубит дерево. Музыка прекращается
Средний план Стива. Эти леса священны для таких людей, как Стив.
Общий план Стива, собирающего листья. Стив: Я живу между белым и черным. Между жизнью и смертью, я живу так уже много лет. Когда я сталкиваюсь со стрессовой ситуацией, всегда
Крупный план Стива. есть шанс, что я зайду слишком далеко. Я всегда иду в лес,
Стив несет в хижину папоротник. чтобы успокоиться и обрести мир в душе. Не потому что я боюсь людей. Я больше боюсь того, что я буду делать в этом обществе. В принципе, если у тебя есть нож, немного веревки, может быть топор и одежда, которую носишь на себе, вот и все, что нужно. Еще безопасное место.
Стив маскирует вход в хижину. Не просто там, где не промокает, но и чтобы ветер не проникал и вид был на природу. Если правильно замаскировать жилье, никто его не найдет.
Название: "Заколдованные герои" Музыка

Еще пример из фильма "Чей же это дом", снятого для ВВС Дейвидом Пирсом. Я уже упоминал этот фильм, рассказывая о ситуации конфликта. Местный совет хочет вынести вердикт об обязательной покупке дома, принадлежащего двум братьям, которые отказываются оставлять его.

Видеоряд Аудиоряд
Билли и Гордон, одному шестьдесят семь, другому - семьдесят три в темноте перед камином. Гордон Ховард: Ну, вот. Билл, ты сегодня читал газету? Билли Ховард. Читал. Гордон: Смотри-ка какая рожа. Он ее корчит, а мы сидим здесь и ничего не можем сделать. Диктор: "Там, где нет собственности, нет
Общий план обшарпанного фасада. несправедливости", написал триста лет назад философ. Обладание этим домом привело братьев Ховард на грань выселения.
Фасад городской ратуши. На этой неделе они ждут извещения о прибытии судебного исполнителя.
Крупный план Гордона. Гордон: Я не боюсь судебных исполнителей. Я не боюсь вообще никого. Почему я должен бояться в собственном доме? Мужчина должен встать и защитить свой дом. Так поступают настоящие англичане. А эти поступают как фашисты, как Гитлер.
Название: "Чей же это дом?" Ян Вуд: Братья Говард, как и большинство англичан, думают, что их дом - их крепость.
Крупный план Яна Вуда. Боюсь, что это не так. Он является крепостью только до тех пор, пока его не захочет получить комитет или государственный орган. Тогда дом станет крепостью для других.

В 1980 году Роберт Ки, известный английский журналист, написал! дикторский текст для сериала ВВС "Ирландия: телевизионная история"! ("Ireland: a Television History"). Он также сам снялся в фильме. Четвертый фильм сериала рассказывает о страшном картофельном голоде, которь Ирландия пережила в 19 веке. Начало фильма очень спокойное и невыразительное, но сила слов и важность событий, которые привели иммиграции большинства ирландцев в США, делает его эффектным и трогательным.

Видеоряд Аудиоряд
Суровый ирландский пейзаж. Холмы. Долины. Удары церковного колокола. Звучит список ирландских имен. Роберт Ки: Это имена мужчин, женщин и детей, которые умерли в Ирландии от голода в 1845 - 1849 годах. Много сотен тысяч людей. Нам известны имена только некоторых из них. Огромное большинство смертей, наверное, около миллиона, не было зарегистрировано.
Интервью с миссис Данливи. Миссис Данливи: Моя мама рассказывала нам о голоде и обо всех людях, которые умерли от того, что не было картошки. Ну, конечно, от того, что нет картошки никто не умирает. Я думаю, что англичане приняли в этом участие, чтобы убрать ирландцев со своей земли.
Холмы, долины, темнеющее солнце, над землей собираются облака. Ки: Как всегда ничто не предвещало катастрофу. Лето выдалось теплым и сухим. Погода неожиданно и резко переменилась в августе 1845 года, когда пошли проливные дожди со снегом, молнии и грозы.
Дождь и гроза. В отчетах с мест говорилось о крупном урожае картофеля. Но 11 сентября 1845...
Журнал Фриман. Второй диктор: мы с сожалением вынуждены констатировать, что к нам поступило несколько сообщений от наших корреспондентов о, так называемой, "картофельной холере" в Ирландии, особенно в северной части страны.
Роберт Ки в камеру. Ки: Почему эта новость навела на Ирландию такой ужас? Прежде всего, потому что жизнь одной трети всего населения Ирландии полностью зависела от картофеля. Мелкий ирландский фермер жил за счет урожая картофеля. Особенно остро эта зависимость стала ощущаться в течении последних сорока лет, когда население Ирландии увеличилось вдвое, с четырех до восьми миллионов.

Стиль Ки - краткость и прямота. Ему необходимо рассказать м°Циональную и глубокую историю, он передает ее ненавязчиво, предпочитая, чтобы события и факты сами говорили за себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: