Ритм, темп и кульминация

Хорошее начало вводит зрителя в действие фильма сразу, заставляя его с нетерпением ожидать продолжения. Но интерес необходимо удержать в течении получаса или часа. Четкая структура поможет решить эту проблему. Но даже в этом случае существуют ловушки, которые можно избежать, если немного поразмыслить над ритмом, темпом и кульминацией.
Не только документалист, но и каждый писатель - романист, драматург или сценарист - должен обращать серьезное внимание на эти элементы его работы. Как часто нам приходится слышать: "Сюжет книги истощается уже в середине" или "Уже в середине стало скучно, казалось это никогда не кончится". Жалобы на вялость и растянутость, к сожалению, слишком часто слышны в адрес документального кино, особенно когда необходимо передать все подробности о человеке или детали процесса, независимо от их увлекательности.
Даже в самых хороших фильмах бывают ошибки. Несколько лет назад фильм Барбары Коппле "Графство Харланд" заслуженно получил высшую наград)'. Это очень мужественный фильм о том, как шахтеры борются за человеческие условия труда. Первые две трети фильма великолепны, но потом начались повторы, энергия улетучилась, действие запуталось. Основная проблема бросалась в глаза: автор не заметила естественный финал, заложенный в самом материале. После естественной кульминации фильм начинался сначала и мог продолжаться бесконечно. Уже высказанные мысли повторялись и в других ситуациях, не давая новой информации. По-моему, Коппле в погоне за темой забыла или игнорировала основные правила ритма, темпа и кульминации.
Что такое хороший ритм и темп? Это логический и эмоциональный ход, разный уровень насыщенности, постоянная поддержка зрительского интереса и убедительный финал. К сожалению, гораздо легче определить проблему, чем предложить всеобъемлющее решение. Вот несколько основных ошибок:
1. Эпизод затянут.
2. Между отдельными эпизодами нет связи.
3. Слишком много одинаковых эпизодов подряд именно тогда, когда зритель жаждет разнообразия.
4. Слишком много сцен действия и слишком мало отражения.
5. Отсутствие развития логического или эмоционального порядка эпизодов.
Существуют ли какие-нибудь правила, позволяющие поддерживать верный ритм и темп? Я могу предложить несколько из собственного опыта. Во-первых, динамичная завязка. Скажите, что хотите сделать, и сразу сделайте. Во-вторых, разнообразие сцен и последовательное нарастание кульминаций.
В этом смысле большой удачей стал фильм Алана Кинга "Женатая пара" (Allan King, A Married Couple). Действие происходит в течении трех месяцев. В отношениях Билли и Антуанетты Эдварде наступил кризис. В (середине фильма они устраивают большую вечеринку. Билли ходит по комнате с фотокамерой, делает снимки, игнорируя Антуанетту. Антуанетта сидит у камина и демонстративно кокетничает с гостем из Нью-Йорка. Между супругами огромная пропасть. Следующая сцена в постели: Антуанетта плачет на плече у Билли. Зритель догадывается, что в этот момент она думает: "Почему я должна делать такие вещи, кокетничать с другими мужчинами? Ведь я люблю своего мужа.". Сочетание этих двух сцен очень удачно.
Этот фильм иллюстрирует эффект нарастающих кульминаций. За три месяца между Билли и Антуанеттой произошло несколько крупных ссор. В самом начале съемок в одной особенно яростной схватке Билли вышвыривает Антуанетту из дома. Хотя по хронологии эта ссора была второй, но она настолько превосходила все остальные, что Кинг использовал ее в кульминации.
Никогда не помешает еще и еще раз напомнить автору о необходимости разнообразия сцен. Это прием преимущественно художественного кино, но он очень важен и для документального. Прежде всего это разнообразие эпизодов и их темпа. "Буч Касиди", написанный Вильямом Голдманом ("Butch Cassidy", William Goldman) имел огромный Успех благодаря чуткому ощущению структуры, ритма и разнообразию. В фильме много погонь и стрельбы, но они не утомляют зрителя. В середине Фильма Голдман вставляет идиллический эпизод, где Пол Ньюман катает девушку на велосипеде среди деревьев в сопровождении мелодии 'Raindrops are falling on my Head". Это легкая, веселая сцена дает нам °зможность передохнуть и расслабиться прежде, чем снова вернуться к
Погоням.
Третье правило: фильм должен иметь определенный финал. Оно кажется Невидным, но авторы очень часто игнорируют его на свой страх и риск.
Многие фильмы, особенно кризисные, обладают естественным финале^ Некоторые документалисты прибегают к "монтажному" финалу отделываясь кратким резюме и панорамой центральных фигур фильма. Иногда это срабатывает, но я расцениваю такой финал как признание поражения. При верном логическом построении сценария финал очевиден: завершение учебного года, выпускной бал, выздоровление больного. Если у вас все-таки нет финала, я мог бы порекомендовать какой-нибудь красивый и запоминающийся эпизод: школьный вальс, празднование окончания войны, приход кораблей, самолет, улетающий на фоне заката. Красивый росчерк даст публике понять, что фильм окончен.
Что такое хорошая кульминация? Именно это и есть. Фильм должен оставлять у зрителя ощущение законченности, катарсиса (если использовать старинный литературный термин). Это вполне очевидно, но практика доказывает обратное. Я видел много документальных фильмов, действие которых разворачивалось без всякого намека на законченность, Этот вопрос имеет гораздо более глубокий философский смысл. Жизнь складывается непросто, и далеко не все истории имеют ясное начало, середину и конец. В благополучной развязке кроется серьезная опасность. Противостояние в Ирландии будет еще долго продолжаться после завершения истории о преследовании и задержании члена Ирландской Республиканской Армии. Никарагуа останется со своими проблемами после того, как беженцы пересекут границу, а сами они не будут жить долго и счастливо. Понимая это, я все-таки настаиваю на том, что конкретный сюжет фильма должен быть полностью завершен. Необходимо довести историю до развязки, достичь кульминации и быстро все закончить.
Конечно, написать об этом легче, чем сделать. Никогда нет твердой уверенности в том, где наступает кульминация, будет ли очевидный финал самым удачным или стоит потратить время на поиски иной развязки. В 1988 году я снял фильм "Особое совещание" ("Special Counsel") о мирном договоре между Израилем и Египтом 1979 года и о частных й официальных лицах, способствовавших разрешению конфликта. На пути к миру стояли серьезные препятствия. С одной стороны, было бы вполне естественно завершить фильм подписанием мирного договора на лужаиК Белого Дома в марте 1979.
Эта эффектная кульминация напрашивалась сама собой, но чувствовал, что слишком много вопросов о судьбах людей и проблем которые я поднимал в фильме, осталось без внимания. Поэтому я добавил десятиминутную часть о выводе израильских войск с Синайского олуострова и конфликте вокруг ухода солдат. Я показал, что произошло с главными действующими лицами фильма: убийство Садата, проигрыш президента Картера в предвыборной компании, смерть Моше Даяна и присвоение почетного докторского звания одному из частных лиц, сыгравшему важную роль в драме. Я рисковал, потому что эта часть могла стать антикульминацией. Но я думаю, что нашел верный выход, так как чувствовал психологическую потребность в информации и физическую необходимость несколько сгладить стремительное движение масштабных событий.
Какую роль играет режиссер монтажа в решении всех этих проблем? Я уже говорил, что определение ритма, темпа и кульминации - задача сценариста. Очевидно, что монтажер будет принимать в этом немаловажное участие. Ритмы и решения, которые вы как сценарист обозначили на бумаге, могут оказаться неверными, если перевести их в реалии кино. Поэтому, как правило, сценарист, автор и режиссер вместе ищут решение фильма. Несмотря на это, сценарист в первую очередь не должен избегать этих вопросов. Не сумев сложить основной скелет, вы перекладываете все проблемы на плечи монтажера. Но монтажер должен иметь первоначальный план, на который он мог бы опереться. При наличии такого плана все остальное достаточно просто.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: