Работа с эпизодами

Работая в стиле киноправды или над новостийным фильмом, вы следуете за развитием событий, оставляя написание дикторского текста на последний этап. Видеоряд "задан", в том смысле, что вы просто снимаете происходящее. Но в стандартном документальном кино большую часть материала приходится планировать. До сих пор мы подбирали отдельные кадры под фрагменты дикторского текста, но гораздо чаще приходится работать с целыми эпизодами. Основная задача остается прежней: придумать лучший способ воплощения главной идеи сценария, а затем передать составляющие элементы ситуации при помощи наиболее красноречивых деталей. В этой работе помогут заметки об антураже и героях, включая их костюмы и действия. Это обычная практика при съемках постановочного презентационного фильма, но они могут оказаться полезными и для обычной документальной картины, основанной на более или менее реальной ситуации, особенно, если вы провели исследование и представляете ход развития сюжета. Заметки помогут режиссеру понять основной смысл сцены и выделить детали, на которые надо обратить особое внимание.
У меня есть один давний сценарий, который можно привести в качестве примера. Фильм рассказывает о четырехдневной дружеской встрече двух групп школьников из Лос-Анжелеса, негров и белых. Сценарий назывался "Определенное знание". Фильм должен был Доказать, что стереотипы не так трудно преодолеть, подозрительность и антагонизм могут перерасти в дружбу, если сломать внутренние барьеры °знания. Я хотел сделать обычный обзорный фильм, но спонсоры были Строены на большее. С их точки зрения фильм должен убедить другие колы принять участие в таких встречах. Для этого они попросили влючить в сценарий реально происходившие события.
Надо было выбрать ситуации, где проявлялся исторически сложившийся антагонизм, а затем показать изменение отношений. Изучив основную программу встречи, я выбрал следующие сцены: во-первых баскетбольный или волейбольный матч в начале встречи, где черные играют против белых. Это сформулирует понятие противостояния, ведь такие матчи проводились довольно часто. В дальнейшем я хотел повторить эту сцену со смешанными командами. Во-вторых, я предложил провести для обеих групп видеосеанс с показом материалов о жестокости полиции в отношении негров на юге страны и выступлениях Малькольма X и Луиса Фарракана против белых. Я хотел записать непосредственные реакции школьников на увиденное, чтобы потом использовать их как звуковое сопровождение видеоматериала. После просмотра проводилась открытая дискуссия.
В финале фильма я предполагал снять "домашний день", когда черные школьники посещают семьи белых и наоборот, и совместный поход в горы. Понимая, что эпизоды, снятые в семьях, могут получиться натянутыми и неловкими, я использовал поход для снятия напряжения. Я попросил режиссера обратить особенное внимание на ситуации, в которых дети помогали друг другу преодолеть скалы, протягивая руку помощи, или вместе сидели на траве и пели песни.
Чтобы избежать излишней позитивности и слащавости видеоряда, я предложил использовать в последнем эпизоде голоса за кадром: один с оптимизмом рассказывает о положительных изменениях в отношениях между черными и белыми, другой, скептик, выражает сомнение в долговечности такой дружбы и необходимости подобных встреч.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: