Приемы создания дикторского текста

Черновой вариант. Мы уже говорили о том, что в начале монтажа полезно написать черновик дикторского текста. Он позволит примерно сопоставить текст с видеорядом и даст общую картину развития действия фильма. Спонсор или продюсер смогут сделать свои замечания. После завершения окончательного варианта текста необходимо сравнить его с видеорядом и проверить совпадение по метражу и смыслу.
Диктор. Хороший диктор может стать ключевой фигурой фильма, поэтому постарайтесь найти лучшего, естественно, в рамках бюджета картины. Появление диктора в кадре создает две дополнительные проблемы: совмещение текста в кадре с закадровым комментарием и естественность поведения ведущего перед камерой.
Лучше всего писать дикторский текст в кадре после завершения работы над основным комментарием. Так вам будет удобнее определить точки входа и выхода диктора из кадра и решить трудные монтажные переходы.
Есть несколько вариантов решения второй проблемы. Можно написать текст целиком и заставить диктора выучить его наизусть. Но не °чень многие дикторы способны выполнить такое задание. В таком случае пользуются телетекстом или карточками, которые держат под объективом камеры. Мне лично не очень нравится последний метод, потому что в КаДре всегда видно, что диктор (актер, ведущий) читает текст.
Обычно я прохожу основные положения текста с диктором, а потом рощу его повторить пройденное перед камерой. На это уходит два-три дубля, но в результате человек выглядит естественно и легко вписывается вструктуру фильма.
Если дикторский текст целиком звучит за кадром, проблем меньще Необходимо только подобрать лучший голос, который верно передаст основную идею картины. Иногда нужное имя известно с самого начала. Если у вас есть несколько претендентов, попросите их прочитать отрывок из текста в сопровождении видеоряда и выберите наиболее подходящий голос.
При возможности просмотрите материал целиком вместе с диктором. После просмотра объясните ему, какого результата вы хотите добиться, что требуется от комментария. Дайте ему с собой копию текста. При следующей встрече обратите внимание на его замечания и вопросы. Еще раз обсудите стиль, ритм и настроение текста, какие абзацы лучше читать быстро, а какие помедленнее. Если диктору ясна основная идея фильма и все спорные вопросы улажены, можно приступать к записи.
Существуют два способа записи комментария: в сопровождении видеоряда или отдельно. Я предпочитаю второй способ, исходя из того, что диктор имеет подробное представление о видеоряде. Я хочу, чтобы он максимально сконцентрировался на чтении.
Как правило, я даю диктору возможность зачитать текст целиком и стараюсь не прерывать его. При определенном уровне профессионализма ему легко удается вписаться в фильм и сделать то, что от него требуется. Преимущество такого способа работы заключается в том, что диктор имеет возможность автоматически войти в ритм текста и больше сосредоточиться на интонационном и эмоциональном звучании. Конечно, запись можно останавливать в любой момент и делать замечания. Но замечания должны быть предельно конкретными. Точно укажите слова и фразы, которые нужно выделить интонационно, задайте нужный ритм, выделите наиболее драматические и эмоциональные места. Однако, стремясь к совершенству, сведите количество пауз к минимуму, так как в противном случае качество чтения будет только ухудшаться.
При большом объеме текста следите за тем, чтобы диктор не уставал и его голос был равномерного наполнения. Окончив запись, проверьте фонограмму, перепишите неудачные места.
В конце работы необходимо записать минуту тишины или "тон студии". Может показаться странным записывать тишину, но это и есть та атмосфера, которая будет заполнять звуковые паузы в начале и конИе текста, а иногда и в середине.
Наложение текста. Как бы старательно вы ни работали над записью текста, некоторые недостатки могут обнаружиться только при наложении текста на видеоряд. Иногда выясняется, что возникли проблемы с интонационными ударениями, какие-то фразы звучат неверно, нарушен баланс между музыкой и текстом. Возможность вызвать диктора для повторной записи существует далеко не всегда. К тому же нужно иметь ввиду, что даже на этой стадии работы спонсор или генеральный продюсер могут неожиданно потребовать внесения собственных изменений.
Как изменения сказываются на бюджете? Обычно я договариваюсь с диктором о том, что помимо основного озвучания, я буду иметь возможность вызвать его на дозапись для внесения изменений в текст. Только после этого я оговариваю сумму гонорара, сводя к минимуму дальнейшие переговоры о дозаписи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: