Условия, причины и проблемы выхода компании на внешний рынок. Этапы интернационализации компании

Интернационализация предполагает процесс расширения бизнеса с полным и (или) частичным переносом за рубеж производственной и (или) маркетинговой деятельности компании [6].

К достаточным (объективным) условиям интернационализации компании относят: исторически национальную географическую специализацию страны, географическое положение компании, географические аспекты издержек производства, географическую неравномерность технологического развития, глобализацию, ведущую к сближению вкусов и предпочтений потребителей из разных стран и объединению локальных рынков в единый рынок.

К необходимым (субъективным) условиям интернационализации компании относят мотивацию менеджмента компании при принятии решения о выходе на зарубежный рынок. Субъективные мотивы поведения менеджмента подразделяются на защитные и наступательные мотивы. Защитные ведут к сопротивлению интернационализации, наступательные представляют собой агрессивные и систематические усилия, направленные на выявление и использование благоприятных возможностей для интернационализации [6].

Причины, побуждающие компании к международной деятельности, а значит, и к применению международного маркетинга, различны. К ним относят:

- стремление полностью использовать имеющиеся производственные мощности;

- ожидание низкого экономического роста в своей стране;

- отсутствие потенциала роста на отечественном рынке;

- возможность улучшить за счет конъюнктурно высокой эффективности экспорта свое финансовое положение;

- стремление к приобретению позитивного имиджа как компании-экспортера на внутреннем рынке;

- обеспечение за счет приобретения международного маркетингового опыта конкурентного преимущества на национальном рынке;

- возможность получения иностранной твердой валюты;

- заимствование за рубежом ценного производственного опыта (работа с патентами, лицензионными соглашениями, повышение квалификации сотрудников, вовлеченных в международный бизнес).

Интернационализация компании может проходить в двух направлениях: импортном и экспортном [6].

Интернационализация по «импортному» варианту проходит следующие этапы:

- разовые закупки по импорту;

- регулярные закупки по импорту;

- переход к более тесным отношениям;

- выработка стратегии совместной деятельности на внутреннем рынке;

- организация совместного предприятия на внутреннем рынке;

- организация совместного или собственного предприятия за рубежом. Интернационализацию компании по «экспортному» варианту наиболее часто описывают при помощи какой-либо из четырех моделей интернационализации. Модель Йохансона (1975) предполагает наличие четырех последовательных фаз интернационализации компании:

- отсутствие регулярной экспортной деятельности;

- экспорт через зарубежных агентов;

- учреждение зарубежного дочернего торгового предприятия;

- организация собственного производства за рубежом.

В модели Билки (1977) выделяют шесть фаз интернационализации бизнеса, основанные на поведении менеджмента компании:

- менеджмент не заинтересован в экспортной деятельности;

- менеджмент готов обслуживать только случайные экспортные заказы;

- менеджмент изучает возможности активного экспорта;

- компания экспортирует на пробном базисе в ряд психологически близких стран;

- компания является опытным экспортером;

- менеджмент изучает возможности расширения бизнеса в психологически более отдаленные страны.

В модели Кавусгила (1980) выделяют шесть последовательных этапов интернационализации компании:

- внутренний маркетинг;

- предэкспортное состояние;

- экспериментальный экспорт;

- активный прямой экспорт;

- окончательное вовлечение в экспорт.

Модель Зинкоты (1998) также ориентирована на развитие экспортной деятельности компании как основного условия ее интернационализации и включает следующие шесть этапов:

- полностью незаинтересованная в экспорте компания;

- частично заинтересованный экспортер;

- компания-исследователь;

- экспериментальный экспортер;

- опытный мелкий экспортер;

- опытный крупный экспортер.

При выходе на зарубежный рынок компания сталкивается с рядом проблем [10].

Экономические. Экономическая ситуация в принимающей стране (уровень инфляции, безработицы, цен и др.) оказывает существенное влияние на принятие компанией решения о работе на рынке этой страны. Юридические. Различия в законодательных процедурах, регулирующих экспортно-импортные операции, трудовые отношения, деятельность иностранных компаний на территории принимающей страны требуют либо глубокого знания правовой сферы принимающей страны, либо дополнительных консультаций с местными юридическими службами. Проблемы финансирования. Осуществление маркетинговой деятельности на внешнем рынке требует больших затрат, чем на национальном рынке: затраты, связанные с исследованием зарубежного рынка, транспортировкой и страхованием товаров, оплатой консультаций местных специалистов по вопросам права, налогообложения, соответствия техническим нормам и требованиям и т.д.

Этические. Возможность столкнуться с противоправными действиями, и, прежде всего с взяточничеством правительственных чиновников, служащих таможни, предпринимателей, от которых зависит полное и своевременное выполнение заключенных контрактов.

Культурные. При выходе и работе на внешнем рынке компании необходимо учитывать национальную культуру, традиции и привычки потребителей ее товаров, специалистам компании желательно знать язык принимающей страны.

Осуществление маркетинговой деятельности на внешних рынках имеет свои особенности. Более тщательное соблюдение принципов и методов маркетинга обусловлено высоким уровнем конкуренции на внешних рынках. Изучение внешних рынков является более сложным и трудоемким процессом, что требует создания соответствующих исследовательских подразделений или использования услуг специализированных консультантов на зарубежных рынках. Эффективная деятельность на внешнем рынке требует творческого и гибкого использования маркетинговых методов, учитывающих конъюнктуру, прогноз развития зарубежного рынка, сложившуюся там практику ведения дел. Соответствие требованиям мирового рынка означает разработку и производство экспортных товаров, отличающихся высокой конкурентоспособностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: