Интернационализация бизнеса и международный менеджмент

Проблема интернационализации бизнеса привлекает в последние годы все большее внимание как ученых экономистов, таки менеджеров-практиков разного уровня. И это неудивительно: интернационализацией бизнеса затронуты все более или менее значимые компании мирового хозяйства. Интенсивность данного процесса нарастает, делая его практически необратимым. Такая динамичная активизация внешнеэкономической деятельности национальных компаний обусловливается целым рядом причин, к главным из которых можно отнести:

• стремление к извлечению максимальной прибыли за счет международного разделения труда на основе принципа сравнительных преимуществ;

• использование более эффективных зарубежных ресурсов(природных, сырьевых, энергетических и т.д.) в условиях их дефицита в собственной стране;

• стремление к выходу за узкие рамки внутреннего рынка с целью расширения возможностей сбыта собственной продукции;

• получение доступа к мировым финансовым, в том числе валютным ресурсам;

• снижение издержек производства и сбыта за счет дешевой иностранной рабочей силы, а также использования зарубежной индустриальной инфраструктуры, передовой технологии и опыта управления компаниями;

• снижение расходов, связанных с национальным государственным регулированием (налоги, затраты на охрану окружающей среды, социальные выплаты и т.п.);

• диверсификация финансовых рисков с использованием иностранных капиталов.

Глобализации международного бизнеса способствуют такие объективные процессы, как расширение потока научно-технической информации во всех отраслях экономики, совершенствование средств связи и транспорта, активизация деятельности мирового финансового капитала.

Рассмотрев наиболее важные причины, по которым компании интернационализируют свой бизнес, уместно задаться вопросом: какие методы могут быть использованы компанией для проникновения на зарубежный рынок? В общем случае существуют три основные формы интернационализации бизнеса, зависящие оттого, где находится производство: в своей стране или за границей.

Первая и наиболее простая форма это производство товаров на внутреннем рынке и экспорт их на зарубежные рынки.

Вторая форма международной конкуренции заключается в переносе производства товаров и услуг на зарубежный рынок на основании соглашения с независимой местной компанией. Существуют разные виды таких контрактов, зависящих от условий, содержащихся в них, но все они, как правило, относятся к одной из следующих категорий:

• технологическая лицензия;

• франчайзинг;

• соглашение о техническом обслуживании;

• управленческий контракт;

• контракт «под ключ»;

• международный контракт подряда;

• контрактное совместное предприятие.

Эти контракты заключаются, как правило, на определенный срок с ограничениями на использование технологий со стороны одного из участников контракта.

В условиях третьей формы международной конкуренции товары и услуги международной компании производятся на зарубежном рынке, но это производство осуществляется юридическим лицом, в структуру которого входит и рассматриваемая международная компания, владея контрольным пакетом акций (не менее10%). Такое владение собственностью, обеспечивающее контроль над управлением активами, объемами производства, финансовыми потоками и процессами принятия решений относительно зарубежных операций, расценивается по международным стандартам как прямые иностранные инвестиции.

К ключевым факторам, влияющим на выбор форм деятельности на международных рынках, относятся:

• правовые аспекты ведения бизнеса, предусматривающие прямое или косвенное запрещение правительствами зарубежных стран некоторых форм деятельности международных компаний:

• величина издержек международной компании;

• уровень конкуренции и риска, определяющие свободу выбора форм международного бизнеса, а также защищенность активов и доходов международной компании.

Эволюция внешнеэкономической деятельности международных компаний в самом общем виде представлена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Эволюция перехода национальной компании в статус

международной

Уже на первой стадии внешнеэкономической деятельности компании обеспечивают себе стабильные поставки товаров и услуг (за счет долгосрочных контрактов), что ведет к снижению как трансакционных, так и коммерческих издержек. Кроме того.

Временные объединения партнеров-участников, связанных между собой конфиденциальными соглашениями для достижения определенных целей, чаще всего для совместных выступлений на мировом рынке.

в ряде случаев такие контракты предусматривают вывоз капитала и виде кредитов, поставок оборудования, передачи технологии, а также научно-техническое сотрудничество.

Реализация второй стадии международного партнерства (прямые зарубежные инвестиции, лицензионные соглашения, консорциум) позволяет партнерам еще полнее использовать свой производственный, коммерческий, а также научно-исследовательский потенциал. В консорциумы объединяются чаще всего малые предприятия, не имеющие возможности по тем или иным причинам выходить на мировой рынок в одиночку.

Третья стадия (организация совместных предприятий) привлекательна для партнеров из разных стран тем, что они могут начать совместную деятельность в стране партнера, располагающего действующим предприятием, без инвестиций в соответствующее оборудование.

Результат слияния партнеров из разных стран в одну компанию образование наиболее эффективной в настоящее время формы международного бизнеса — ТНК (четвертая стадия).

Транснационализация производства обеспечивает международным компаниям ряд неоспоримых преимуществ

§ Возможность повышения эффективности и усиления конкурентоспособности. которые признаются общими для всех крупных производств, интегрирующих в свой состав снабженческие, производственные, научно-исследовательские, распределительные и сбытовые структуры.

§ Повышение мобильности нематериальных активов компании(управленческий, маркетинговый и другой опыт), которые в рамках транснациональной компании могут быть перенесены в другие страны, при том что внешние эффекты использования этих активов не уходят за пределы компании, оставаясь ее собственностью.

§ Дополнительные возможности повышения эффективности и усиления своей конкурентоспособности путем доступа к ресурсам иностранных государств (использование более дешевой или (и) более квалифицированной рабочей силы, сырьевых ресурсов, научно-исследовательского потенциала, производственных возможностей и финансовых ресурсов принимающей страны).

§ Близость к потребителям продукции иностранного филиала компании и возможность получения информации о перспективах рынков и конкурентном потенциале компаний принимающей страны. Филиалы ТНК получают важные преимущества перед компаниями принимающей страны в результате использования научно-технического и управленческого потенциала материнской компании и других ее филиалов.

§ Возможность использовать в своих интересах особенности государственной, в частности налоговой политики в различных странах, разницу в курсах валют и т.д.

§ Способность продлевать жизненный цикл своих технологий и продукции, «сбрасывая» их по мере устаревания в зарубежные филиалы и сосредоточивая усилия и ресурсы подразделений в материнской компании па разработке новых технологий и изделий.

§ Возможность преодолевать разного рода барьеры па пути своего внедрения на рынок той или иной страны посредством прямых инвестиций.

С учетом вышесказанного категория международного менеджмента в условиях современного международного бизнеса может быть определена следующим образом: международный менеджмент представляет собой особый вид менеджмента, к главным целям которого относятся формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ компании за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия.

Особое место в системе управления международными компаниями занимает международный финансовый менеджмент, так как все решения, принимаемые как на уровне компании в целом, так и в ее отдельных подразделениях должны иметь соответствующее финансовое обоснование (обеспечение).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: