Расчет скорости движения одиночных автомобилей

Общие положения

1.1.1. Обеспечение безопасности движения и высоких транспортных качеств автомобильных дорог является первоочередной обязанностью всех дорожных организаций, как проектных, так и эксплуатационных.

Проектные решения новых дорог и планируемые текущие мероприятия по ремонту и содержанию дорог и повышению безопасности движения эффективны только в тех случаях, когда они базируются на анализе закономерностей движения транспортных потоков и одиночных автомобилей, на результатах исследований причин аварийности и ухудшения условий работы водителей.

1.1.2. Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог определяются скоростью и себестоимостью перевозок, безопасностью и удобством проезда по дороге, ее пропускной способностью. Они не могут быть выражены обобщенным показателем. Поэтому при оценке участка дороги необходимо выяснить: среднюю скорость движения по дороге и на отдельных участках; степень опасности дорожно-транспортных происшествий (ДТП); удобство дороги для водителей и пассажиров; пропускную способность дороги. Эти же показатели следует использовать при оценке вариантов проектных решений и мероприятий, направленных на повышение транспортно-эксплуатационных качеств дороги.

Скорость движения по дороге

Расчет скорости движения одиночных автомобилей

1.2.1. Для оценки соответствия размеров отдельных элементов дороги и их сочетаний требованиям безопасности и удобства движения на основе расчетов на ЭВМ или по вспомогательным таблицам строят эпюру изменения скорости одиночного автомобиля в зависимости от параметров продольного профиля и плана без учета ограничений, предусматриваемых Правилами дорожного движения и устанавливаемыми знаками.

1.2.2. При расчете скорости движения одиночного автомобиля за расчетный автомобиль принимают: легковой ГАЗ-24, грузовой ЗИЛ-130. На промышленных дорогах выбор расчетного автомобиля должен быть обоснован анализом состава движения или парка применяемых автомобилей.

1.2.3. Расчет скорости движения одиночного автомобиля выполняют на основе его динамических характеристик с учетом следующих рекомендаций:

а) использование передач учитывают в соответствии с данными, приведенными в табл. 1.1

б) степень открытия дроссельной заслонки в зависимости от характеристик подъема дороги и двигателя автомобиля принимают по табл. 1.2 или определяют по формуле

где: i - продольный уклон, тысячные;

L - длина участка подъема, м;

N_уд - удельная мощность двигателя автомобиля, кВт/т.

Таблица 1.1

Расчетный автомобиль Передача Предельная скорость
минимальная максимальная
Легковой (ГАЗ-24) I - 41,0
II 13,0 63,0
III 20,0 98,0
IV 28,0 142,0
Грузовой (ЗИЛ-130) II 7,0 22,0
III 12,0 38,0
IV 18,5 60,0
V 28,0 90,0

Таблица 1.2

Продольный уклон, %о Степень открытия дроссельной заслонки, % Передача, используемая грузовыми автомобилями
0-40 50-60 V, IV
40-70 80-85 III, II
    I

Таблица 1.3

┌───────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐

│ Учитываемый фактор │ Коэффициент тау_3 │

├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│Дорожные условия в конце спуска (уклон более 30│ │

│%о): │ │

│ последующий подъем │ 1,2 │

│ кривая в плане R = 1000 м │ 0,8 │

│ малый мост │ 0,85 │

│ большой (средний) мост │ 0,7 │

├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│Дорожные условия перед подъемом (уклон не более│ │

│30%о): │ │

│ горизонтальный участок │ 1,1 │

│ спуск │ 1,2 │

│ малый мост │ 0,9 │

│ сужение проезжей части на 2 м │ 0,8 │

├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│Участки с ограниченной видимостью, м: │ │

│ в плане 600-700 │ 1,0 │

│ 300-400 │ 0,95 │

│ 200-250 │ 0,9 │

│ 100-150 │ 0,8 │

│ менее 100 │ 0,75 │

│ в профиле │ │

│ более 150 │ 1,0 │

│ 100 │ 0,95 │

│ 50 │ 0,75 │

│ менее 50 │ 0,6 │

├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│Кривые в плане радиусом, м: │ │

│ более 600 │ 1,0 │

│ 400 │ 0,92 │

│ 200 │ 0,8 │

│ 100 │ 0,75 │

│ 50 │ 0,7 │

│ менее 50 │ 0,6 │

├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│Малые и средние мосты (длина до 100 м) с шириной│ │

│проезжей части: │ │

│ менее ширины проезжей части дороги на 1 м │ 0,5 │

│ равной ширине проезжей части дороги │ 0,7 │

│ больше ширины проезжей части дороги на 1 м │ 0,85 │

│ то же, на 2 м │ 1,0 │

├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│Большие мосты (длина более 100 м) │ 0,7 │

│Пересечение в одном уровне: │ │

│ простые │ 0,75 │

│ канализированные │ 0,9 │

├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│Ширина обочины, м: │ │

│ 3,75 и более │ 1,0 │

│ 2,5 │ 0,9 │

│ 1,5 │ 0,85 │

│ 1,0 │ 0,75 │

│ 0,0 │ 0,60 │

├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│Препятствия на обочине при расстоянии от кромки│ │

│проезжей части, м: │ │

│ 0,0 │ 0,7 │

│ 0,5 │ 0,8 │

│ 1,5 │ 0,9 │

│ 2,0 и более │ 1,0 │

├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│Населенные пункты при расстоянии до застройки: │ │

│ 15-20 м │ 0,9 │

│ 6-10 м │ 0,8 │

│ 5 м (имеются тротуары) │ 0,7 │

│ 5 м (тротуары отсутствуют) │ 0,6 │

└───────────────────────────────────────────────────┴───────────────────┘

Таблица 1.4

┌──────────────────────────────┬────────────────────────────────────────┐

│ Тип разметки │ Коэффициент тау_3 при ширине проезжей │

│ │ части, м │

│ ├────────┬────────┬──────┬───────┬───────┤

│ │ 6 │ 7 │ 7,5 │ 9 │10,5 │

├──────────────────────────────┼────────┼────────┼──────┼───────┼───────┤

│Без разметки │ 0,70 │ 0,90 │ 1,0 │ 1,05 │ 1,10 │

├──────────────────────────────┼────────┼────────┼──────┼───────┼───────┤

│Краевая │ 0,64 │ 0,87 │ 0,98 │ 1,08 │ 1,15 │

├──────────────────────────────┼────────┼────────┼──────┼───────┼───────┤

│Осевая прерывистая │ 0,68 │ 0,89 │ 1,00 │ 1,05 │ 1,10 │

├──────────────────────────────┼────────┼────────┼──────┼───────┼───────┤

│То же, в сочетании с краевой │ 0,55 │ 0,74 │ 0,92 │ 1,08 │ 1,15 │

├──────────────────────────────┼────────┼────────┼──────┼───────┼───────┤

│Сплошная разделительная линия │ 0,59 │ 0,75 │ 0,78 │ 1,04 │ 1,10 │

└──────────────────────────────┴────────┴────────┴──────┴───────┴───────┘

Примечание. Значение тау_3 дано для горизонтальных участков и подъемов с уклоном менее 20%о.

в) скорость движения на спусках рассчитывают по динамической характеристике с учетом движения автомобиля с работающим двигателем и развивающим тяговое усилие. Предельно допустимая скорость на спуске принимается из условия управляемости автомобиля на данном типе дорожного покрытия:

на асфальто- и цементобетонном покрытии 90 км/час;

на щебеночном покрытии, обработанном битумом, 70 км/ч, не обработанном битумом, 60 км/ч.

г) влияние элементов плана дороги на скорость движения одиночного автомобиля учитывают путем умножения рассчитанной скорости на коэффициент тау_3, приведенный в табл. 1.3, 1.4;

д) эпюры скоростей по каждому участку дороги строят для обоих направлений движения.

1.2.4. Для более детальной оценки скоростей в свободных условиях движения на отдельных элементах и участках дорог можно пользоваться следующими формулами:

на больших мостах при габаритах от 6 до 13 м и длиной от 100 до 300 м:

2 2

v = 14,5Г - 0,111L - 0,462Г + 0,000033L + 0,00714Г - 24,23;

85%

v = 12,8Г - 0,92L + 0,00714L - 0,408Г - 21,83,

50%

где v_85% - скорость движения легкового автомобиля (типа ГАЗ-24) 85%-ной

обеспеченности, км/ч;

v_50% - средняя скорость движения легкового автомобиля, км/ч;

Г - габарит моста, м;

L - длина моста, м;

на двухполосных дорогах с продольными уклонами, совмещенными с кривыми в плане:

v = 29,0 + 3,85В - 0,53i +- 0,0096R + 10,8n - 10,3n,

0 л авт

где v_0 - средняя скорость автомобилей в свободных условиях, км/ч;

R - радиус кривой в плане, м;

i - продольный уклон, %о;

В - ширина проезжей части, м;

n_л - количество легковых автомобилей в составе транспортного

потока, доли единицы (при n_л = 1 формула дает значение

скорости движения легкового автомобиля);

n_авт - количество автопоездов в составе транспортного потока, доли

единицы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: