1.4.10. Метод конфликтных ситуаций используется при разработке проектов реконструкции сложных участков дорог. Под конфликтной понимается дорожно-транспортная ситуация, возникающая между участниками дорожного движения или движущимся автомобилем и обстановкой дороги, при которой возникает опасность дорожно-транспортного происшествия, если в действиях участников движения не произойдет изменения и они будут продолжать движение. Для использования метода конфликтных ситуаций необходимы данные о режимах движения, получаемые при помощи автомобилей-лабораторий.
Показателем наличия конфликтной ситуации является изменение скорости или траектории движения автомобиля. Степень опасности этой ситуации характеризуется отрицательными продольными и поперечными ускорениями, возникающими при маневрах автомобилей.
1.4.11. Конфликтные ситуации по степени опасности делятся на три типа: легкие, средние, критические (табл. 1.9).
Таблица 1.9
┌───────────────────┬────────────┬──────────────────────────────────────┐
│ Критерии │ Начальная │Отрицательные продольные и поперечные │
│ конфликтных │ скорость │ ускорения, м/с2, для конфликтной │
│ ситуаций │ движения, │ ситуации │
│ │ км/ч ├──────────┬───────────┬───────────────┤
│ │ │легкой К_1│средней К_2│критической К_3│
├───────────────────┼────────────┼──────────┼───────────┼───────────────┤
│Отрицательные │ Более 100 │ 0,5-0,9 │ 0,9-1,9 │ 1,9 │
│продольные │ 100-80 │ 0,5-1,9 │ 1,9-2,6 │ 2,6 │
│ускорения │ 80-60 │ 0,5-2,3 │ 2,3-3,2 │ 3,2 │
│ │ Менее 60 │ 0,5-2,9 │ 2,9-3,7 │ 3,7 │
├───────────────────┼────────────┼──────────┼───────────┼───────────────┤
│Поперечные │ Более 100 │ 0-0,3 │ 0,3-0,7 │ 0,7 │
│ускорения │ 100-60 │ 0,4-0,6 │ 0,6-1,1 │ 1,1 │
│ │ Менее 60 │ 0,8-1,2 │ 1,2-1,5 │ 1,5 │
└───────────────────┴────────────┴──────────┴───────────┴───────────────┘
Число конфликтных ситуаций каждого типа определяется при реконструкции дорог методом наблюдений, а при новом строительстве методами математического моделирования. Количество конфликтных ситуаций, приведенных к критической К':
К' = 0,44 K + 0,83 K + К.
1 2 3
1.4.12. Коэффициент относительной аварийности
И = 0,1 + 0,001 К,
где К - количество конфликтных ситуаций на 1 млн. авт-км; К =
K'10(6)/(NL);
N - интенсивность движения, авт/ч;
L - длина участка дороги, км.
1.4.13. Участки по опасности движения оценивают исходя из следующих значений числа конфликтных ситуаций
Число конфликтных Менее 210 210-310 310-460 Более 460
ситуаций на 1
млн. авт-км
Характеристика Неопасный Мало опасный Опасный Очень
участка опасный
В проектах новых дорог недопустимы участки с количеством конфликтных ситуаций более 210. При разработке проектов реконструкции и капитального ремонта следует проектировать участки с числом конфликтных ситуаций более 310.