1.5.1. На пересечениях в одном уровне безопасность движения зависит от направления и интенсивности пересекающихся потоков, числа точек пересечения, разветвлений и слияния потоков движения - конфликтных точек, а также от расстояния между этими точками (рис. 1.4). Чем больше автомобилей проходит через конфликтную точку, тем больше вероятность возникновения в ней дорожно-транспортного происшествия.
Таблица 1.13
┌─────────┬─────────────┬───────────────────┬───────────────────────────┐
│ Условия │ Направление │ Характеристика │ Значения коэффициентов │
│движения │ движения │ пересечения │ относительной аварийности │
│ │ автомобилей │ ├─────────────┬─────────────┤
|
|
│ │ │ │необорудован-│канализирова-│
│ │ │ │ ное │ нное │
│ │ │ │ пересечение │ пересечение │
├─────────┼─────────────┼───────────────────┼─────────────┼─────────────┤
│Слияние │ См. графичес- │Радиус поворота: │ │ │
│потоков │ кий объект │ │ │ │
│ │ "Правый пово- │R < 15 м │ 0,0250 │ 0,0200 │
│ │ рот" │R = 15 м │ 0,0040 │ 0,0020 │
│ │ │R = 15 м,│ 0,0008 │ 0,0008 │
│ │ │переходные кривые │ │ │
│ │ │R = 15 м,│ 0,0003 │ 0,0003 │
│ │ │переходно-скорост- │ │ │
│ │ │ные полосы,│ │ │
│ │ │переходные кривые │ │ │
├─────────┼─────────────┼───────────────────┼─────────────┼─────────────┤
│ │ См. графичес- │R = 10 м │ 0,0320* │ 0,0022 │
│ │ кий объект │10,0 < R < 25 м │ 0,0025* │ 0,0017* │
│ │ "Левый пово- │10,0 < R < 25 м,│ 0,0005 │ 0,0005 │
│ │ рот" │переходно-скорост- │ │ │
│ │ │ные полосы │ │ │
├─────────┼─────────────┼───────────────────┼─────────────┼─────────────┤
|
|
│Пересече-│ См. графичес- │Угол пересечения: │ │ │
│ние │ кий объект │ │ │ │
│потоков │ "Пересечение │ 0 < Альфа <= 30 │ 0,0080 │ 0,0040 │
│ │ потоков" │ 30 < Альфа <= 50 │ 0,0050 │ 0,0025 │
│ │ │ 50 < Альфа <= 75 │ 0,0036 │ 0,0018 │
│ │ │ 75 < Альфа <= 90 │ 0,0056 │ 0,0018 │
│ │ │ 90 < Альфа <= 120 │ 0,0120 │ 0,0060 │
│ │ │120 < Альфа <= 150 │ 0,0210 │ 0,0105 │
│ │ │150 < Альфа <= 180 │ 0,0350 │ 0,0175 │
├─────────┼─────────────┼───────────────────┼─────────────┼─────────────┤
│Разделе- │ См. графичес- │Радиус поворота: │ │ │
│ние │ кий объект │ │ │ │
│потоков │ "Разделение │R < 15 м │ 0,0200 │ 0,0200 │
│ │ потоков на │R = 15 м │ 0,0060 │ 0,0060 │
│ │ правом пово- │R >= 15 м,│ 0,0005 │ 0,0005 │
│ │ роте" │переходные кривые │ │ │
│ │ │R > 15 м,│ 0,0001 │ 0,0001 │
│ │ │переходные кривые с│ │ │
│ │ │переходно-скорост- │ │ │
│ │ │ной полосой │ │ │
│ ├─────────────┼───────────────────┼─────────────┼─────────────┤
│ │ См. графичес- │R < 10 м │ 0,0300 │ 0,0300 │
│ │ кий объект │ │ │ │
│ │ "Разделение │10 <= R < 25 м │ 0,0040 │ 0,0025 │
│ │ потоков на │10 < R <= 25 м,│ 0,0010 │ 0,0010 │
│ │ левом пово- │переходно-скорост- │ │ │
│ │ роте" │ные полосы │ │ │
├─────────┼─────────────┼───────────────────┼─────────────┼─────────────┤
│Два │ См. графичес- │Разделение двух│ 0,0015 │ 0,0010 │
│поворачи-│ кий объект │потоков │ │ │
│вающих │ "Два повора- │Пересечение двух│ 0,0020 │ 0,0005 │
│потока │ чивающих по- │левоповоротных │ │ │
│ │ тока" │потоков │ │ │
│ │ │Слияние двух│ 0,0025 │ 0,0012 │
│ │ │поворачивающих │ │ │
│ │ │потоков │ │ │
└─────────┴─────────────┴───────────────────┴─────────────┴─────────────┘
──────────────────────────────
* Для определения К_i в этом случае данные таблицы нужно умножить на коэффициент К_альфа:
Угол пересечения дорог,
град......................... до 30 40 50-75 90 120 150 180
К_альфа...................... 1,8 1,2 1,0 1,2 1,9 2,1 3,4
Таблица 1.14
┌─────────────┬────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────┐
|
|
│Схема маневра│ Характеристика маневра │ Радиус внутренней кромки кольца, м │
│ │ ├──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┤
│ │ │ 15 │ 20 │ 25 │ 30 │ 40 │ 50 │ 60 │ 80 │ 100 │
│ │ ├──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┤
│ │ │ Коэффициент относительной аварийности │
├─────────────┼────────────────────────────────┼──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┤
│ См. графичес- │Слияние потоков: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ кий объект │на многополосном кольце при│0,0040│0,0030│0,0022│0,0018│0,0013│0,0010│0,0008│0,0005│0,0003│
│ "Слияние │радиусе съезда более 15 м │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ потоков" │на однополосном кольце при│0,0040│0,0030│0,0022│0,0015│0,0010│0,0007│0,0005│0,0004│0,0004│
│ │радиусе съезда менее 15 м │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │то же, более 15 м │0,0040│0,0025│0,0013│0,0010│0,0007│0,0005│0,0004│0,0003│0,0003│
├─────────────┼────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
|
|
│ См. графичес- │Разделение потоков: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ кий объект │на многополосном кольце при│0,0028│0,0020│0,0014│0,0012│0,0009│0,0007│0,0005│0,0035│0,0002│
│ "Разделение │радиусе съезда более 15 м │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ потоков" │на однополосном кольце при│0,0028│0,0020│0,0014│0,0010│0,0007│0,0006│0,0005│0,0004│0,0003│
│ │радиусе съезда менее 15 м │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │то же, более 15 м │0,0016│0,0012│0,0010│0,0007│0,0005│0,0004│0,0003│0,0002│0,0002│
├─────────────┼────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│ См. графичес- │Переплетение потоков на│ - │ - │ - │0,0016│0,0013│0,0010│0,0008│0,0007│0,0006│
│ кий объект │многополосном кольце │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ "Переплетение │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ потоков на │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ многополосном │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ кольце" │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└─────────────┴────────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┘
1.5.2. Опасность конфликтной точки можно оценить по возможной аварийности в ней (количество ДТП за 1 год):
25 -7
q = K M N ──── 10,
i i i i K
r
где K_i - относительная аварийность конфликтной точки
(принимается согласно табл. 1.13, 1.14);
M_i, N_i - интенсивности движения пересекающихся в данной
конфликтной точке потоков, авт/сут;
K_r - коэффициент годовой неравномерности движения (для
европейской части РСФСР может быть принят согласно
табл. 1.15, для других областей - по данным изысканий и
обследований дорог).
Коэффициент 25 введен в формулу для учета среднего количества рабочих дней в месяц, в течение которых загрузка дорог резко превышает загрузку в нерабочие дни.
При расчетах, проводимых для существующих дорог, коэффициент К_r принимают для месяца, в который проводился учет интенсивности движения. Для вновь проектируемых дорог отношение 25/K_r принимают равным 365.
1.5.3. Степень опасности пересечения оценивается показателем безопасности движения К_а, характеризующим количество ДТП на 10 млн. автомобилей, прошедших через пересечение,
G x 10 K
r
К = ────────────,
а (M + N)25
i = n
где G = сумма q - теоретически вероятное количество ДТП на пересечении
1 i
за 1 год;
n - число конфликтных точек на пересечении;
М - интенсивность на главной дороге, авт/сут;
N - то же, для второстепенной дороги;
К_r - коэффициент годовой неравномерности движения
(см. табл. 1.15).
Таблица 1.15
┌───────┬───────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Месяцы │ Коэффициент К_r при среднегодовой суточной интенсивности │
│ │ движения, авт./сут │
│ ├────────────────┬────────────────┬──────────────┬──────────────┤
│ │ до 1000 │ 1000-2000 │ 2000-6000 │ > 6000 │
├───────┼────────────────┼────────────────┼──────────────┼──────────────┤
│ I │ 0,0885 │ 0,0800 │ 0,0510 │ 0,0510 │
│ II │ 0,0860 │ 0,0660 │ 0,0550 │ 0,0585 │
│ III │ 0,0860 │ 0,0714 │ 0,0550 │ 0,0670 │
│ IV │ 0,0800 │ 0,0750 │ 0,0690 │ 0,0790 │
│ V │ 0,0800 │ 0,0850 │ 0,0750 │ 0,0850 │
│ VI │ 0,0860 │ 0,0714 │ 0,0860 │ 0,0855 │
│ VII │ 0,0816 │ 0,0784 │ 0,1160 │ 0,1000 │
│ VIII │ 0,0875 │ 0,0850 │ 0,1230 │ 0,1320 │
│ IX │ 0,0900 │ 0,1100 │ 0,1130 │ 0,1080 │
│ X │ 0,0840 │ 0,0960 │ 0,0870 │ 0,0890 │
│ XI │ 0,0715 │ 0,0850 │ 0,0834 │ 0,0800 │
│ XII │ 0,0775 │ 0,0790 │ 0,0760 │ 0,0780 │
└───────┴────────────────┴────────────────┴──────────────┴──────────────┘
Показатель К_а характеризует степень обеспечения безопасности движения на пересечении:
К_а..................... < 3 3,1-8,0 8,1-12 > 12
Опасность пересечения Неопасное Мало опасное Опасное Очень
опасное
При проектировании новых дорог или реконструкции существующих для каждого варианта пересечения определяют показатель К_а. Чем он меньше, тем удачнее схема пересечения. На вновь проектируемых дорогах показатель безопасности на пересечениях в одном уровне не должен превышать 8, в противном случае должны быть разработаны более безопасные схемы пересечения.
1.5.4. При высокой интенсивности поворачивающих налево потоков автомобилей наиболее целесообразно устраивать кольцевые пересечения, опасность движения по которым в 2-2,5 раза меньше, чем по крестообразным, благодаря тому, что маневры пересечения транспортных потоков заменяются менее опасными маневрами слияния и разделения потоков.
Значения коэффициентов относительной аварийности для кольцевых пересечений приведены в табл. 1.14.