Организация работы маршрутных автобусов
Ежедневный выпуск автобусов на линию осуществляется на основании:
1. утвержденного расписания
2. месячного графика выпуска
3. суточного наряда выпуска автобусов по маршрутам
1. рабочее расписание движения автобусов
2. путевой лист
3. билеты, проездные
4. кондукторская ведомость
Выпуск осуществляет дежурный механик КПП, на основании графика-выпуска.
Основные принципы при организации маршрутных автобусов:
1. соблюдение правил дорожного движения
2. соблюдение правил безопасности перевозок пассажиров
3. соблюдение интервалов движения по всему маршруту
4. движение должно быть регулярным, без нарушения расписания.
Чтобы достигнуть высокой регулярности движения и строго выдерживать установленный интервал движения необходимо:
1. установить дифференцированные нормы времени рейса автобуса по часам суток
2. расписание движение привести в соответствие с колебаниями пассажиропотока
3. установить более совершенную форму контроля и регулирования движения маршрутных автобусов
4. ликвидировать случаи схода автобуса с линии по технической неисправности
Формы движения автобусов по маршрутам:
- обычные (ровный пассажиропоток)
- полуэкспрессная (при неравномерности пассажиропотока по длине маршрута)
- экспрессная (подвозящие от начального до конечного пункта без остановок)
- по укороченному участку маршрута (организуют при необходимости увеличения частоты движения автобусов на определенном участке маршрута в случае увеличения пассажиронапряженности).
В часы “пик” движение автобусов может быть организовано по системе спаренных рейсов (групповое движение). Эта система предусматривает одновременное движение 2-х автобусов или группы автобусов по единому расписанию без интервала по времени.
Целью организации группового движения автобусов является повышение пропускной способности остановочных пунктов и провозной возможности автобусного маршрута в случаях, когда обычный режим движения приводит к снижению эффективности работы и качества обслуживания пассажиров.
Максимальная возможная пропускная способность при одиночном движении
Фактическая пропускная способность при одиночном движении
Фактическая пропускная способность при групповом движении
рис. Пропускная способность остановочного пункта за время t
где I – минимальный интервал, определяющий пропускную способность остановочного пункта;
Iф1…Iф13 – фактические интервалы движения при одиночной работе автобуса;
i – интервал между первым и последним автобусом в группе;
τ – интервал между соседними автобусами, определяющийся по условию безопасности движения;
Iгр – фактический интервал между группами автобусов.
Повышение пропускной способности остановочного пункта при групповом движении достигается следующим образом: при обычной организации движения расчетный интервал I может нарушаться под действием различных факторов, это приводит к появлению интервала больше или меньше расчетного. При малых интервалах образуются очереди автобусов в ожидании возможности подъезда к остановочному пункту. Любое увеличение фактического интервала по сравнению с расчетным приводит к тому, что за определенный отрезок времени фактическая пропускная способность остановочного пункта будет ниже расчетной. Эффект при организации группового движения достигается за счет того, что в пределах группы автобусы движутся на дистанции, определяемой безопасностью, благодаря чему расчетный интервал между группами автобусов возрастает пропорционально по числу автобусов в группе, поэтому групповое движение становится эффективным при достижении расчетным интервалом критического значения.
Факторами, определяющими целесообразную сферу применения группового движения, являются плановый интервал движения и регулярность движения.
При 1,5>I групповое движение эффективно в любых случаях. При I>5 переход на групповое движение не целесообразен из-за возрастания расчетного интервала до 10 мин и более, что существенно влияет на качество транспортного обслуживания.
Если расчетный интервал движения находится в пределах Iкр=1,5≤I≤Iпр=5, то при решении вопросов о целесообразности введения группового движения необходимо принимать во внимание регулярность движения.
С повышением регулярности движения сфера применения группового движения сужается. При переходе на групповое движение регулярность каждого автобуса в группе учитывают по единому для всех автобусов расписанию движения.