Требования к ровности дорожных покрытий

9.2.1. Для обеспечения безопасного и комфортабельного движения на дороге покрытие должно быть ровным. Неровности на дорожном покрытии вызывают колебания автомобиля, приводящие к быстрому утомлению водителя, увеличению тормозного пути, ухудшению управляемости. Помимо этого, при взаимодействии колес автомобиля с неровностями на проезжей части возникают динамические усилия, вызывающие интенсивное разрушение дорожной одежды.

9.2.2. Понятие "ровность" относится к геометрическим характеристикам поверхности покрытия и определяется размером и формой фактической поверхности проезжей части дороги.

9.2.3. Применяемые для оценки ровности показатели зависят от типа используемого измерительного прибора и принципа его действия.

В СССР для оценки ровности дорожных покрытий используют 3-метровые рейки разных типов, толчкомер и прибор ПКРС-2. Методики измерений каждым из указанных приборов приведены в прилагаемых к ним инструкциям. В качестве базовых приняты показания 3-метровой рейки с клином, к которым приводят показания приборов других типов, используя имеющиеся корреляционные зависимости.

Таблица 9.1

┌──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐

│ Типы покрытий и измеряемые │ Оценка ровности │

│ параметры ├─────────┬──────────┬───────────────┤

│ │ отлично │ хорошо │удовлетворите- │

│ │ │ │ льно │

├──────────────────────────────────┼─────────┼──────────┼───────────────┤

│Капитальные покрытия │ │ │ │

│Количество просветов, %: │ │ │ │

│ до 3 мм │ 95 │ 90 │ 80 │

│ более 5 мм │ 1 │ 2 │ 5 │

│Допустимый максимальный просвет,│ 7 │ 8 │ 10 │

│мм │ │ │ │

│Облегченные покрытия │ │ │ │

│Количество просветов, %: │ │ │ │

│ до 3 мм │ 95 │ 90 │ 80 │

│ более 7 мм │ 1 │ 2 │ 5 │

│Допустимый максимальный просвет,│ 9 │ 11 │ 14 │

│мм │ │ │ │

│Переходные покрытия │ │ │ │

│Количество просветов, %: │ │ │ │

│ до 8 мм │ 95 │ 90 │ 80 │

│ более 15 мм │ 1 │ 2 │ 5 │

│Допустимый максимальный просвет,│ 20 │ 25 │ 30 │

│мм │ │ │ │

└──────────────────────────────────┴─────────┴──────────┴───────────────┘

Таблица 9.2

┌─────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐

│ Типы покрытий │Кол-во максимальных просветов под 3-метровой │

│ (максимальный просвет) │ рейкой, %, для категорий дорог │

│ ├─────────────┬────────────────┬──────────────┤

│ │ I, II │ III, IV │ IV, V │

├─────────────────────────┼─────────────┼────────────────┼──────────────┤

│Капитальные (10 мм) │ 6-7 │ 7-12 │ 12 │

│Облегченные (14 мм) │ - │ 7-10 │ 10 │

│Переходные (30 мм) │ - │ - │ 5 │

└─────────────────────────┴─────────────┴────────────────┴──────────────┘

Таблица 9.3

┌─────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────┐

│ Оценка │ Показатели ровности покрытий при измерениях │

│ │ толчкомером, см/км, для покрытий │

│ ├────────────────┬─────────────────┬──────────────────┤

│ │ капитальных │ облегченных │ переходных │

├─────────────────┼────────────────┼─────────────────┼──────────────────┤

│Отлично │ 60(70) │ 80(90) │ 200(300) │

│Хорошо │ 61-80(71-100) │ 81-120(91-140) │ 201-280(231-320) │

│Удовлетворительно│81-120(101-140) │121-180(141-210) │ 281-400(321-460) │

└─────────────────┴────────────────┴─────────────────┴──────────────────┘

Примечание. Допустимые значения ровности выражены показателем толчкомера, установленного на автомобиле УАЗ-452 (в скобках - на автобусе ПАЗ-672); в салоне и кабине - не более 3 чел.

9.2.4. Из-за высокой трудоемкости процесса измерений 3-метровые рейки для оценки ровности применяют редко и в основном при выборочном контроле на участках незначительного протяжения.

Показатели ровности покрытий дорог при измерениях 3-метровой рейкой не должны превышать значений, приведенных в табл. 9.1.

В процессе эксплуатации дороги не допускается, чтобы количество максимальных просветов, приведенных в табл. 9.1, превышало значения, указанные в табл. 9.2.

9.2.5. При оценке ровности на маршрутах значительного протяжения применяют толчкомер или установку ПКРС-2. В этом случае ровность оценивают по суммарному сжатию рессор автомобиля и выражают в см/км. Предельно допустимые показатели ровности при измерениях толчкомером ТХК в см/км приведены в табл. 9.3.

9.2.6. Показатели ровности при измерениях установкой ПКРС-2 имеют следующие предельно допустимые значения:

Оценка................... Отлично Хорошо Удовлетворительно

Показатели ровности по

прибору ПКРС-2, см/км.... 390 391-480 481-650

Глава 10.
Населенные пункты и примыкающие к ним участки дорог

10.1. Общие положения

10.2. Дополнительные полосы для местного движения, тротуары

и пешеходные дорожки, ограждения

10.3. Велосипедные дорожки и велосипедные полосы

10.4. Переходы через дорогу

10.5. Места стоянок и автобусные остановки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: