10.4.1. Планировка населенных пунктов и мероприятия по их благоустройству должны способствовать устранению числа переходов через дороги и обеспечению их организованности.
В малых населенных пунктах следует устраивать достаточное количество колодцев и водозаборных колонок, размещая их с разных сторон дороги, чтобы предотвратить необходимость перехода через дорогу. Расположение их в шахматном порядке недопустимо.
Пункты питания и торговли, медицинские и зрелищные учреждения располагают на расстоянии не менее 20 м от дороги. Против ведущих к этим зданиям тротуаров оборудуют переходы через дорогу.
10.4.2. В крупных населенных пунктах пешеходные переходы располагают не реже чем через 300 м. В населенных пунктах протяженностью до 0,5 км устраивают не более двух пешеходных переходов с интервалом 150-200 м. Места пешеходных переходов должны быть оборудованы и хорошо просматриваться на расстоянии не менее 150 м.
Во избежание неорганизованного движения пешеходов по проезжей части автомобильных дорог в пределах населенных пунктов при высокой интенсивности движения автомобилей устанавливают ограждения по краям тротуаров (на дорогах Iб категории - дополнительно сетку по оси разделительной полосы). Конструкция ограждения не должна стеснять движения автомобилей.
10.4.3. Для повышения безопасности движения в населенных пунктах устраивают оборудованные переходы. На дорогах II, III категорий предусматривают оборудованные пешеходные переходы в одном уровне типа "зебра", устраиваемые при интенсивности движения более 200 авт/ч в местах сосредоточения пешеходов, пересекающих дорогу.
Светофорное регулирование и строительство подземного перехода для дорог II, III категорий применяются при соответствующей интенсивности движения пешеходов и автомобилей (рис. 10.1).
Таблица 10.3
┌───────────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐
│Интенсивность движения │ Пропускная способность пешеходного перехода, │
│ по дороге в одном │ чел/ч, при разной его удаленности от │
│ уровне, авт/ч │ перекрестка, м │
│ ├───────────┬────────────┬───────────┬──────────┤
│ │ 200 │ 400 │ 600 │ 800 │
├───────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┼──────────┤
│ 1000 │ 140 │ 130 │ 110 │ 100 │
│ 1200 │ 100 │ 90 │ 80 │ 70 │
│ 1400 │ 80 │ 70 │ 60 │ 55 │
└───────────────────────┴───────────┴────────────┴───────────┴──────────┘
На дорогах категории Iб необходимо строить подземные пешеходные переходы и принимать меры для устранения возможности перехода через дорогу в одном уровне.
10.4.4. В случаях устройства наземных пешеходных переходов без светофоров на дороге с четырьмя полосами движения в пригородной зоне при оценке их пропускной способности необходимо учитывать их расположение относительно перекрестка, имеющего светофорное регулирование. В табл. 10.3 приведены значения пропускной способности нерегулируемого пешеходного перехода для средней длительности красного сигнала светофора на перекрестке (40 с).
10.4.5. На дорогах категории Iб-III в пределах населенных пунктов сельского типа в насыпях высотой более 3,0 м рекомендуется взамен водопропускных труб устраивать скотопрогоны. Специальные скотопрогоны устраивают на окраинах населенных пунктов, вблизи пересечений с местными дорогами.