Борьба с транспортным шумом

16.2.1. При проектировании шумозащитных мероприятий сложность достижения требуемого снижения уровней шума можно оценить следующим образом:

Требуемое снижение уровня

шума, дБА................. 5 10 15 20

Сложность достижения Легко Достижимо Сложно Очень сложно

результатов............... (возможно)

16.2.2. Основной принцип разработки мероприятий по защите от транспортного шума - функциональное зонирование придорожных территорий с учетом допустимых уровней звука для зданий различного назначения.

16.2.3. При проектировании обходов населенных пунктов, развитии сети автомобильных дорог необходимо учитывать, что снижение уровней шума наиболее эффективно в диапазоне интенсивности движения в час пик до 400 авт/ч, когда уменьшение интенсивности, например, на 200 авт/ч приводит к снижению уровня шума на 1,5 дБА. Изменение же интенсивности от 2000 авт/ч до 1500 авт/ч снижает уровень шума транспортного потока всего на 0,5 дБА.

16.2.4. При проложении дорог вблизи от застройки следует использовать элементы рельефа в качестве естественных преград на пути распространения шума, трассировать дорогу в естественных выемках, по дну оврагов, ложбин и т.п.

16.2.5. Поскольку увеличение расстояния от автомобильной дороги до населенного пункта создает дополнительные трудности для использующих данную дорогу, расстояние удаления должно быть минимально необходимым, а вызванный этим перепробег учтен при сравнении различных методов защиты от транспортного шума.

16.2.6. В случаях, когда уровни транспортного шума не превышают допустимые более чем на 15 дБА, а увеличение расстояния до жилой застройки невозможно или нецелесообразно, необходимо предусматривать специальные шумозащитные сооружения и рационально проектировать поперечный профиль земляного полотна. Существенное влияние на снижение транспортного шума оказывают препятствия в виде шумозащитных барьеров, галерей, грунтовых валов, откосов выемок.

16.2.7. Размещение шумозащитных сооружений и их ограждения на поперечном профиле должны обеспечивать безопасность движения, минимум затрат на их содержание, удобную очистку проезжей части и обочин, доступность для производства работ по эксплуатации. Примеры зон, легко и трудно доступных для службы эксплуатации, показаны на рис. 16.1 и 16.2. Расстояние от кромки проезжей части до шумозащитного барьера должно обеспечивать размещение снега при его уборке с проезжей части (табл. 16.1).

16.2.8. Шумозащитные барьеры не должны являться элементами повышенной опасности. Для достижения этих целей барьеры могут быть вынесены за границу полосы отвода автомобильной дороги, выполнены комбинированными с ограждениями, защищены ограждениями (рис. 16.3). В последнем случае расстояние между ограждениями и шумозащитным сооружением должно быть больше максимального прогиба ограждения при наезде автомобиля с расчетной скоростью и достаточным для обеспечения возможности механизированной уборки снега. Длину отгона ограждений за шумозащитным сооружением назначают не менее 9 м.

Таблица 16.1

┌────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────┐

│ Ширина проезжей │ Расстояние до шумозащитного барьера, м, при его │

│ части, м │ расположении │

│ ├──────────────────────────┬───────────────────────┤

│ │ с одной стороны дороги │ с двух сторон дороги │

├────────────────────┼──────────────────────────┼───────────────────────┤

│ 7 │ 2 │ - │

│ 9 │ 2,5 │ 2 │

│ 10,5 │ 2,5-3,0 │ 2 │

│ 15 │ 3,0-3,5 │ 2,5 │

│ 20 │ 3,5-4,0 │ 2,5 │

└────────────────────┴──────────────────────────┴───────────────────────┘

16.2.9. При расположении жилой застройки с обеих сторон от автомобильной дороги отражение шума от поверхности барьера может привести к его увеличению в жилой застройке. В таких случаях применяют шумопоглощающие барьеры, которые в результате поглощения звуковой энергии в отличие от шумоотражающих не вызывают увеличения уровней шума на противоположной стороне и в салонах проезжающих автомобилей (рис.16.4).

16.2.10. Снижение шума в застройке можно достичь также за счет наклона шумоотражающего барьера и отражения шума в сторону от жилой застройки (рис. 16.5), либо строительством ступенчатого шумоотражающего барьера (рис. 16.6). Угол наклона барьера определяется в соответствии со схемой, приведенной на рис. 16.6.

16.2.11. Шумоотражающие барьеры проектируют достаточно большой массы для обеспечения требуемой звукоизоляции при заданном снижении уровня звука:

Снижение уровня звука по

расчету, дБА................... 5 10 14 16 18 20 22 24

Минимальная удельная масса

конструкции, кг/м2............. 14,5 17 17 19,5 22 24,5 32 39

16.2.12. При наличии разделительной полосы на автомобильной дороге шумозащитный барьер устанавливают также по ее оси, совмещая при необходимости с ограждением. В этих случаях барьер одновременно препятствует ослеплению водителей светом фар встречных автомобилей. Высота шумопоглощающего барьера для обеспечения высокой эффективности его работы должна быть не менее 2 м.

16.2.13. Минимальная длина шумозащитного барьера за пределами жилой застройки должна составлять не менее 100-150 м и может быть уменьшена, если его концы отогнуты в плане в сторону от источника шума (рис. 16.7). Угол альфа при этом должен быть постоянным.

16.2.14. Для придания шумозащитным барьерам лучшего внешнего вида рекомендуется сажать около них декоративные растения, которые, украшая дорогу и частично устраняя однообразный вид барьера, усиливают шумопоглощающее действие барьера, особенно в летнее время.

16.2.15. Шумозащитные барьеры и их стойки должны рассчитываться на ветровые нагрузки, быть прочными и долговечными, легко монтироваться в полевых условиях, вписываться в ландшафт. Их устройство не должно приводить к снижению безопасности движения из-за ухудшения освещенности проезжей части в дневное время, появления резких теней на покрытии, повышения утомляемости водителя вследствие однообразия окружающей обстановки.

16.2.16. Для защиты от транспортного шума с использованием шумозащитных барьеров и грунтовых валов могут быть рекомендованы типовые поперечные профили земляного полотна с необходимыми уширениями для обеспечения снегоочистки проезжей части в случае расположения шумозащитных сооружений на земляном полотне (рис. 16.8).

16.2.17. Проектирование земляного полотна в выемках в пределах населенных пунктов является одним из эффективных способов защиты от шума. При использовании откосов выемок как способа защиты от шума их рекомендуется выполнять без округления верхней кромки для обеспечения большего снижения шума. Если глубина выемки является недостаточной, ее эффективность может быть увеличена путем установки шумозащитных барьеров или отсыпки грунтовых валов необтекаемой формы.

16.2.18. В местах расположения остановок общественного транспорта для обеспечения прохода людей предусматривают разрывы в барьере с устройством контрбарьеров (рис. 16.9). Минимальное взаимное перекрытие барьеров должно быть не менее двойной ширины прохода. Внутреннюю сторону барьера выполняют шумопоглощающей. Минимальную ширину прохода назначают не менее 2 м.

16.2.19. Разработку рекомендаций по снижению шума средствами организации движения осуществляют, если значения уровней шума превышают допустимые не более чем на 3 дБА. К таким средствам относятся: снижение скоростей движения, уменьшение задержек автомобилей на пересечениях, распределение потоков автомобилей по параллельным маршрутам, обеспечение постоянной скорости движения автомобилей по дороге без переключения передач. Снижение средней скорости движения на 10 и 20 км/ч приводит к уменьшению уровня звука на 1,5 и 3,5 дБА соответственно.

16.2.20. Для снижения уровней звука транспортных потоков в жилой зоне рекомендуется устраивать покрытия из мелкощебенистого асфальтобетона, а при применении шероховатых поверхностных обработок использовать щебень не крупнее 10 мм.

16.2.21. Эффективность снижения шума зелеными насаждениями зависит от конструкции посадки, подбора древесно-кустарниковых пород, плотности и густоты крон, возраста посадок. Конструкция шумозащитных полос зеленых насаждений должна обеспечивать плотное смыкание пространства под кронами до поверхности земли или его заполнение густым кустарником. По периметру полос устраивают живую изгородь из кустарников. Вследствие большей шумозащитной эффективности наиболее целесообразна шахматная посадка. Высота деревьев и шумозащитных посадок должна быть не менее 5-8 м, а ширина каждой полосы не менее 8 м. Норму посадки деревьев на 1 м2 и шумозащитных полосах принимают выше, чем при обычном озеленении.

10.2.22. Шумозащитные зеленые насаждения желательно проектировать из одних или нескольких полос с разрывом между ними. Разрывы должны быть не шире высоты деревьев. Шумозащитные зеленые насаждения, состоящие из нескольких полос, обладают более высокой эффективностью снижения шума, чем сплошные, в результате отражения звуковых волн от каждой полосы.

16.2.23. Полосы зеленых насаждений рекомендуется располагать как можно ближе к источнику шума, но из условий безопасности движения не ближе 9-10 м от кромки проезжей части. Количество полос определяется фактической шириной полосы отвода, так как увеличение их числа приводит к большему снижению шума. На снегозаносимых участках минимальные расстояния от бровки земляного полотна до зеленых насаждений принимают следующие:

Расчетный объем снегопереноса, м на Расстояние от бровки земляного

1 м длины дороги полотна до насаждений, м

10-25 15-25

50 30

75 40

100 50

125 60

150 65

200 70

16.2.24. Древесные и кустарниковые породы для создания шумозащитных насаждений подбирают с учетом почвенных условий каждого участка, а также биологических, хозяйственных, специфических снегозадерживающих свойств деревьев и кустарников, их устойчивости против воздействия соли, применяемой для борьбы с гололедом. Предпочтение следует отдавать породам с высоким удельным весом "зеленой массы", густым ветвлением, плотностью крон и хорошим порослевым возобновлением, быстрым ростом в первые годы после посадки, не подверженным снеголому.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: