Проблемы недропользования в Республике Казахстан

Контроль за соблюдением законодательства РК в области использования недр осуществляется с помощью различных видов проверок объектов недропользования. Так в 2004 году, в ходе плановых проверок было выявлено около 100 нарушений нормативно-правовых актов по недропользованию с наложением штрафов на общую сумму 923 тысячи тенге.

Среди основных проблем недропользования главной является интенсивная отработка имеющихся запасов основного стратегического сырья (медь, свинец, цинк), в результате чего происходит невосполнимое истощение запасов из-за малых объемов геолого-разведочных работ. Характерным для минерально-сырьевого комплекса региона является хроническое отставание подготовки рудной базы металлургических предприятий. Так, предприятия медной промышленности, входящие в корпорацию «Казахмыс», за исключением Саякского рудника, дорабатывающего свои запасы, в основном восстановили уровень производства 1991 года, за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений, разведанных еще в советское время. Однако в условиях почти полного прекращения геолого-разведочных работ, происходит истощение запасов, что неизбежно приведет к сокращению добычи руд и меди. Еще в советские времена Центральный Казахстан являлся основным поставщиком сырья для металлургического производства. В настоящее время Казахстан по объемам разведанных запасов медной руды занимает одно из ведущих мест в мире, а по содержанию они значительно уступают общемировым. Поэтому необходимы поиски новых месторождений с более высоким качеством руд. Вторая проблема заключается в том, что не в полной мере используются возможности уже имеющихся в регионе месторождений. Так, учитывая рост цен вольфрамо — молибденовой продукции на мировом рынке, месторождения этого типа остаются незадействованными.

Система экономических отношений в сфере недропользования претерпевает радикальные преобразования в условиях рыночной экономики. Установление обоснованных величин платежей и налогов за пользование природными, в частности недровыми ресурсами обязательно с переходом на принципы платного природопользования, обусловленный развитием рыночной экономики в Республике Казахстан.

В настоящее время и в будущем недровые ресурсы республики играют и будут играть основополагающую роль в укреплении экономики страны, поэтому от оптимальности структуры употребляемых видов и величин этих платежей и налогов за пользование недровыми ресурсами будут зависеть эффективность производства, степень рационального использования природных ресурсов страны.

В нашей стране преобразование отношений собственности обуславливает коренной характер преобразований в налоговой системе и системе платежей. При этом налоги и платежи выступают в особенности главных инструментов огосударствления части национального дохода, представляющего собой финансовую и материальную основу всей социально-экономической системы. Назрели необходимость разработки собственной модели налогообложения и платежей за пользование природными, в частности недровыми ресурсами Республики Казахстан, который в этом плане не имел опыта функционирования налоговых и платежных систем до вхождения в рыночную экономику. В Казахстане не существовало известной практики установления и взимание платежей указанного типа.

Ведение мониторинга недр регулируется Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, “О недрах и недропользовании” от 27 января 1996г. а также Положением о государственном мониторинге недр Республики Казахстан, утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 января 1997г. №106.

Государственный мониторинг недр — система наблюдений за состоянием недр для обеспечения рационального использования государственного фонда недр и своевременного выявления их изменений, оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов (ст. 56 Указа) рассмотрим, что же представляет собой мониторинг недр, отталкиваясь от таких положений, которые раскрывают объект мониторинга недр, его субъектов, цели и задачи, виды, содержание, систему и методы мониторинга недр.

Объектом государственного мониторинга недр является недра Республики Казахстан и происходящие в них процессы. Если более детально подходить к определению объектов мониторинга, то к ним относятся природные и природно-техногенные системы, включая горнорудные районы, нефтегазоносные провинции, бассейны подземных вод, месторождения полезных ископаемых, в том числе подземных вод, водоносные комплексы и горизонты, водоупорные толщи, геологические тела с протекающими в них геологическими процессами (карст, суффозия, эрозия и т. п.), геофизические, сейсмические, гравитационные и другие поля, участки недропользования и загрязнение недр, горные выработки и водозаборы и др. …

Контрольные вопросы:

1. Что такое экономическая оценка природных ресурсов?

2. Что такое Государственный мониторинг недр?

3. Какие ресурсы республики играют и будут играть основополагающую роль в укреплении экономики страны?

Литература:

1. Разовский Ю.В., Рента.- М.: ОАО «НПО» изд-во «Экономика». 2000.-221с.
2.Закон «О порядке создания Единой государственной системы мониторинга недропользования Республики Казахстан»
3. Байдельдинов Д.Л. Правовой механизм государственного управления в экологии Алматы, 2007г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: